Если меня когда-то попросят показать яркий пример постмодернизма, на ум в первую очередь мне придет это здание. Вообще, я не перестаю удивляться французам, которые не боятся экспериментировать с жилищным строительством.
Сегодня у нас на повестке дня жилой комплекс Venus 18 или Les caryatides Guyancourt (Кариатиды Гюйанкура), здание находится в 30 км. от Парижа и совсем неподалеку от Версаля, в городке Гюйанкур. Примечательно, что адрес здания символичен - угол ул. Фрэнка Ллойда Райта и ул. Андреа Палладио. Да именно так и должно выглядеть пересечение позднего Возрождения и авангарда.
Здание построено в 1992-94 годах по проекту архитектора Маноло (Мануэля) Нуньеса Яновского, про его "Арену Сыров" я тут уже рассказывал.
Вообще, Яновский - человек с очень интересной биографией, родился в 1942 году в Самарканде, Узбекская ССР, французская википедия пишет, что мать была русская, а отец испанский республиканец, получивший 7 лет лагерей, и таким образом оказавшийся в Узбекистане. Интересно, фамилия-то, получается, от матери, да и к тому же звучит как-то по-польски. Детство и отрочество провел в Одессе, но затем семья переехала в Испанию, где Мануэль начал посещать Школу драматического искусства «Adria Gual» в Барселоне, Испания, отделение сценографии и режиссуры. Затем он учился уже в Барселонском университете, правда учился он на факультете Истории и Археологии, таким образом, в нашем, отечественном понимании, он и профессиональным архитектором-то не является.
Хотя он и сам говорит:
«Я не архитектор. Я постановщик. Я выходец не архитектурного училища, а театрального. И для меня архитектура — это продолжение моей театральной карьеры, которое можно определить очень просто: я стараюсь быть трагикомиком. Если в театральной культуре единица измерения — человек, то в архитектуре — метрическая система. В своей деятельности я предпочитаю театральную, человеческую систему измерения».
Проектом было задумано два здания, стоящих по обе стороны перекрестка, предполагалось визуально акцентировать углы перекрестка, но в итоге было построено только одно здание.
Для художественного оформления углов перекрестка архитектор выбрал тему скульптуры Венеры Милосской. Скорее всего, выбор этой греческой статуи связан с тем, что оригинал находится неподалеку, в Лувре, и для многих французов образ хорошо узнаваемый.
Всего на углу здания расположены 18 статуй Венер, что, собственно, и сгенерировало одно из названий этому жилому комплексу.
Использование женских статуй создает эффект хрупкого равновесия, также этого эффекта добавляют шары на углах балконов и приподнятый карниз.
Использование кариатид позволило сформировать световые колодцы и сделать дополнительные балконы на углу здания.
Вот на этом фото хорошо видно, насколько хрупкой кажется вся конструкция.
Все здание и сами скульптуры выполнены из монолитного бетона. Всего в здании 110 квартир, что говорит о то их компактном размере.
Вообще подобное жилищное строительство во Франции можно считать чем-то авантюрным или даже романтичным, ведь все эти странные жилые комплексы в первую очередь интересны формой, а не содержанием. По бОльшей части - это социальное жилье, с невысокими потолками, небольшими комнатами и неудобной планировкой. Добровольно покупать здесь квартиру будут только те, кто в дальнейшем будет её сдавать, в том числе туристам интересующимся архитектурой (по другим таким жилым корпусам встречал много объявлений).
P.S. Уже после написания додумал, что шары на фасаде могут быть отсылкой к картине "Девочка на шаре" все же архитектору было близко творчество Пикассо, ведь "Арена Сыров" в оригинале называется "Ареной Пикассо".