Нынешний визит в Китай делегации Государственной Думы РФ, во главе с Вячеславом Володиным, прояснил ряд важных моментов. Во-первых, что на переговорах Си Цзиньпина с Джо Байденом в Сан-Франциско никакого желаемого американцам прогресса не произошло. Во-вторых, что Китай намерен и далее углублять стратегическое сотрудничество с Россией, постепенно отказываясь от взаиморасчётов в долларах и евро.
Володина принял председатель КНР Си Цзиньпин, которого Джо Байден, несмотря на показной «прогресс в отношениях», вновь после переговоров обозвал «диктатором». Также глава нашей делегации провёл переговоры со своим коллегой – главой китайского парламента Чжао Лэцзи, и с группой влиятельных депутатов.
Китайцы заверили, что все двусторонние проекты с Россией будут продолжены и расширены, а координация на платформах ШОС, БРИКС и G20 - укреплена. Так что никакого "удара ножом в спину", которого так ожидали недруги России, не произошло.
Немаловажно и то, что Си напомнил и подчеркнул: в уходящем году он уже два раза лично встречался для переговоров с президентом России, и в ходе них они достигли полного взаимопонимания.
Значительно возросли объёмы товарооборота РФ и КНР. На год раньше, чем планировалось, мы превысили отметку в 200 млрд долларов в год. Для Российской Федерации Китай лишь укрепился на первой строчке списка важнейших торговых партнёров. А наша страна закрепилась в десятке самых крупных экономических партнёров для КНР.
При этом Володин обратил внимание на то, что уже 95 процентов взаиморасчётов происходят в национальных валютах, и до ста процентов осталось совсем чуть-чуть.
Несмотря на санкции и ограничения со стороны Запада, наши экономики год от года растут и «прибавляют в весе». В 2012 году, по подсчётам Всемирного банка, Китай считался 2-й, а Россия – 6-й экономикой в мире. Согласно итогам 2022 года - КНР вышла на 1-е, а Россия – на 5-е место данного рейтинга. Всё максимально ясно: санкции ударили по экономикам тех, кто их вводил.
Показательным является ещё и такой эпизод. 23 ноября появились сообщения, что в зону распознавания ПВО острова Тайвань зашло сразу 8 китайских истребителей и 2 стратегических бомбардировщика. А его территориальные воды пробороздило 8 военных кораблей Китая.
Это явный «привет Байдену», свидетельствующий о том, что китайцы не позволят американцам сделать из Тайваня «страну У №2». Мнение КНР предельно чёткое: военным путём они возвращать Тайвань не будут, но он всё равно войдёт в состав Китая.
Страна свой выбор точно сделала. Она не стала отказываться от конкуренции с США и оставаться её финансово-индустриальной периферией, с невыгодным обменом в пользу долларовой системы.
Китай решил создавать альтернативный Америке мировой финансово-экономический центр, в котором все поставки происходят без «долларовой ренты», и основная часть добавленной стоимости идёт в пользу КНР. Это не что иное, как претензия на глобальное лидерство в мировой экономике.
И в этом успешном экономическом конкурировании с США Китаю по пути с Россией.