Дорогие участники олимпиад! Эта статья для вас, особенно для начинающих. Я много лет проверяю олимпиадные работы, но недавно пришла к неожиданному выводу. Обычно участникам не сообщают самую важную информацию. Почему так происходит, мне неизвестно, как говорится, "исторически сложилось". Я решила, что это несправедливо, как минимум.
Посудите сами! Возьмём какое-либо задание. Для этого обратимся на сайт, логотип которого вы видите на обложке статьи. Цитирую:
"ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРА. 2022–2023 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Максимальный балл за всю работу – 80. I. [40 баллов] ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 300–400 слов.
Это всё, что видит участник. Но на том же сайте мы можем найти критерии оценивания, которые поясняют, что такое "связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно". Это, оказывается, то, за что именно вам будут выставляться баллы!
Познакомимся с критериями поближе
К заданию I
К I.1 Понимание текста: последовательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15.
Скажем прямо, что значит "в лабиринте сцеплений", вряд ли можно просто и конкретно объяснить. Тут мы должны поблагодарить Л.Н. Толстого, который в письме Н.Н. Страхову писал:
«Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя; а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения. <...> для критики искусства нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства, и к тем законам, которые служат основанием этих сцеплений» Цит. по изд.: Л. Н. Толстой о литературе. — M., 1955.-С. 155, 156.
Иными словами, от вас не ждут в сочинении фраз типа: "Рассказ рассказывает о том, как герой, влюблённый в Вареньку, увидев, как её отец жестоко бьёт солдата, разлюбил девушку". Это, безусловно, не олимпиадный уровень! А чего ждут?
В первую очередь того, что вы покажете знание основ анализа художественного текста в комплексе. Как мы добираемся до идеи произведения? Рассматривая, прежде всего, композицию и систему образов.
Так в упомянутом рассказе Л.Н. Толстого наличие обрамления - не излишество! Именно оно помогает понять, что рассказ, конечно же, не об утраченной любви. Отнюдь! Рассказ о том, какие факторы влияют на формирование личности. Система образов рассказа в рассказе это помогает понять особенно отчётливо: мы не случайно видим в начале и финале произведения главного героя в окружении весьма уважающей его публики.
"— Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". (Л.Н.Толстой. "После бала")
Итак, во-первых, внимательно анализируем произведение, подробно, с непременной опорой на текст!
К I.2 Композиционная стройность работы, её общая логика и стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
Во-вторых, свой собственный текст строим по плану, с понятным замыслом. Именно как текст, а не наброски.
К I.3 Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
В-третьих, нам нечего, как говорится, добавить. Читайте внимательно формулировку критерия. Всего пять баллов за использование литературоведческих терминов. Не делайте ошибок в их использовании.
Запомните!
"Лирический герой" - это герой лирического произведения! Его не надо искать там, где его быть не может! В рассказах, повестях мы встречаем только просто героя, героя-повествователя, главного, второстепенного, эпизодического героя, антигероя, протагониста, антагониста. Конечно, упомянутыми не исчерпывается классификация литературных типов. Используйте только те слова, значение которых хорошо понимаете. И не забудьте, что "положительный" герой и "отрицательный" в чистом виде есть только в классицистическом произведении. Исследуйте характер в его полноте.
Образ - это не только персонаж, но и предмет, природа, время и пространство в произведении.
Тема и идея - не совпадают! Тема - предмет изображения (о чём?) Идея - основная мысль (что сказал автор?). Не путайте эти понятия. И помните, что помимо основной темы есть тематика произведения! Не останавливайтесь при анализе на главной, "копайте глубже".
Проблематика бывает: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая и философская. (Цит. по Е.А. Титаренко "Литература в схемах и таблицах"). А проблема - это поднимаемые вопросы, над которыми заставляет нас задумываться автор.
Ещё запомните, что не следует высыпать никак не связанные между собой средства художественной выразительности! Что толку в том, что вы нашли эпитеты, анафоры, инверсии и парцелляции, если вы не указываете их роли в тексте. Зачем они понадобились автору, какой эффект они производят?
Но самое главное - используйте терминологию осознанно!
К I.4 Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
Итак, в-четвёртых, не о том, что не надо ошибок делать. Обратите внимание на так называемый фоновый материал из области культуры и литературы! К нему необходимо обращаться осторожно. Но обязательно, если вы понимаете эпоху, с которой соотносится произведение. Обратитесь к истории (только при неизбежности, для пояснения чего-либо), сопоставьте исследуемый текст с другими на эту же тему, допустим.
Но не наделайте ошибок! Никаких!
К I.5 Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
Таким образом, в-пятых, не забудьте проверить написанное внимательно!
Это касается и следующего задания.
Задание II
Вы уже поняли, где можно познакомиться с критериями оценивания заданий. Посмотрите образцы непременно. Я не смогу здесь прокомментировать критерии для второго задания аналогичным образом, т.к. они носят обычно специфический характер. Но зато в них всегда подробно указано в самой формулировке для участника, что именно нужно делать.
Читайте очень вдумчиво задание! И ещё. Часто бывает, что сил хватило только на одно задание. Что посоветовать? Боритесь до конца! Но выберите для себя ту работу, к которой испытываете больше симпатий. На ней остановитесь, сделайте всё, что в ваших силах. А потом всё-таки хоть что-нибудь сделайте и там, где не очень уверенно себя чувствуете (если осталось время, а его у вас 270 минут). Помните, что баллы суммируются!
От всей души желаю вам удачи и максимальных баллов!!! Если остались вопросы - пишите в комментарии. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить ответ.