А город этот - Калязин. Находится он в Тверской области (по трассе до Твери 164 км). Автомобильной дорогой Р104 город также связан с Москвой (от Калязина до столицы 191 км) и Угличем.
В 1939-1940-х годах прошлого века, при постройке Угличской ГЭС и создании на Волге Угличского водохранилища, часть Калязина вместе с основными памятниками истории и архитектуры, была затоплена. Отсюда и названия "русской Атлантиды" и "тверского Китежа".
Первое упоминание о городе относится к 1434 году.
Раньше Калязин располагался на высоком берегу великой реки Волги. В этом месте в Волгу впадала река Жабня, которая разделяла город на две части. На одном берегу Волги, в устье Жабни, находился древний Никольский собор, именуемый «Никола на Жабне», на другом — Троицкий монастырь.
Со временем вокруг святых мест образовались поселения, которые в 1775 году по указу Екатерины II приобрели статус города. Императрица повелела «именовать Троицкий монастырь и окрестные владения городом Калязиным».
С середины 17-го века в Калязине развиваются разные промыслы и ремесла. Например, кружевной промысел. Изящные работы местных мастериц поставляли в Москву, Санкт-Петербург и даже за границу.
В XIX — начале XX века в Калязине развивается торговля. Город прославился купцами благотворителями, внесшими огромную лепту в его развитие. Достопримечательностью города была Волжская набережная, застроенная домами богатого калязинского купечества и живописным храмовым комплексом.
В комплекс этот входили Никольский собор, появившийся ещё до образования города, храм Иоанна Предтечи и соборной колокольни - доминанты волжской панорамы.
Особенно оживленной в ту пору была Торговая площадь вблизи, Николаевской колокольни и собора. Во времена затопления Калязина площадь эта ушла в воду с двумястами каменными и деревянными лавками и магазинами.
Никольский собор с колокольней тоже оказались окружены водой. Храм разобрали, а вот колокольню решили оставить, превратив в местную достопримечательность.
После затопления ее, кстати, планировали использовать как маяк для проходящих судов.
Теперь Калязинская колокольня одиноко возвышается среди воды. Высота ее более 70 метров.
Лёгкая и воздушная в свое время она возвышалась в центре города, своим звоном перекликаясь с колокольней Троицкого монастыря. Монастырский комплекс также был разобран вместе с церковью Иоанна Предтечи.
Кирпичи баржами отправляли в Углич для сооружения ГЭС.
Разрушение этих святынь - большая утрата для русского православного зодчества и русской культуры в целом.
В Калязинском краеведческом музее значительная часть экспозиции посвящена истории и архитектуре ушедшего под воду города.
Александр Исаевич Солженицын, побывав в Калязине в 1996 году, писал: "... не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге…
Но осталась от утопленного города – высокостройная колокольня…. Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…" (А.И Солженицын Журнал «Новый Мир», №3, 1997).
В настоящее время затопленная колокольня является главным символом Калязина и привлекает множество туристов. В летнее время возле нее проводятся регулярные молебны.
Поэт из Твери, Андрей Дементьев, посвятил Никольской колокольне трогательное стихотворение:
Калязинская колокольня
Стоит причудливо в реке.
И всякий раз я жду невольно — Зайдется колокол в тоске.
И по ночам над тихой Волгой
Восходит музыка ее.
И принимают молча волны
Тот звон в безмолвие свое.
Вновь оживает колокольня.
И слышу я в тиши ночной,
Что кто-то радостью и болью,
Тревожно делится со мной.
В протяжном гуле колокольни
Мне слышен зов былых веков:
И песня пахаря на поле,
И стон идущих бурлаков.
На этом все. До новых встреч!