Мужская верхняя одежда. Более будничным вариантом верхней одежды был сюртук (фр.surtout-«поверх всего»). Сюртук шился приталенным, обычно доходил до колен и прекрасно защищал от капризов погоды. Боковые продольные карманы, ряд пуговиц впереди и небольшой отложной воротник- отличительные детали этого элемента одежды. Шили сюртуки из плотного шерстяного сукна горчичного, табачного или коричневого оттенков. Сюртук часто использовали как часть униформы, в этом случае воротник был стоячим.
Кроме сюртуков, и плащей в качестве верхней одежды надевали пальто. Его тоже шили по фигуре, но несколько более просторным и дополняли широким воротником, иногда несколькими. Допускалось отступление в цвете: кроме однотонного, пальто могло быть в клетку.
Бурнус со шнурами или каррик- пальто с несколькими пелеринами, в России носивший название «крылатка», в нем часто изображают Пушкина.
Редингот-сюртук для верховой езды, нечто среднее между пальто и длинным сюртуком, с прямыми полами и шалевидным воротником, как правило двубортный, отличающийся приталенным силуэтом, иногда с пелериной.
Романтик обязательно имел в своем гардеробе черный плащ. Для поездки на бал часто надевали плащ гавелок: объемный, без рукавов, с прорезями для рук, но с пелериной. Шился из сукна с контрастной яркой подкладкой.
Чтобы соответствовать идеалу, предписывающий мужчинам гордую осанку и талию, которой позавидовала бы любая девушка, господа облачились в корсеты, которые помимо перечисленных бонусов также убирали живот. Офицеры были обязаны носить корсеты в обязательном порядке: ведь кроме выправки корсет защищал в бою, выполняя роль бронежилета.
Женская верхняя одежда. Зимой носили платья без декольте, из плотной ткани.
Широкие рукава и юбки исключали возможность носить пальто. В этот период поверх надевали пальто-образные платья из толстых шерстяных тканей.
Существовал женский вариант редингота.Особо популярным был салоп (фр. "неряха, неопрятная женщина")- просторная накидка с прорезями для рук, часто дополненная пелериной. У салопа не имелось пуговиц, запахивался он с помощью лент. На салоп уходило очень много ткани и меха. Верх шили из бархата, шелка, дорогого сукна; подбивали соболями, куницей, более дешевый вариант- ватой.
В XIXв мантилья(mantelet на французский манер) из украшения превращается в вид накидки, которую носят поверх платья. Были два вида, различные по длине. Более короткие отделывались полосками меха и материи.
Сверху помимо мантильи носили шали, пелерины, меховые боа или пледы и платки. мантилья уже не является только украшением, но и принадлежностью туалета для прогулок, это вид накидки, которая носится поверх платья и часто имеет длину до колен, во французской модной терминологии. Другой тип мантильи: более короткой, отделанной полосками из меха и материи.
О стиле "Бидермайер" в женском и мужском костюме, а также о прическах и аксессуарах, можно прочесть тут⬇️
И о женских прическах и аксессуарах⬇️
Иллюстрации из интернета. Лайки приветствуются.