А сила собственно вот в чем. Аккумулятор автомобильный способен выдавать через свои выводы свинцовые, от 600А... Да, кратковременно... Да, после этого он сядет, но! Сам факт в том, что он может!
К чему я это? Провода, которые подходят к лебёдке имеют толщину больше, чем провода, с завода идущие на стартер среднестатистического автомобиля. Мы их называем силой, или силовыми проводами (не путать с высоковольтными!). Потребление тока электро-мотором лебёдки высоко и всё должно быть направлено на беспрепятственное прохождение тока через проводники к электро-мотору.
Клеммы АКБ, подключение силового кабеля
Первое что идет на пути к совершенству - это клеммы. Прямо из упаковки, чаще всего, лебёдка идёт с 2-мя проводами - красный - на "+" АКБ и черный - на "-" АКБ. И тут начинается самое интересное...
Большинство клемм, порой даже штатных, устроено таким образом, что силовой провод вставлен в неё и обжат специальным прессом.
На фото выше - распространённая история того, какой вид со временем приобретает то место, где провод входит в клемму АКБ. Вся проблема в том, что он не защищен от воздействия воды/кислорода/мусора/грязи. Происходит процесс окисления, который как правило углубляется внутрь клеммы и происходит плохой контакт. К чему всё это?
А к тому, что провод от лебёдки, который необходимо соединить с массой, некоторые по ошибке прикручивают к кузову. Я молчу уж о том, что многие даже не заморачиваются с зачисткой того места от краски... Но важнее тот факт, что штатная проводка рассчитана под штатные потребители, даже когда всё находится в хорошем исправном состоянии.. В ином же случае, ток должен проходить через окислившиеся, имеющие плохой контакт, штатные провода... Затем по кузову до шпильки (которая хорошо если будет приварена по заводу, а не вкрученный болт в отверстие)... Мало того, что будут сильные потери, так ещё и по законам физики - место с плохим контактом имеет свойство нагреваться.
По этому я всегда всем рекомендую провод массы проводить до лебёдки самым качественным образом, и делаю так сам!
Есть ещё один важный момент по поводу массы - корпус лебедки так-же является массой! К чему я это - расскажу далее!
Отстранившись не на долго от массы, по поводу провода на "+", история аналогичная - хорошие клеммы, нормально обжатые провода... К слову ниже фото - как делать не стоит!
Так вот, представим, что вы соблюдаете все эти правила, всё хорошо работает, ничего не греется.. Но в какой-то из моментов идёт что-то не по плану и лебёдка замыкает (короткое замыкание). Этому может стать причиной как ДТП, или последствия повреждения блока соленоидов, или же банальный выход из строя электромотора.. Надо ж бегом, пока не нагрелся (и не расплавился) провод, пока не нагрелся АКБ и не начал кипеть, бежать и снимать клеммы.. А есть ли инструмент под рукой? А получится ли это оперативно? Или может сразу кусать/пилить/резать провода?
Тут вступает в дело прерыватель питания! Так называемый прерыватель массы. Да, конечно, из названия. первым делом, что вы подумаете - надо пустить силовой "-" через прерыватель и дело будет в шляпе! Но нет... Масса так-же берётся от корпуса лебёдки... Это Важный момент, на котором многие делают ошибку.
Прерыватель или "разрыватель" ставится на "+" провод.
Прерыватель "массы"/ разрыватель "плюса"
В добавок к написанному выше, могу лишь добавить, что к подбору прерывателя так-же нужно относиться с умом. Он должен быть способен пропускать через себя ту силу тока, максимальное значение которого возможно при использовании лебёдки.
Есть ручные прерыватели масс.. К примеру аналогичная история ставится на "Буханки" и "Козлики", дабы на время стоянки отключать "-", который идет от АКБ на кузов не выходя из машины, не открывая капот...
Есть полуавтоматические предохранители. На личном опыте сталкивался с таковыми, но не понравилось... Суть его работы в том, что при сильном нагреве элемента внутреннего, он ослабляется и таким образом отключает подачу питания.
А есть моё любимое, если так можно сказать. Прерыватель массы с возможностью управлять им из салона. Не реклама, но ощущения от него реально положительные. Тут тебе и хорошие характеристики тока, и возможность включать/отключать как вручную (механически), так и с обычной кнопки из салона...
Он достаточно герметичен, чтобы со спокойствием в душе, устанавливать его под капот... И крепить его гораздо проще, чем большинство других прерывателей... В общем берите на заметку!
Провода
Куда без них то? Провода необходимо подбирать по сечению и по содержанию... Есть ГОСТы, разделы в электротехнике и есть опыт...
Вот по моему опыту - самое главное, грамотно их "уложить" и зафиксировать, для того чтобы избежать повреждение изоляции. Все переходы от изоляции на клемму я делаю термоусадкой со слоем герметика внутри (при нагреве он приклеивается как к изоляции. так и клемме, что препятствует попаданию на медь грязи). Снаружи провод так-же стоит защитить... Гофра, изолента тряпичная, "змеиная кожа" и еще большое разнообразие способов.
По итогу: Электрика - наука о контактах. И в нашем случае - хорошие контакты очень важны!
Если Вам понравилась данная статья, вот ещё на тему лебёдок: