Такое поведение может помочь пролить свет на эволюцию сотрудничества между группами людей.
Люди регулярно сотрудничают и делятся ресурсами с другими, неродственными людьми среди различных социальных групп, зачастую не получая какой-либо немедленной взаимной выгоды. Данный феномен считался присущим исключительно нашему виду. Но, как показало исследование, похоже на то, что бонобо также обладают этой социальной чертой.
Считается, что такой вид сотрудничества лежит в основе человеческой цивилизации. Таким образом, способность бонобо объединяться и сотрудничать с группами неродственников за пределами границы группы, даже если это не приносит немедленной выгоды, может дать некоторое представление о том, какие типы эволюционных условий привели к развитию крупных обществ внутри человечества, сообщает группа исследователей в журнале Science от 16 ноября.
Как шимпанзе (Pan troglodytes), так и бонобо (P. paniscus) живут в социальных группах, особи которых могут быть не очень близкородственными. Но по сравнению с ревностно относящимися к посягательствам на свою территорию и агрессивными шимпанзе, бонобо более спокойно и терпимо относятся к другим группам. Бонобо иногда ухаживают за неродственными особями из других социальных групп и делятся с ними едой, и, как известно, даже усыновляют чужих детенышей. Но масштабы кооперативного поведения обезьян остаются неясными.
Поэтому поведенческие экологи Лиран Самуни из Немецкого центра приматов в Гёттингене и Мартин Сурбек из Гарвардского университета изучили две группы бонобо в заповеднике бонобо Коколопори в Конго. В течение двух лет команда фиксировала, какие бонобо обменивались услугами по уходу и делились едой и когда.
Конфликты и конкуренция не полностью отсутствуют среди бонобо. Поэтому исследователи также фиксировали случаи, когда обезьяны образовывали союзы с членами другой группы, чтобы совместно напасть на третью сторону.
Две группы часто встречались друг с другом. За время исследования они взаимодействовали друг с другом почти 100 раз, проведя 20 процентов из двухлетнего периода наблюдения в компании друг друга. Некоторые встречи длились всего час, другие — несколько недель, что позволило сформировать долгосрочные связи.
Пока бонобо были вместе, исследователи зафиксировали множество случаев сотрудничества. Из более чем 3700 наблюдаемых взаимодействий по уходу 10 процентов было между бонобо из разных социальных групп. Из всех партнерств, созданных для нападения на третью особь, 15 процентов состояли из бонобо разных групп.
«Это не разовый случай, — говорит Самуни, — когда особи очень редко делятся едой, например». У бонобо Коколопори 6 процентов всей разделённой пищи происходило между группами.
Сотрудничество не было случайным. Особи, склонные к кооперативному поведению внутри своей группы, с большей вероятностью взаимодействовали с бонобо из другой группы, которые имели такую же тенденцию. Исследователи говорят, что это сотрудничество, по-видимому, мотивировано не только немедленной взаимностью. Например, в ходе исследования только 14 процентов бонобо, которые делили еду с партнером из другой группы, в ответ получили взаимность.
Общие результаты исследования основаны на данных о том, что бонобо в неволе ведут себя аналогичным образом, и повышают вероятность того, что сотрудничество с неродственниками из разных социальных групп в целом присуще этому виду. Многие животные будут помогать сородичам и сотрудничать с ними, поскольку такое поведение способствует выживанию и распространению собственных генов, хотя и косвенно. При оказании помощи неродственникам эволюционная польза еще более косвенная и развивается не так быстро.
Бонобо — не единственный вид животных, ведущих себя подобным образом. Самцы дельфинов помогают неродственным самцам охранять самок, что повышает их собственные шансы на спаривание. Но в отличие от большинства бонобо, наблюдавшихся в новом исследовании, в поведении дельфинов присутствует очевидная личная выгода.
«Однако делёжка пищей среди неродственных особей происходит редко», — говорит Самуни.
«Вампиры (летучие мыши — прим. перев.), бонобо и люди являются представителями редких видов, известных за подобное поведение. Также это делают шимпанзе, но они делятся пищей только внутри социальной группы», —говорит Сурбек.
Считается, что в ходе нашей эволюции «это одна из особенностей поведения, которая поддерживает наши общественные формации, которая позволила быть друг для друга опорой в ситуациях, когда мало пищи», — говорит Самуни.
«Поведение нашего собственного вида — вот что делает результаты новых исследований особенно интересными», — говорит Синья Ямамото, специалист по сравнительной когнитивной психологии Киотского университета в Японии.
«Люди иногда состязаются или сражаются с соседними группами, но порой мы сотрудничаем даже с чужеродными особями, — говорит Ямамото. — У наших родственников-приматов легко найти примеры агрессии и соперничества, особенно у ближайших родственников человека — шимпанзе. Но эволюционное происхождение сотрудничества у людей остаётся неясным».
«Человек одинаково родственен с шимпанзе и бонобо, и новое исследование не рассказывает нам, были ли ранние предки человека больше похожи на шимпанзе с их жёсткими территориальными рамками и смертоносными патрульными группами или на более расслабленных бонобо. Но результаты исследования могут дать представление о том, при каких условиях выпадает та или иная сторона этой монеты», — говорит Сурбек.
«При каких обстоятельствах мы видим такое сотрудничество? При каких обстоятельствах мы видим в большей степени модель шимпанзе, с постоянными враждебными отношениями между группами? — спрашивает он. — Из-за чего стрелка сдвигается из одной стороны в другую?»
«Результаты исследования также предполагают, что масштабное, долгосрочное сотрудничество между группами может происходить без существенного влияния культурных факторов и общественных норм. У людей они считаются необходимым условием для установления и поддерживания межгруппового сотрудничества», — говорит Самуни.
«Мы показываем достаточно простую систему, — говорит он. — И всё же мы видим, что она вырисовывается примерно похоже [на человеческую]».
«Быть может, между этими двумя группами бонобо всё же играет роль некий культурный компонент», — говорит Ямамото. Вероятно, что за несколько поколений некоторые бонобо научились быть особенно общительными, подобно тому, как формируются элементы человеческой культуры.
«В этом исследовании рассматривались всего лишь две группы бонобо, и известно, что у других групп бонобо разная интенсивность взаимодействий другими группами», — говорит Ямамото. Таким образом, исследование большего количества человекообразных обезьян может привести к открытию нечто похожего на общественные нормы.
Цитаты
L. Samuni and M. Surbeck. Cooperation across social borders in bonobos. Science. Опубликовано онлайн 16 ноября 2023 г. doi: 10.1126/science.adg0844.
Автор — Джейк Бюлер (Jake Buehler). Научный фриланс-автор, работающий в области естественной истории, охраны дикой природы и биоразнообразия Земли, от саламандр до секвой. Имеет диплом магистра зоологии Гавайского университета.
Перевод — Андрей Прокипчук, «XX2 ВЕК».
Вам также может быть интересно: