Поправьте меня, если я ошибаюсь, но наши коллекционеры виниловых пластинок всегда как-то прохладно относились к собиранию синглов, т.е. малых пластинок на 45 об/мин («сорокапяток»). Ну и ЕР (миньонов) тоже. По крайней мере, лично я, в свое время общаясь с немалым количеством меломанов, не видел даже одной–двух пластиночек формата single play - при наличии в их коллекциях сотен альбомов. Речь, как вы понимаете, идёт о зарубежном роке.
Ну не везли в Союз люди, побывавшие за границей, синглы – и всё тут. Причина здесь, очевидно, одна: не хотели тратить свою скудную валюту всего на 5 – 7 минут музыкального удовольствия. Ну, пусть даже на десять. Уж лучше было подэкономить, «поджаться», но купить альбом - и кайфуй потом полчаса и больше, вызывая зависть друзей и знакомых. Возможно, что примешивался и коммерческий расчёт. Переписывая кому-то диск на плёнку, можно было худо-бедно подзаработать (если не ошибаюсь, в мои студенческие годы – 3 рубля за альбом известной группы типа «Би Джиз», «Д. Пёрпл» или «Р. Стоунз». На эту сумму можно было очень хорошо трижды поесть в столовой). А что возьмёшь с сингла?
А вот зарубежные меломаны синглы покупали охотно и регулярно, и было этих синглов там – море (в смысле, океан), недаром же я в своем обзоре журнала ‘Superpop’ приводил вам Тор-100 синглов за неделю. Для хранения сорокапяток имелись даже специальные альбомы. Вот мой альбом, на снимках.
Пластинки вместе с конвертом вкладывались в специальные пластиковые «карманы», которые можно было листать, как страницы.
Коллекционировать сорокапятки я начал в середине 70-х гг. Первый сингл, который мне привезла знакомая из Голландии (ныне Нидерланды), был ‘Return to Fantasy’ Uriah Heep. Между прочим, пластинка довольно редкая, поскольку в таком формате мало где выходила. Это последний сингл, где солирует Байрон. ‘Return to Fantasy’ представлена здесь в укороченном варианте, а обратная сторона, ‘Shout It Out’, в альбомы не входила, но на компакты впоследствии попала в качестве бонуса.
Не то, что я заказывал именно эту песню или именно эту группу, скорее всего, сказал: привези мне что-нибудь из музыки. А попросить купить альбом, конечно, совести (или наглости) мне не хватило. Поверите ли, у меня до сих пор сохранилась не только эта сорокапятка, но и фирменный пакет того магазина, где её купили!
Это было начало. Постепенно моя сингловая коллекция стала расширяться, кое-что я покупал за границей уже и сам. Хочу сегодня познакомить вас с кое-какими синглами из моей коллекции. Учитывая их огромное количество, отобрал, в основном, лишь те, у которых была «картинка» на обложке (picture sleeve). Начинаем.
Год 1967-й. Пр-во Голландии. Сингл английского певца Джорджи Фейма «Баллада о Бонни и Клайде» (паре легендарных американских грабителей 30-х гг. прошлого века). Хит абсолютно во всех странах по обе стороны Атлантики, правильнее даже сказать, суперхит.
Давайте-ка рассмотрим «пятачок» этого диска повнимательнее.
Авторы песни – Митч Мюррей (музыка) и Питер Калландер (слова). Фамилия (точнее, псевдоним) Мюррей вам ничего не напоминает? Да-да, тот самый, песню которого ‘How Do You Do?’ Джордж Мартин предложил самим «Битлз» в качестве первого сингла. Битлы проявили стойкость и выпустили вместо этого собственное сочинение ‘Love Me Do’ (но всё же записали свой вариант песни Мюррея, который можно послушать на «Антологии-1»). А ‘How Do You Do?’ всё же достигла 1 места в Британии в исполнении ‘Gerry and the Pacemakers’. Как ни крути, а «Битлз» забраковали хитовую вещь. Продюсер «Бонни и Клайда» - Майк Смит. Тоже легендарная личность в мире поп-музыки. Это он забраковал «Битлз» на их первом прослушивании в «Декке». На обратной стороне конверта – реклама новых сорокапяток Byrds, Tremeloes, Buckinghams и др.
Год 1980-й. Пр-во Англии. Сингл из комплекта переизданных «Деккой» на сорокапятках 24 старых песен Роллинг Стоунз. Всего было издано 12 синглов, у меня только один – ‘Paint It Black’/’The Last Time’. Если вам покажется, что фото взято c их альбома ‘Between the Buttons’, то вы ошибётесь. Фото взято из той же фотосессии, но в некоторых деталях отличается от альбомного. На обратной стороне – перечень переизданных песен.
Год 1968-й. Пр-во Англии/Югославии. Одна из самых любимых моих групп, «Холлиз». Когда-то у меня было два её одинаковых сингла с этой песней, ‘Jennifer Eccles’ - один был английского производства, другой югославского. У английского то ли не было конверта, то ли был, но без «картинки», а у югославского был конверт с фотографией. Поэтому я оставил себе югославский конверт и английскую пластинку. Югославский сингл подарил. Так что сейчас вы видите конверт с надписью ‘Made in Yugoslavia’, но сингл с надписью ‘Made in Gt. Britain’. Песня была большим хитом от Австрии до Австралии.
Давайте-ка взглянем повнимательнее и на этот «пятачок».
Продюсер: Рон Ричардс. Тоже личность, стоявшая, так сказать, "у истоков": в своё время был ассистентом Джорджа Мартина, продюсера «Битлз». Это он, Ричардс, позвонил Энди Уайту накануне записи битлами ‘Love Me Do’ и… Вы пока вспоминайте, кто такой Энди Уайт, мы к нему вернёмся чуть позже.
Год 1971-й. Пр-во Германии. Не знаю, помнит ли кто сейчас американскую фолк-поп-рок певицу Мелани (не путать с Мелани Си). Была очень популярна в начале 70-х, а некоторые её песни были настолько удачными, что удостаивались многочисленных кавер-версий. Пожалуй, самой известной её композицией стала «Что они сделали с моей песней, мама?» Возможно, кто-то исполнял её и по-русски. А эта вещица, ‘Nickel Song’, тоже пользовалась популярностью, как и альбом ‘The Good Book’, из которого она была взята. Обратите внимание на забавный вкладыш в отверстие сингла для проигрывания сорокапятки на обычном проигрывателе.
Год 1979-й. Пр-во Германии. Хорошая, но не особо популярная у нас американская группа Cheap Trick. Сингл с заглавной песней из альбома ‘Dream Police’. Неплохая вещица, но, как мне кажется, очень уж напоминает некоторые вещи Sweet. Но я готов всё простить, когда слышу их ‘Heaven Tonight’. Здесь она на обратной стороне, а вообще это заглавная вещь их альбома 1978 года. Если ещё не слышали – слушать немедленно! На фото - обложка альбома 'Dream Police'.
Год 1970-й (?). Пр-во Югославии. Джо Кокер. Поёт битловскую ‘She Came in Through the Bathroom Window’. Вы помните, как «страны народной демократии» (как их тогда называли) помогали нам утолить наш музыкальный голод? Особенно югославы («Юготон»), а ещё болгары («Балкантон»), поляки («Муза», «Тонпресс»). Поверите ли, впервые «Битлз» с пластинки я услышал с альбома, выпущенного «Амигой» (фирмой социалистической ГДР)!? Но вернёмся к синглу Кокера. Он выпущен не «Юготоном», а фирмой «РТБ» (Радио телевидение Белград). На обеих сторонах конверта – одно и то же фото Кокера, с его второго альбома ‘Joe Cocker!’ (1969), откуда и взяты обе песни. К творчеству битлов Кокер вообще обращался довольно часто, начиная с дебютного сингла ‘I’ll Cry Instead’. Именно ‘With a Little Help…’ принесла ему мировую популярность.
Вот они, наши любимцы. Пр-во Польши. Год не обозначен, но можно предположить, что это конец 70-х. Заглавной стороной (сторона А) обозначена композиция ‘For a Few Dollars More’, хотя хитовой была и песня на обратной стороне – ‘Needles and Pins’.
А помните в 70-х такую милую песенку «Повяжи жёлтую ленточку вокруг старого дуба»? Она в буквальном смысле слова облетела весь земной шар, тиражи зашкаливали. Сейчас вы уже и не скажете сходу, кто её исполнял. А исполнял её вот этот симпатичный молодой человек, Тони Орландо, с двумя не менее очаровательными девушками. Все вместе – американское трио Dawn. Чуть позднее они стали называться так, как на обложке этого сингла. Пр-во Германии. Год 1974-й. Фото на лицевой и обратной стороне одинаковые. Песня «Сегодня вечером я буду танцевать буги». Где-то была хитом, где-то – нет, но альбом ‘New Ragtime Follies’, откуда была взята эта песня, стал самым успешным за всю карьеру трио.
И последний на сегодня сингл из моей коллекции.
Опять-таки пр-во Германии. Год 1974-й. Оформление, прямо скажем, убогое, в «лучших» традициях нашей «Мелодии». The Pearls – британский дуэт двух очаровательных девушек, Энн Симмонз и Линн Корнелл, записавший в начале 70-х несколько довольно успешных песен. Какую-никакую фотку можно было бы дать, верно? Песня ‘Guilty’ была самым большим их хитом (10-е место в Британии). И вот тут мы возвращаемся к Энди Уайту, о котором я упомянул выше. Вспомнили, кто такой? Правильно: ударник, который играл на одной из версий битловской ‘Love Me Do’ и на 'P.S.I Love You'. Теперь поняли, зачем позвонил ему Рон Ричардс? Но какое отношение имеет Уайт к какому-то давно забытому дуэту The Pearls? – спросите вы. Самое прямое – в 1962 году он женился на Линн Корнелл (правда, потом они развелись).
На этом позвольте откланяться. Если понравилась моя первая экскурсия по стране Сингляндии, напишите, и мы отправимся туда вновь, у меня ещё немало интересных сорокапяток. Также, по возможности, поставьте «лайк» и подпишитесь. О единственном концерте Сюзи Кватро в Минске и о том, как я взял у неё автограф, читайте здесь: https://dzen.ru/media/id/6501e5bd47cc695ec6adf9b7/zakoriuchka-ot-siuzi-kvatro-no-vsetaki-avtograf-652148d437e33168684b184a