Всем привет. Это история о том, как НЕ надо писать книги. И лишь иногда – о том, как все-таки надо.
Сегодня я поскреб по сусекам и вытащил на свет Божий книгу, о которой довольно трудно сложить мнение, хотя лично мне она пришлась очень по душе. Любите космические оперы, погони, стрельбу? А что насчет Космической церкви, монастырей-звездолетов и Божественного Императора (не путать с трупом на троне из Вархаммера)? Представляю вашему вниманию творение Натальи Игнатовой – «Бастард фон Нарбэ»!
Вообще, не могу сказать, что я люблю женщин-писателей. И дело тут не в сексизме или комплексах – просто стиль письма большинства женщин разительно отличаются от мужчин. За исключением, может, Марии Семеновой (про того самого, из рода Серых Псов), Мэри Шелли (если знаешь создателя Франкенштейна – плюсик тебе!) и еще пары писательниц, большинство женщин съезжают в сопливые истории про принца и принцессу, вечную любовь, бла-бла-бла. Ну или пишут свою версию «библии БДСМ» про планету Гор либо гомосексуальные отношения, что тоже не добавляет им очков в моих глазах. Ну или «50 оттенков серого», но это, сами понимаете, ниша, оккупированная женщинами. Просто не представляю себе, как сидит бородатый дяденька и пишет: «она нащупала его горячий и твердый огурец, и страстно захотела ощутить его внутри себя». Сам я такой литературы, конечно же, не читал (мне друзья рассказывали), и вам не советую.
Гомофоб alert – в книге про звездолеты, космос и рыцарей-пилотов-священников вас ждут гомосексуальные отношения или намеки на них. То есть не совсем вас, но… в общем, я предупредил.
Для начала нужно ввести вас в курс дела. Есть Божественный император (не путать с трупом на троне!), есть Церковь, разные подразделения которой занимаются государственными делами от армии и флота и чуть ли не до ЖКХ и чистки клозетов. Есть непомерных размеров Империя Шэн, населенная мирянами, которых Церковь защищает, воспитывает, и так далее. Естественно, попутно окучивая последних через СМИ на тему патриотизма и престижа Церкви. И есть масса внешних врагов, дерьмовых союзников и заокеанских партнеров. Энто и пираты, и другие империи, и феодальные владения неких маркграфов, каждый из которых третирует свое население как хочет – хочешь - генетические эксперименты разводи, хочешь – телевизоры и прочую электронику вставляй им в телеса.
Естественно, если церковь узнает о таких нарушениях прав человека, то направляет зондеркоманду из особо прокачанных священников, которые с Божьей помощью наводят порядок особо забористыми молитвами крупного калибра. Но это что касается формально подотчетных территорий. Есть, помимо прочего, масса секторов, где творится полный беспредел, и куда Империя не суется от греха подальше. Всякие пиратские регионы, некие Вольные земли, где обитают всякие беспредельщики, которые только и ждут, чтобы кого-нибудь зазевавшегося поработить и киборгизировать. Вот идешь ты себе такой, поскользнулся, упал, очнулся – ну и вы поняли.
Главный герой – Лукас фон Нарбэ, рыцарь-пилот (больше пафоса) ордена Десницы Господней (еще больше пафоса!), потомок древнего рода аристократов (MOAR PAFOSSS!), признанный Первым пилотом галактической империи Шэн (MONSTERCOMBOPAFOSSS!!!). При этом, как и полагается типичному главному герою, скромен, набожен, справедлив, исполняет заповеди Господни так, будто он сам их написал.
Хотя, конечно, все не так плохо – по ходу книги ореол Галактического Марти Сью потихоньку развеивается, и многие моменты проясняются, мотивация героя прописывается и сглаживает впечатление. Но об этом позже.
Действие книги начинается с катастрофы. Читатель, только открывший книгу, рискует захлебнуться в потоке сознания автора, усердные по ходу действия сообразят, что во время самой обычной инспекции одного из баронств на предмет вышеупомянутого попирания человеческих прав и свобод, всю священскую делегацию экстерминируют, и лишь Лукасу (позывной Аристо) по случайности удается спастись.
Но это случайность не из тех, что «рядом взорвался заряд тротила, но мне повезло, меня случайно не задело», Наталья Игнатова в этом моменте, да и во многих других старается более менее внятно объяснить подобные ситуации.
Естественно, за последним выжившим начинают охоту. Погони, перестрелки, подставь правую щеку, я сейчас по ней врежу. Во время блужданий по коридорам и отсекам Лукас случайно (не, ну правда =( ) находит то, что искала комиссия по правам человека – женщину, ставшую жертвой эксперимента по превращению человека в супер-солдата.
Естественно, они вырываются с планеты, попутно залутав крутой корабль. Лукас решает доставить девушку по имени Луиза в свой монастырь в качестве доказательства того, что одному зарвавшемуся дворянину нужна порция живительной эвтаназии. Но тут возникает проблема – получив ранение в бою, Луиза почувствовала на себе все последствия генетических мутаций. Говорила мне мама не лезть в генетику! Если вкратце, то эффект от раны был такой же, как в «Голове профессора Доуэля» товарища Беляева – рана не заживала, плоть постепенно разрушалась.
А вы ждали любовную историю? А вот фиг. Несмотря на то, что Лукас гонит вперед как сумасшедший, довезти девушку он хоть и успевает, но вот помочь ей - нет. Кстати, насчет межзвездных перелетов. Для того, чтобы преодолевать расстояния между звездами, корабли ныряют в так называемое «подпространство», или, на жаргоне святых рыцарей – «подвал», и чем ты глубже при этом нырнешь, тем быстрее долетишь до цели. И тут я начинаю слышать стоны Слаанеш, которое вспоминает, как автор слизывала варп с Вархаммера. Суть в том, что на определенном уровне подвала есть неиллюзорная вероятность съехать по фазе или двинуть коней, и лишь молитва священника может защитить и корабль, и экипаж. При этом, чем истовей верит священник, тем сильнее защита корабля, и тем глубже можно нырять, тем быстрее лететь и не падать. Выкуси, Протон-М! Начинаю понимать, почему освящают ракеты перед запуском.
Чтобы спасти Луизу, он призывает нарушить один из приказов Божественного императора (не путать с трупом на троне) – заказать на земле и привезти контрабандой искусственное тело для Луизы, и, пересадив мозг, спасти ее.
После монолога на тему ценности каждой человеческой жизни, церковники впали в некоторый ангст – с одной стороны, киборгов на кол, богопротивно, с другой – жизнь мирян превыше всего. В книге церковники, к слову, выступают не безликой бюрократической машиной с золочеными куполами, а вполне себе людьми, которые руководствуются в своей деятельности нормами морали и вполне понимали всю ответственность за свои поступки. То есть у священников все права и преимущества – он может взять твой корабль и как звать не спросит, бесплатно ездит на общественном транспорте и может потребовать себе практически что угодно, и получит, что немаловажно. При этом все как бы понимают, что это делается не прикола ради, а только по необходимости, и сама мораль священников в сочетании с заповедями не позволяют им этого сделать. О нарушителях ничего не говорится в книге, поскольку в далеком будущем наука о воспитании и пропаганде шагнула далеко вперед, но, как подозреваю – сознательный нарушитель, обожравшийся нахаляву пончиками и отобравший у мирянина звездолет марки БМВ рискует получить порцию целебных лещей и оздоровительный костер, а пострадавшие – компенсацию с горкой.
И по сути все довольны – всемогущая церковь надежно защищает, по большому счету непогрешима и несправедливости в отношении мирян не допускает, а то, что киборги, мутанты и псионики в империи запрещены – это ничего, можно и потерпеть. Страдают от этого лишь псионики, которые могут родиться в любой семье. У них два пути – либо служба на благо государства где-нибудь на границе, либо биореактор, снова-таки на благо государства. Такая радикальная позиция в отношении меньшинств со стороны Церкви объясняется – все эти категории, внешне не сильно отличаясь от обычных мирян, могут проворачивать такие аферы, которые Оушену и его друзьям даже и не снились. Особенно псионики, каждый из которых обладает определенной способностью. Человек, который может усилием воли поджигать предметы, - хотели бы себе такого в качестве соседа? Вот и я не особо, разве что на шашлыки звать.
И вот для Луизы делают исключение, но не успевают – она умирает раньше, и Лукас начинает страдать, считая себя виноватым, добавляя к этому гибель своих друзей (окружение героя в книге – не просто статисты, они влияют на Аристо, за что писателю определенно плюс). Всем этим страданиям постепенно придается более менее изящная форма и объяснение, смотрится органично, равно как и вопросы и размышления на нравственно-философские темы морали и смысла жизни.
Каждому пилоту нужен напарник – второй номер, и к Аристо приставляют молодого и зеленого напарника Марка, который по идее должен заставить сердце Лукаса оттаять. И не нет, я совсем не это имею в виду. Наталья Игнатова сама пишет о заблуждениях, которые царят в империи относительно монастырей и их обычаев – мол, куча мужиков в замкнутом пространстве много месяцев, поделены на пары, ну все с ними понятно!
А нет, на самом деле они друг другу как братья, или в случае со старшими по сану – как сыновья и отцы. Хотя, конечно, однополую любовь никто не запрещает, лишь бы делу не мешало.
Еще один герой книги – контрабандист Дэвид, который и добыл искусственное тело со Старой Земли. Земля, кстати, превратилась в своеобразную помойку-заповедник – иллюстрацию того, во что превратилась бы империя, не будь в ней запретов на киборгизацию и генетические эксперименты. Короче, полный киберпанк.
А вот Дэвид, это порочное порождение трансгуманизма, появляется в книге, как КиберМарти ИнтеллСью. Нужна взрывчатка? Нанороботы, из которых состоит тело, произведут все, что нужно. Нужен микрофон-передатчик с безграничной батареей и функцией вибратора? Да запросто. Знаете, кого напоминает?
И последний герой, некто Скорда, шпыгун Императора в захолустье, аристократ, как и Лукас. Аристократы, кстати – это не титул, это вполне себе генетические мутанты (внезапно, несмотря на запрет), которые беззаветно служат императору (да-да, который не труп на троне). Физически совершенные, с невероятной реакцией, регенерацией – терминатор во плоти, с установкой бесконечной любви к Императору – то есть, если тот прикажет – аристократ умрет на месте от разрыва сердца. Такие дела. А вот у Лукаса такого нет, что добавляет сюжетных размышлений на тему свободы воли, любви, приставаний Скорды к молодому напарнику на сексуальной почве и прочие радости (нет).
А сюжет, что мне нравится, пляшет сразу в несколько сторон, которые друг друга не перебивают:
1) месть маркграфу, имя которого я забыл, который проводил эксперимент над Луизой
2) размышления эпископов на тему постоянного нарушения правил со стороны Лукаса. То есть он их как бы нарушает, но все во имя справедливости, Господа и высшей цели, и в итоге получается, что Лукас безгрешен. А абсолютно безгрешен в империи только один человек (да-да, тот самый, который не труп на троне). И если так, то Лукас может войти на престол, развалив государство, так что бракованного бастарда-аристократа лучше будет куда-нибудь деть.
3) страдания молодого напарника на тему псиоников, потому что он сам, внезапно, псионик. Разрывается между подпольем, которое воюет с империей, и Церковью, которую таки полюбил.
4) Стрельба, погони, мелкие сюжетные ответвления, которые добавляют динамики.
Так что визуально сюжет можно представить так:
Такие дела. Однако пугаться не стоит, поскольку все сюжетные линии выдаются дозированно и в разумных пределах. Если говорить о книге в целом, то она очень динамична – погонь, полетов, перестрелок хватает за глаза, однако от них ты не устаешь, потому что они разбавляются диалогами и личными переживаниями главных героев (за вычетом Дэвида, который мать его Терминатор Сью), плюс философские размышления на разные нравственные темы.
И монастыри. Космические монастыри!
Вообще, не так часто встретишь среди отечественных произведений книгу с таким колоритным глубоким сеттингом. А чтобы впихнуть его в одну книги – боже упаси! В отличие от какой-нибудь серии «Анабиоз», где нам 12 книг не могли толком объяснить основную причину завязки сюжета, здесь автор в одну книгу уложила запредельное количество мыслей и идей. Не без некоторого сумбура, конечно, но это не так критично.
Я не буду говорить, что идея слишком оригинальна – на момент написания книги, а это 2009 год, идея транспланетной церкви была уже совсем не нова. Но писательнице удалось оживить эту идею, и вдохнуть свой смысл в целый мир, густонаселенный, разнообразный, это, мать его, дорогого стоит. Тем более, что она соблюдает на удивление точный баланс в своем потоке мысли, не доводя моего внутреннего гомофоба до неудержимого гнева, но и не обходя подобные темы стороной. А что касается постулатов Церкви, исполнительные органы и саму систему государства – так и вовсе не возникает желания прикапываться к каким-либо деталям, тем более, что все довольно органично и продуманно.
Да что уж там, читая книгу, сам проникаешься мыслью – мать вашу, как не хватает этих ребят в нашем мире (я про Церковь, если что)! Лично мое мнение – «Бастард фон Нарбэ» - книга, которая для религии как таковой делает намного больше, чем телеканал Спас со своими полнометражными мультиками для детей.
Вывод: гомофобам читать не рекомендуется, вероненавистникам – отож, остальным – рекомендуется для ознакомления. Любителям космических храмов и подобной дребедени – так и вовсе обязательно. И пусть фанаты Вархаммера и Бога-Императора злобно посматривают на меня из-за угла – я ни за что не скажу, что книга копирует Ваху или пытается это делать. Самостоятельное, взрослое произведение, которое стоит прочесть.
Спасибо за внимание и понимание.
И напоследок, цитата из книги:
«И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль».
Такие дела.
Автор: опубликовано в CatGeek c разрешения автора, Дмитрия Масленикова