В принципе, правильнее было бы перевести название как "Туман", но дело в том, что тогда мог бы вскрыться очередной некоторый плагиат Стивена Кинга, поскольку его повесть была написана в 1980 году, сразу после выхода фильма "Туман" Джона Карпентера, в котором речь шла о маленьком городке, который утонул в загадочном густом тумане, пришедшем из моря, в котором скрывались злобные призраки прокажённых моряков, потерпевших крушение много лет назад.
Идея к Карпентеру пришла в 1976 году, во время поездки с Деброй Хилл, они вдвоём посетили Стоунхендж, где издалека стали свидетелями жуткого тумана, окутывающего местность. Карпентер заявил, что дополнительное вдохновение для создания этой истории он черпал в британском фильме "Террор в Тролленберге" (1958), в котором рассказывалось о монстрах, скрывающихся в облаках.
Стивен Кинг же заявлял, что его вдохновила поездка в местный супермаркет после грозы, во время которой он представил себе доисторических животных и гигантских насекомых, осаждающих здание. В общем как всегда лукавит и придумывает какие-то нелепые мотивы. Идея тумана полностью взята из фильма 1980 года Карпентера. Заметьте, о тумане Кинг даже не слова не говорит. О каких-то доисторических животных и насекомых. Бред же.
Лично я бы саму идею тумана позиционировал как производное больного человеческого общества, которое нравственно полностью разложилось в условиях капитализма. Мы и сами видим чудовищную разницу, к примеру, между советским обществом и современным российским. Видим огромную степень деградации и регресса. Сейчас люди похожи на людей только внешне, а их поступки, действия и мотивы не имеют ничего общего с человеческим существом. Вместе они создают жуткий эгрегор, переполненный разрушительной энергией. Своей негативной аурой, они обволакивают немногих оставшихся людей и всё живое словно густым туманом, наполненным мерзостью, ужасами и недугами, в котором те практически не имеют никаких шансов выжить.
Вот так бы я объяснил природу тумана. Но примитивная фантазия Стивена Кинга всё сводит к какому-то эксперименту военных, желающих приоткрыть дверь в иные миры. Да вы даже в космос до сих пор по-настоящему слетать не смогли, только в своих выдуманных историях. Какие уж тут параллельные миры.
Частично в этом фильме есть точные моменты. Например, типичный супермаркет, наполненный отвратной имитацией изобилия и потребителями, верующих в то, что это качественные продукты и товары. Когда они вместе оказываются в замкнутом пространстве этого своего мирка и их комфорт начинает испытывать угрозу, они, как и свойственно примитивным созданиям, начинают впадать в безумие и жалить друг друга. Наиболее примитивным удобнее собраться тупоголовое стадо и найти себе проводника, который будет их направлять, потому что думать самостоятельно, отдельно от своего эгрегора они уже давно не в состоянии. Принимать решения... Брать на себя ответственность... Нет, что вы!
Если вдруг окажетесь в такой ситуации, никогда ни с кем не кооперируйтесь - держитесь особняком, наблюдайте и выжидайте. Однажды попав под влияние стада, вы рискуете не выбраться оттуда живым. А так у вас хотя бы будет шанс.
Очень плохие спецэффекты, которые должны иметь важное значение в такого рода фильме. Они дешёвые и неумелые, хуже уровня в фильмах 1993 года.
Очень примитивная фантазия авторов в отношении образа существ. Да, в Голливуде всегда была беда с фантазией. Например, образ Чужого до сих пор для меня является одним из самых нелепых. Страшного в нём точно ничего нет. Так и здесь. Какие-то угловатые циркули бродят в тумане. Какие-то щупальца, паучки из пластика. Ну что это за детский сад, мистер Дарабонт? Печально скудная фантазия для киношника.
Единственное что отчасти неплохо в этом фильме, так это изредка проскакивающие высказывания героев относительно человеческого вида в целом и общества в частности. По сути всё и должно свестись к тому, что без человечества этот мир вздохнёт свободно. Призванный сюда вершить благие дела и исправлять ошибки создателей на месте, человек лишь усугубил всю несправедливость, царящую здесь, и возвёл её в абсолют.
В остальном же затянуто по причине однообразности. Много лишних моментов и слишком рваный ритм в плане показа стихийной деградации людей в монстров. не менее опасных, чем те, что находятся за пределами супермаркета.
Концовка немножко спасает фильм от фиаско, поскольку лишь подводит черту, что нормальных-то почти и не осталось. Все тупоголовые спаслись. Немногие люди умерли, во многом ещё и потому что слишком поспешили и слишком рано сдались. Засуетились, запаниковали и потому умерли. Мы и так все умрём - зачем же суетиться по этому поводу раньше времени?
Ещё хочется сказать, что раздражает мальчик в этом фильме. Уже не маленькая детина, а постоянные слёзы, стенания и сосание пальца руки. Это у них там в США такая норма? Взрослые блюют, едва заметив что-то, а дети сосут палец. Наверняка если бы его показывали больше, он бы уже сосал палец ноги, не выдержав таких перипетий. В общем неприятный мальчик этот сынок главного героя.
Хорошо сыграла Марша Гей Харден эту религиозную фанатичку. Нет более жестоких и опасных людей, нежели эти так называемые "верующие". И хорошо, но слишком скомканно, показано как примитивный люд покорно встаёт под знамёна таких "пророков". Всё это мы пережили ещё в "перестройку" и в начале 1990-х, когда таким же по сути образом уничтожали нашу страну. Тогда тоже было полно "раскрывающих глаза".
Так же отчасти проехались (хотя может и с мной целью) по мамаше, которая оставила детей дома одних, а другим пыталась поставить это в вину, когда они не собирались рисковать своей жизнью ради её детей.
Характеры можно было бы показать пообширнее и поразнообразней. В одном согласен с итогом: в фильме также было показано, что хороших людей очень и очень мало. На процентов 85 человечество - это такой вот легко управляемый сброд, мыслящий только эгрегором, под который он попадает.
Ну а в остальном посмотреть конечно можно, хотя желание пересматривать не слишком воодушевляет.