Найти тему

Четыре года войны подполковника Яковлева

Фронтовая судьба специального корреспондента газеты «Красная звезда».

У всех фронтовиков бывает самая дорогая награда… Возможно, первая или та, за которую заплачено особенно дорогой ценой…
Сегодня я расскажу о фронтовом специальном корреспонденте нашей газеты «Красная звезда», профессиональном журналисте подполковнике Василии Яковлевиче Яковлеве. Так вот, у него тоже была самая дорогая медаль. Мне об этом рассказал его сын Альберт Васильевич Яковлев, который, кстати, сам внёс большой вклад в укрепление обороноспособности нашей страны. В 1955 году он окончил Артиллерийско-зенитный факультет МВТУ имени Н.Э. Баумана. Работал доцентом кафедры «Системы автоматического управления» МГТУ до 2021 года. Несмотря на почтенный возраст, Альберт Васильевич и сейчас в строю. Ветеран труда до сих пор работает доцентом-совместителем на родном факультете.

Василий Яковлевич Яковлев
Василий Яковлевич Яковлев

– Отец особенно ценил медаль «За оборону Ленинграда» и гордился ею, – рассказывает мне Альберт Васильевич, – дело в том, что он три года воевал под Ленинградом, участвовал в прорыве блокады…
– Но ведь это была не первая его боевая награда, – уточняю, – согласно архивным данным майор Василий Яковлев удостоен 29 июня 1942 года ордена Красной Звезды, а медали «За оборону Ленинграда» – 22 декабря 1942 года.
– Так она ведь как раз и была утверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 декабря 1942 года, так что отец был награждён ею в числе первых…
– Расскажите, Альберт Васильевич, так сказать, об основных этапах биографии отца…
– К чему это? Я считаю, это лишнее… Родился он в 1904 году в деревне Кукшум Ядринского района Чувашской АССР, в Красной Армии отслужил, как сейчас говорят, срочную с 1927 по 1929-й. В 1931 году окончил московский рабфак Института Красных журналистов, в кадрах Красной Армии – с 1935 года. Мой отец служил до войны на Дальнем Востоке… Так что и его немало помотала армейская служба… Участие в войне он принял на Валдае, а закончил в Берлине… Я хочу, чтобы о нём было рассказано именно как о военном журналисте Великой Отечественной… Вот совсем недавно отмечали 79-летие Петсамо-Киркенесской операции 1944 года. Вы же знаете, что наступательная операция Карельского фронта с участием Северного флота была проведена с 7 по 29 октября с целью разгрома группировки германских войск на Крайнем Севере и освобождения Советского Заполярья. Именно в эти дни отец очень много писал в газету, показывал передовой опыт боёв, а потом, уже после операции, продолжал проводить более подробный и расширенный анализ её…
– Так ведь не только 79-летие Петсамо-Киркенесской операции мы отмечали… – напоминаю я. – Сейчас мы готовимся отметить 100-летие нашей газеты, а ваш отец долгие годы отдал службе в редакции…
– А я об этом и не знал… О юбилее газеты… Тогда как раз кстати рассказать именно о боевой биографии моего отца.

* * *

Во время беседы с Альбертом Васильевичем я прошу его найти в архиве какую-нибудь фронтовую фотографию отца. И тут мой собеседник огорчается:
– А вы знаете, нет фотографий. Были две, одна сделана в Киркенесе, и вот она пропала… Не могу найти… А вообще-то, в те времена фотография – это была большая ценность. Люди редко снимались. Особенно на фронте…
– Но ваш отец был специальным корреспондентом нашей газеты. Краснозвёздовцы встречались на фронтах, приезжали наверняка и фотокорреспонденты, они-то могли сделать снимки на память…
– Конечно, приезжали. Но тогда главным было не себя запечатлеть, а героев будущих публикаций… Поэтому, как говорят в таких случаях, сапожник без сапог…
– А вот фронтовое удостоверение отца, выданное 1 августа 1942 года, свидетельствующее, что он является специальным корреспондентом газеты «Красная звезда», у меня сохранилось. Вот, посмотрите… – и Альберт Васильевич показывает мне удостоверение. – Это большая ценность…
– Само собой, – соглашаюсь я. – Это не ценность, это реликвия…
– Наша семья свято чтит память героев 1941–1945 годов, Великой Отечественной: и тех, кто преодолел барьер этих трагических лет, и тех, кому не суждено было его переступить. В нашем семейном архиве бережно хранятся немногочисленные подлинники, относящиеся к этим годам. Прежде всего это публикации в «Красной звезде» моего отца. Есть и совсем новые материалы. В канун 82-й годовщины начала Великой Отечественной войны «Литературная газета» на своём сайте разместила лирическо-патриотические стихи «Уходили мальчики на фронт» моей жены Светланы Васильевны Яковлевой. Она член Союза журналистов Москвы. Если бы не наш архив, едва ли мы, Александр Александрович, встретились бы… – продолжает беседу Альберт Васильевич.

* * *

Я уже говорил о том, что майор Василий Яковлев первую награду получил в 1942 году. Я нашёл в архивах Министерства обороны его наградной лист. Вот описание заслуг фронтового специального корреспондента:
«Находясь на фронте с сентября 1941 года, тов. Яковлев большую часть своего времени находился на передовых позициях. Проводил большую работу как корреспондент газеты «Красная звезда» и лично с частями 65-й стрелковой дивизии принимал участие в боях против немецких оккупантов под д. Синявино и г. Тихвином.
В боях за взятие Тихвина был ранен. С момента создания Волховского фронта тов. Яковлев непрерывно работает в частях, систематически освещает в печати боевые действия частей фронта по овладению укреплённой полосой противника на реке Волхов.
Находясь непосредственно в частях 59-й армии с 15 по 25 марта 1942 года, во время боёв поднял ряд важнейших вопросов в печати: «Борьба пехотными средствами против самолётов врага», «Отражение контратаки немецких частей», разбор отдельных операций и ряд других вопросов из боевой жизни частей и подразделений фронта.
Тов. Яковлев Василий Яковлевич достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды.
Начальник Политуправления Волховской группы войск Ленинградского фронта дивизионный комиссар Горохов.
11.5.42.»
А вот выписка из приказа:
«Майора Яковлева Василия Яковлевича, специального корреспондента газеты «Красная звезда», наградить орденом Красной Звезды».
Приказ войскам Волховского фронта № 057-н, 29 июня 1942 года, действующая армия».

* * *

Вообще боевая биография специального корреспондента майора, а потом и подполковника Василия Яковлева вызывает особое уважение. Практически всю войну он был на фронтах. Не могут не впечатлять и его награды: орден Отечественной вой­ны II степени, два ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
В органах военной печати Василий Яковлев служил с 1938 по 1950-й. Был специальным корреспондентом газеты Московского военного округа «Красный воин» (1938–1940), центральной военной газеты «Красная звезда» (1940–1948), газеты ВВС «Сталинский сокол»… Надо сказать ещё и о том, что Василий Яковлев посылал свои материалы не только в «Красную звезду», он сотрудничал и с фронтовыми газетами, о чём конкретно указано в наградном листе, в представлении его к ордену Отечественной вой­ны II степени, я потом приведу ниже и этот документ. В годы войны существовала стройная и действенная система военной печати – были газеты и фронтовые, и армейские, и корпусные, и дивизионные…
– В «Красном воине», газете Московского военного округа, – рассказывает Альберт Васильевич, – мой отец написал в предвоенные годы много статей, посвящённых формированию кадров для нашей армии. Из-под его пера выходили и острые критические публикации, что тогда не очень приветствовалось. Одна из них – «Потерянные часы (Один день в полковой школе)», в которой говорилось о плохой организации боевой подготовки, анализировались причины и ошибки.
В годы Великой Отечественной отец служил на Ленинградском и Волховском фронтах, а затем в составе Карельского фронта участвовал в освобождении советского Заполярья и Норвегии. Войну, как я уже говорил, закончил в 1945-м в Германии. В «Красной звезде» он освещал следующие направления: технические особенности и применение боевой техники пехоты, военную подготовку подразделений сухопутных частей, тактику ведения оборонительных и наступательных боёв. Но главное было – подготовка и публикация оперативной информации с фронта.

* * *

А теперь я хочу обратиться к одному нерядовому фронтовому эпизоду времён войны. Находившийся на Волховском фронте в качестве представителя Ставки Верховного Главнокомандования генерал армии Г.К. Жуков впоследствии вспоминал в мемуарах:
«Это было 16 января 1943 г. Мне доложили, что между Рабочими посёлками № 5 и № 6 наши артиллеристы подбили танк, который по внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин. Причём гитлеровцы принимали всевозможные попытки эвакуации его с нейтральной полосы. Я заинтересовался этим и приказал создать специальную группу в составе стрелкового взвода с четырьмя танками, которой была поставлена задача захватить танк, отбуксировать его в расположение наших войск, а затем тщательно обследовать его. В ночь на 17 января группа во главе со старшим лейтенантом Косаревым приступила к выполнению боевого задания. Этот участок местности противник держал под непрерывным обстрелом. Тем не менее вражеская машина была захвачена и отбуксирована в расположение советских войск. В результате изучения танка и формуляра, подобранного в снегу, мы установили, что гитлеровское командование перебросило танк «тигр» на Волховский фронт для испытания… Танк был отправлен нами на испытательный полигон, где опытным путём установили его уязвимые места, сведения о которых впоследствии стали достоянием всех наших фронтов».
Это событие отражено и в боевой биографии специального корреспондента «Красной звезды» подполковника Василия Яковлева.
– Особо следует отметить участие отца в работе группы специалистов по испытаниям первого трофейного танка «тигр», очередного секретного оружия гитлеровской Германии, – рассказывает Альберт Васильевич. – Этот 57-тонный гигант, по мнению многих специалистов, был одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны. Военный корреспондент Василий Яковлев был связующим звеном между нашими инженерами-испытателями и журналом «Военный вестник», где уже в феврале 1943 года были приведены схемы «тигра» с указанием всех уязвимых мест, рекомендованы средства его поражения, подробно описаны его тактико-технические характеристики, включая вооружение и параметры брони. Через некоторое время такая же участь на страницах «Военного вестника» постигла и секретную немецкую самоходную установку «Фердинанд» (в 1944 году эта САУ была переименована в «Элефант»)… Когда во время Курской битвы фашисты массово применили «тигры», наши танкисты и артиллеристы уже знали, как с ними бороться…

В органах военной печати Василий Яковлев служил с 1938 по 1950-й. Был специальным корреспондентом газеты Московского военного округа «Красный воин» (1938–1940), центральной военной газеты «Красная звезда» (1940–1948), газеты ВВС «Сталинский сокол»…

* * *

Все 872 дня блокады Ленинграда специальный корреспондент Василий Яковлев принимал участие в обороне города на Неве. Ленинградский, Волховский фронты… В «Красной звезде» регулярно публиковались его статьи о героических защитниках города на Неве. «Вот одна из отвоёванных у врага укреплённых высот, – строки из его публикации, – отсюда видна окрестность на пять-шесть километров. Далеко простираются топкие болота, по которым даже сейчас, в середине зимы, не могут пройти танки. Добиться победы здесь может только отважная, подготовленная пехота, поддержанная мощной артиллерией».
После полного снятия блокады Ленинграда в 1944 году подполковник Василий Яковлев был откомандирован на Карельский фронт.
Вот описание его заслуг в наградном листе:
«Подполковник Яковлев В.Я. находится на Карельском фронте в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда» с апреля 1944 года (ранее был на Волховском фронте).
Периодически бывая в частях фронта, он освещает в газете их боевую жизнь, ставит вопросы, связанные с изучением опыта боёв, партийно-политической работы.
С первых дней наступления находился на участке активных действий. За этот период освещал в своей газете ход наступления, давал тактический разбор наступательных операций.
Являясь активным автором фронтовой газеты, поддерживает с ней постоянную связь.
Достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны II степени.
Начальник политического управления Карельского фронта генерал-майор К. Калашников.
15 августа 1944 г.»

* * *

-2

– Отец, – вспоминает Альберт Васильевич, – во время Петсамо-Киркенесской операции в октябре 1944 года был, пожалуй, единственным корреспондентом, который прошёл весь путь освобождения советского Заполярья вместе с боевыми частями. 3 ноября 1944 года он был удостоен ещё одной награды – медали «За боевые заслуги».
Северный регион, оккупированный в 1941 году гитлеровскими частями, имел для них важное значение. Помимо больших запасов стратегического сырья, фашисты получили незамерзающие порты Петсамо и Киркинеса, откуда вели активные боевые действия на северных коммуникациях наших союзников. Сколько здесь было потоплено судов, доставлявших в СССР по ленд-лизу разно-
образную военную технику, оборудование, продовольствие…
Отец хранил газетные вырезки из «Красной звезды» того времени. В них за его подписью дана информация непосредственно с мест событий. Вот эти публикации: «Петсамо» – 17 октября 1944 года, «В Норвегии» – по телеграфу – 25 октября 1944 года, «Партизаны Крайнего Севера», – по телеграфу – 2 октября 1944 года и другие.

* * *

А теперь я хочу обратиться к книге «На службе народу» Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова.
«В середине февраля 1944 года, – вспоминал советский военачальник, – меня срочно вызвали в Ставку. Причина вызова оказалась для меня неожиданной: Волховский фронт ликвидировался, его войска передавались Ленинградскому фронту, а я назначался командующим Карельским фронтом».
А далее будущий маршал подробно рассказывал о подготовке к наступательным боям в Заполярье. Привожу фрагмент из его книги:
«Дело в том, что мы решили применить (впервые в условиях Крайнего Севера) тяжёлые танки KB. К такому решению пришли в результате тщательного изучения противотанковой обороны противника, которая почти на всём протяжении фронта была построена с учётом поражения лёгких и средних танков. Но фронт своих тяжёлых танков не имел. Пришлось обращаться в Ставку. Любопытно отметить, что моя просьба вызвала удивление. Мне даже попытались объяснить, что средние танки Т-34 лучше, чем KB, что они обладают более высокой манёвренностью и проходимостью и имеют достаточно крепкую броню. KB считались уже устаревшими. Наконец, Ставка согласилась, и мы получили полк тяжёлых танков. Забегая вперёд, скажу, что они сыграли огромную роль».
О том, как действовали советские танки в Заполярье, позже подробно рассказал специальный корреспондент «Красной звезды» подполковник Василий Яковлев. Он обобщил опыт боевого применения танков в горах. Его большая публикация от 28 декабря 1944 года так и называется: «Советские танки в боях» (Из опыта наступательных боёв в Заполярье)».
Приведу два фрагмента из этого газетного материала:
«Тщательный анализ боёв, проведённых в горах Заполярья, даёт много поучительных примеров, показывающих, как нужно применять танки на сложном горном театре. Основной метод действий здесь был такой: танки вводились в прорыв небольшими подразделениями, выполняя конкретные задачи по захвату намеченных объектов в глубине или преследованию противника вдоль шоссейных дорог. Конечно, это вовсе не означает, что танковые подразделения не могут участвовать в прорыве долговременной обороны. Опыт прошедших боёв не раз подтвердил практическую целесообразность и такого использования танков на резкопересечённой местности…»
…«Появление советских бронированных машин на этом участке шоссе было внезапным. Вражеские подразделения, застигнутые врасплох, начали разбегаться. Воспользовавшись замешательством противника, наши танковые экипажи врезались в самую гущу отступавшей немецкой колонны, начали давить повозки и автомашины, расстреливать на ходу солдат противника. Орудия сопровождения, которые имела эта группа, не отставали от танкистов, умело поддерживая их действия огнём по наиболее важным целям. Всё это происходило на перекрёстке дорог, где сходятся пути с трёх направлений. Здесь должны были развёртываться подходившие из глубины резервы немецких войск…»

* * *

Во время беседы с Альбертом Васильевичем я вспомнил о недавнем случае, произошедшем в норвежском Киркенесе. О нём сообщалось во многих изданиях. Например, агентство РИА Новости опубликовало 27 октября такую информацию: «Мэр норвежского муниципалитета <…> пришёл в ярость после того, как российский консул Николай Коныгин возложил венок к памятнику советским воинам-освободителям в городе Киркенесе…
Как отмечает издание, российский дипломат проигнорировал призывы воздержаться от участия в мероприятиях, связанных с празднованием освобождения норвежского города Киркенес Красной Армией 25 октября 1944 года…»
И далее сообщалось, что даже была дана команда убрать российский венок…
– Альберт Васильевич, ваш отец участвовал в освобождении Киркенеса, мог ли он представить, что через 79 лет произойдут такие события? – задаю вопрос сыну фронтовика.
– Мне уже самому 92 года, и я помню войну. В 1942 году при бомбёжке я получил контузию будучи ещё ребёнком. А у этих деятелей из Европы, видно, давно уже сказываются последствия «исторической контузии» – они поддерживают нацистов, оскверняют память погибших советских воинов. Неблагодарная Европа забыла о своих освободителях… Но пройдёт ещё время, и правда восторжествует. А в данное время очень больно… Больно и обидно… И за отца, и за десятки тысяч убитых и раненых наших бойцов и командиров…

* * *

Завершая рассказ о специальном корреспонденте газеты «Красная звезда» подполковнике Василии Яковлеве, надо отметить, что его последние публикации времён войны, которые сохранились в семейном архиве, датированы маем – июлем­ 1945 года. Это, например, «Автоматчики в уличном бою (Из опыта боёв за Берлин)» – от 26 июля 1945 года. Да, война закончилась, но расслабляться было нельзя. И фронтовой корреспондент обобщал опыт боёв, чтобы его максимально могли использовать в случае начала новой войны. А она опять была возможна: английские инструкторы в апреле сорок пятого натаскивали нерасформированные дивизии гитлеровцев, сдавшиеся им в плен. Операция Unthinkable (Немыслимое), разработанная по указанию премьер-министра Англии У. Черчилля британским штабом военного планирования в глубочайшем секрете даже от других штабов, предусматривала военный поход на СССР сразу же по окончании Второй мировой. Этим коварным замыслам прежних союзников не суждено было осуществиться, но Вооружённые Силы нашей страны готовились отразить любое новое нападение на СССР.
Накануне 100-летия нашей газеты хочется ещё раз низко поклониться её фронтовым корреспондентам. Мы о вас помним, мы стараемся быть достойными наследниками вашей славы, ваших боевых традиций.

Александр КОЛОТИЛО, «Красная звезда»