110,2K подписчиков

Премьера в МХТ имени Чехова: как звучат «Речи немых»?

117 прочитали
   Артем Соколов, Мухтар Али Мурзин, Павел Ващилин (слева направо).Екатерина Цветкова.
Артем Соколов, Мухтар Али Мурзин, Павел Ващилин (слева направо).Екатерина Цветкова.

Новая сцена МХТ сама по себе камерная, да и история, которую поставили по мотивам книги Виктора Бердинских «Речи немых», очень личная, тихая. Спектакль про простых деревенских людей, которые родились еще до революции, а потом просто тихо жили, выращивали на огороде картошку, ценили жизнь, несмотря на все катаклизмы, которые происходили вокруг. Режиссеру Екатерине Шиховой 26, она из маленького медеплавильного города Ревда в Свердловской области. В этом году окончила театральную академию в Петербурге. Когда прочитала книгу, сразу решила ее ставить — текст очень в нее «попал». Девушка подготовила спектакль в рамках экспериментального проекта МХТ «Артхаб». По итогам конкурса спектакль приняли в репертуар — продолжает Екатерина Шихова:

Екатерина Шихова режиссер «Я сама из маленького города, и мне всегда очень интересна история простых, маленьких людей. Что касается материала, совершенно случайно попала в руки эта книга Виктора Аркадьевича Бердинских «Речи немых». Помимо прочего, мне всегда интересен документальный театр, и я в этом чувствую правду, честность, попытку пробиться к человеку, к человеческому голосу через этот материал. Мне показалось, несмотря на архаизмы, которые там есть, несмотря на то, что люди, которые говорят все эти монологи, они родились еще до революции, я вдруг услышала такое сегодняшнее звучание. Мы говорим практически теми же самыми словами, что и люди, которые жили 100 лет назад до нас, и я увидела в этом себя. И слова, и темы, и вот, например, у нас тоже какие-то присказки сохранились и в моей семье. Вера в то, что будет лучше, «потерпим-поживем» — это все так близко к нам. Обычный человеческий голос может дать гораздо больше, чем бесконечные информационные сводки, которые на нас спускаются, чем разделение на своих и чужих».

Спектакль идет около часа. Ничего провокационного. Из реквизита — только картошка. Ничем не «прикроешься»: ни декорациями, ни музыкой. Зритель в таком зале видит малейшее изменение в лице. Актерам — их всего пять — тут особенно важно не переигрывать, благодаря молодому чуткому режиссеру чувствовали, что надо сделать, как не «переборщить» — делится актриса Вероника Васант:

Вероника Васант актриса «Я вообще руководствуюсь в своей жизни таким правилом, я, к сожалению, не помню, кто из великих это сказал: «Кто не знает своего прошлого, осужден на то, чтобы проживать его снова и снова». Мы должны помнить о своих корнях, мы должны помнить о том, как было тяжело, как было весело, как было легко, как было грустно, выносить из этого какие-то уроки. И в конце нашего спектакля есть тоже замечательная фраза: «Даже не представляю, сколько у прежних людей было терпения!» Мне хочется, чтобы люди, приходя на этот спектакль, замедляли свой современный ритм и учились у тех людей, тексты которых мы произносим, это реальные люди, это реальные тексты, учились этому терпению и спокойствию, созиданию, наблюдению за жизнью. Мне это очень отзывается, надеюсь, что и зрителям тоже отзовется».

Первые показы «Речи немых» — в эти выходные, далее 2 и 10 декабря. Билеты еще есть.