Найти тему

Военные конфликты, приход зимы и проблемы с логистикой угрожают устойчивости цен на газ в Европе

Недавний захват хуситами в Красном море грузового судна, связанного с Израилем, иллюстрирует, как геополитические напряженности способны воздействовать на цены на газ в Европе.

С наступлением ноября начинается отопительный сезон, и несмотря на продолжительное тепло лета и осени, в конце месяца температура падает, что приводит к увеличению стоимости газа. В прошлом году Европа избежала холодной зимы, но прогнозы на текущий год говорят о заметном похолодании.

Европа готовится к зиме, наполняя подземные газовые хранилища (ПГХ) американским сжиженным газом (СПГ). Однако начало сезона повышенного потребления приводит к увеличению спроса на газ в Европе и Азии, даже при наличии достаточного предложения СПГ на мировом рынке. Ранее, благодаря заполненным ПГХ, цены на газ в Европе снижались, но уязвимость газовых рынков, особенно европейского, проявилась на прошлой неделе, когда цены взлетели на 3% из-за захвата хуситами грузового судна в Красном море.

Шииты из Йемена, поддерживаемые Ираном, захватили судно, связанное с израильской компанией. Израиль обвинил Тегеран, тот отвергает свою причастность к инциденту. Этот конфликт в Красном море, через которое идут поставки нефти и газа в Европу из Персидского залива, вызывает обеспокоенность.

В США, в отличие от Европы, цены на газ немного снизились, подчеркивая различие между страной, добывающей энергоносители, и страной, зависящей от их импорта. Некоторые эксперты считают, что в условиях усиленной напряженности на Ближнем Востоке цены на СПГ не сильно возрастут. Информационная служба Commodity Insights, входящая в S&P Global, сообщила, что некоторые трейдеры считают, что предложение достаточно, чтобы ограничить влияние новостей на цены.

Тем не менее другие трейдеры подчеркивают, что новости о судоходстве придают важность не только газу, но и другим сырьевым товарам. Это особенно актуально из-за ограниченного прохода судов через Панамский канал и угроз для судов, проходящих через Суэцкий канал, соединяющий Ближний Восток с Европой, в связи с военными действиями между Израилем и ХАМАС.

Ситуация в Панамском канале обусловлена длительной засухой, в результате которой уровень воды в канале значительно снизился, что ограничивает судоходство. Это привело к увеличению цен на транспортировку для всех видов грузовых судов. Американский СПГ, который поставляется в Азию через Панамский канал, сталкивается с пробками, влияющими на цены газа в основном на азиатских рынках.

В связи с трудной обстановкой в Панамском канале некоторые покупатели сжиженного газа, например, из Южной Кореи, меняют маршруты доставки, направляя газовозы через Суэцкий канал, что увеличивает нагрузку на него. Перенаправление части кораблей с Панамского канала на Суэцкий канал обязательно повлияет на стоимость транспортировки и, следовательно, на цены на газ, несмотря на отсутствие его дефицита.

Что касается предложения, то прошлогоднее происшествие на СПГ-терминале "Фрипорт" на берегу Мексиканского залива красноречиво демонстрирует, что между избытком и дефицитом сжиженного газа может быть всего лишь один шаг - авария. В июне 2022 года на терминале произошел взрыв и пожар, закрывшие этот важный СПГ-терминал до февраля следующего года. Этот инцидент стал причиной резкого роста цен на газ в Европе в конце лета 2022 года.

С приближением зимы и ухудшением погодных условий, цены на газ будут расти, особенно в Европе, из-за увеличивающегося спроса на газ для отопления. Наполненность ПГХ даже на 100% не гарантирует их сохранения в январе или феврале, так как забор газа из хранилищ начался уже сейчас.