Успешные люди — те, кто берут и делают. Они четко понимают, чего хотят и знают, как этого добиться. Никакого секрета здесь нет. Просто самодисциплина, планирование и немного анализа. И чем раньше ребенок научится ставить цели, тем успешнее будет его будущее.
Значит ли это, что с первого класса нужно выстроить график всей своей жизни? Куда поступить, где работать, во сколько сыграть свадьбу? Нет. Каждому возрасту свои цели. Младшим школьникам сложно осознать жизненное предназначение в глобальном смысле, а профессии мечты могут меняться каждый месяц. Главное — сформировать привычку, научить фокусироваться и поддерживать мотивацию.
Начните с разговоров о счастье
Даже шестилетний ребенок сможет осознать ощущение радости, спокойствия и уверенности. По сути — это конечная цель для всех возрастов, просто мы ее описываем более конкретно. Нам нужен такой-то заработок, чтобы покрыть все нужды и комфортно жить. Квартира в таком-то районе, чтобы дети могли спокойно гулять во дворе. Отдых на таком-то курорте, чтобы зарядиться силами и положительными впечатлениями.
Но в общении с детьми можно начать с абстракций. Дать погрузиться в то состояние умиротворения и хорошего настроения, а затем спросить, какие вещи заставляют себя так чувствовать. В таких разговорах вы становитесь ближе с ребенком и помогаете понять, что важно лично ему.
Подмечайте цели других
«Как думаешь, почему учительница каждый день приходит на работу?»
«Как считаешь, почему вы занимаетесь физкультурой три раза в неделю?»
Стимулируйте логическое мышление. Помогайте осмыслить целеполагание. Спрашивайте почему, зачем и для чего окружающие делают то, что делают. А как бы поступил ребенок на их месте? Есть ли другие варианты?
Научите правильно формулировать цели
Можете использовать методику SMART — ее применяют в бизнесе для управления проектами, но и для личного планирования отлично подходит. Система описывает главные составляющие любой цели:
- Specific — конкретность. Что нужно сделать, кто этим займется и когда?
- Measurable — измеримость. Какой результат покажет, что цель достигнута?
- Attainable — достижимость. Какие ресурсы нужны для достижения цели? Что уже есть и где взять необходимое? Реально ли выполнить задачу?
- Relevant — уместность. Действительно ли это важно сейчас?
- Time-bound — ограниченность во времени. В какие сроки нужно достичь задуманного?
Система работает как для краткосрочных, так и для долгосрочных целей. Учит управлять временем и собственными ресурсами.
Глобальные цели стоит разделить на зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития. Разбивка на маленькие этапы позволит контролировать процесс и сверять приоритеты. Например, если ребенок сейчас в 6 классе, а хочет стать хирургом, конечный результат будет не скоро. Чтобы не свернуть с намеченного пути, нужно определить:
- Что можно сделать уже сейчас?
- В чем понадобится помощь?
- Какие задачи предстоит выполнить в будущем?
Поддерживайте уверенность в собственных силах
Обращайте внимание даже на небольшие достижения ребенка. Дети могут не замечать личных успехов, поэтому сомневаются в своих силах и боятся чего-то сильно хотеть. Предложите составить список недавних достижений. Включите туда все, чем стоит гордиться:
- научился плавать;
- получил пятерку в четверти;
- выступил на школьном спектакле;
- подготовил сложный проект;
- впервые сам поехал в лагерь.
Спросите ребенка, как сильно он хотел достичь каждой из этой цели? Сколько времени и сил потратил? Был ли уверен, что все получится? Это покажет, что он уже многократно добивался классных результатов, поэтому при грамотном планировании и целеполагании все возможно.
Научите проще относиться к неудачам. Поделитесь своим опытом, приведите в пример знаменитых людей. Например, культовый режиссер Стивен Спилберг три раза получал отказ при поступлении в вуз мечты. Уолта Диснея уволили из газеты из-за «дефицита воображения и хороших идей». Промахи и ошибки не должны останавливать от пути к заветной цели. Это опыт, возможность проанализировать свои действия и найти более эффективный способ.