Найти тему
Ноль повдоль

По отработанным карьерам. Часть первая. Латыши

7 октября, расправившись со срочными субботними делами, пока на улице было ещё сумрачно и мутно, поехали мы с женой полюбоваться на ещё одно озеро в старом отработанном карьере к северу от Кемерова. Совсем вроде недавно, но ещё в ту пору, когда листва желтеть только начинала, 22 сентября, я в одиночку ездил до пары таких озёр, расположенных немного южнее и прозванных народом "Голубой лагуной", да года два назад катался по этому району, подмечая характерные детали верховий речек Осиновки и Большой Промышленной. Так что это путешествие стало продолжением предыдущих и целью его стало ещё одно озеро - Большое Латышское, изумрудным камнем блестевшее на снимке из космоса.

Повернули с трассы. Сразу открывается восхитительный вид на огромную гору карьерного отвала
Повернули с трассы. Сразу открывается восхитительный вид на огромную гору карьерного отвала

Дорога дотуда после выезда из собственно Кемерово проходит по федералке. Неширокая, двухполосная, петляет она, огибая посёлки и угольные разработки, добираясь почти до города Берёзовского, где ей предстоит разделиться на две: одну на север до Анжеро-Судженска, а другую, продолжение трассы "Сибирь" - до Мариинска. Дорогу, по которой мы ехали, пробили в 80-х, до этого она шла совсем по-другому, два раза пересекая железную дорогу по переездам, где скапливалась очередь из автомобилей, пережидающих прохождение медленных поездов с углём и бесконечных из пустых вагонов. Несмотря на то, что город мы покинули, пост ГИБДД проехали, городской округ продолжается: все эти посёлки вокруг входят в него, дополняя большое Кемерово почти до 550 тысяч жителей.

На старой дороге
На старой дороге

И последний, самый северный - посёлок станции Латыши. Он расположен уже немного не доезжая до развилки. А за ней на федералке сразу идёт мост над железной дорогой, и у первого поворота в Берёзовский (а их будет по трассе ещё парочка) мы и свернули направо в поля. Там ещё у дороги постоянно стоит машина из которой продают наверно самые правильные кедровые орехи в округе, продают литрами, поэтому нет оснований опасаться, что их предварительно накачали водой. Не воспринимайте это, как рекламу, а просто, как геометку, если собираетесь прогуляться по тем местам.

Надо признаться, что в тот раз я ошибся с выбором дороги - грунтовка к озеру отходит от трассы несколько позднее, напротив второго поворота на Берёзовский, у АЗС. Подготовился, видать, плохо. Впрочем, я даже доволен, что ошибся - эта дорожка была даже интереснее. Сперва широкая, отсыпанная, затем она внезапно заканчивалась, и дальше шёл уже старый асфальт, шириной в одну машину. Изредка посередине ещё виднелась разметка.

Потом слева вдоль дороги начинались дома. Вроде бы никакого населённого пункта на карте здесь не значилось, но дорога-то куда-то шла раньше?

Оказывается, на этом месте располагалась немаленькая деревня Латыши, которую переселили в 70-х. Только несколько домов осталось. Про них наверно забыли, либо они не попали в зону отселения. Так люди и живут здесь до сих пор, всего в нескольких домах. Электричество есть, дорога есть, ещё внимания бы. Помнится, я читал когда-то давно в прессе жалобы жителей несуществующей деревни, как бы не этих же самых Латышей: дорогу зимой не чистят, скорая проехать не может, относятся они к Берёзовскому, хотя и территория эта - Кемеровского района. В честь деревни назвали и рядом лежащую станцию Латыши, до которой есть зарастающая дорожка. В посёлке при станции я ни разу не был, но смотреть там особо нечего: вокзальчик, четыре двухэтажных дома для работников на противоположной стороне путей, магазин и немного частной застройки. Вот - видео нарезка из фотографий оттуда, если вам интересно.

Здесь я совершу ход конём. Исторически, мы пошли сперва на перекрёстке налево к озеру, а после уже сходили прямо по дороге, которая шла сквозь заброшенную деревню. Но с точки зрения органичности повествования, расскажу сперва про остатки деревни и карьер, а потом уже про озеро. Поэтому не удивляйтесь, фотки здесь будут посветлее.

Деревня эта названа была так не случайно. Скорее всего здесь компактно обосновались переселенцы из Латвии. Случилось это либо в 1912 году, в эпоху Столыпинских реформ, а может и того раньше - теперь уже информации не сыскать. Деревня была в одну улицу, но довольно длинная. Кроме нескольких жилых домов попадались нам только заброшенные да совсем завалившиеся, скрытые зарослями клёна. Затем, ближе к карьеру, дома были снесены подчистую, оставались только некоторые косвенные приметы, да малинники из заброшенных огородов.

А дорога эта, кусочек которой попался снова уже в самом конце - часть старой федералки, которая из Кемерово до 70-х годов шла прямо сквозь деревню Латыши. Впрочем, тогда её сложно было назвать "федералкой": она шла до Берёзовского (точнее до Кургановки, по-старому; город слепили из трёх посёлков), а там уж, как придётся, от деревни к деревне, сквозь тайгу, добиралась до Верх-Чебулы и Мариинска. От северного выезда из Кемерово трасса шла к востоку от железки на Барзас, потом у посёлка шахты Петровка, через переезд переходила на западную сторону от железной дороги, а затем перед Промышленновским - снова на восточную. Там уже по нынешней улице Тальниковой трасса шла до Латышей. Интересно, что перед Промышленновским ЖД делала петлю, наверно, чтобы обойти горку. Потом железку спрямили, а на месте старых путей сделали улицу Мечты. Вообще, с дорогами тогда было совсем плохо. Мы поговорим ещё о них в продолжении.

Старый карьер
Старый карьер

Карьер с конца дороги виден не очень. Чуть не доходя, вправо уходит в сторону еле видная грунтовка, по которой в более сухое время можно ехать вдоль карьера. Наверно там даже можно будет разглядеть озеро на его дне, ещё более бирюзовое, чем Голубая лагуна.

Оставив машину у развилки, чтобы не увязнуть в грязи и не бить зазря подвеску, надев сапоги, мы пошли к озеру. Вокруг начиналось царство облепихи. Ей специально обсаживали крутые технологические склоны в 80-х годах. Она лучше всякого другого кустарника приживалась на осыпях и сдерживала их своими корнями. Причём использовали зачастую сортовые саженцы. Поэтому встретить здесь можно ягоду разных видов: мелкую и крупную, жёлтую и оранжевую. К октябрю она стала уже спелой и мягкой, зато и сладости в ней прибавилось. Пособирали немного на обратном пути. Пусть говорят, что здесь повышенный радиационный фон из-за старых разработок, но на самом деле всё не так уж критично. И здесь, вдалеке от дорог и работающих предприятий, ягода достаточно чистая. Даже жаль, что теперь склоны выработок закрепляют берёзами да караганой.

Про озеро расскажу в следующей части, а пока ещё раз, по глухому отворотку, сходим на край заброшенного карьера.

Добывать уголь открытым способом здесь начали не так уж давно, когда появились достаточно мощные машины: экскаваторы, грузовики, бульдозеры. Наверно в конце 50-х. самые старые карьеры и отвалы есть на картах того времени. Первый в этом районе отвал, который скрал старую дорогу начала 20 века от Промышлёнки до Латышей, виден при взгляде на юг в правой части снимка вдалеке. Он находится почти у Промышленновского. Относительно новые разработки, которые на снимке, начались уже в 70-х. Они съели более новую дорогу, да и сами Латыши. А трассу проложили тогда ещё западнее, за железной дорогой.

Продолжение следует. Пойдём на Большое Латышское озеро.

А здесь можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:

#природа #Сибирь #Кемерово #осень 2023 #путешествия #Латыши #карьер