Найти тему
Школа Шахмат Шувалова

Как победить читерство? И почему мы никогда это не сделаем

Оглавление

В последнее время, особенно в связи со стремительным развитием онлайн шахмат, тема читерства и борьбы с ним становится особенно актуальной. Мы не располагаем точной статистикой о количестве читеров на игровых платформах, но по разным оценкам их количество может превышать 20% от общей массы, а это просто огромное число.

В настоящее время, играя в сети, нельзя быть полностью уверенным, что твой соперник не использует компьютерные подсказки, что порождает огромную волну взаимных подозрений и читер-паранойи. А отсутствие надёжных методов выявления мошенников и почти полное отсутствие ответственности создаёт у игроков чувство безнаказанности. Проблема достигла просто невероятного масштаба и требует каких-то действий от шахматного сообщества, так как существующие методы борьбы с нечестной игрой представляются неэффективными.

Далее хочу поделится некоторыми своими мыслями. Не претендую на экспертность в вопросе, так что жду ваших комментариев.

Как сейчас выявляют читеров?

Крупные шахматные игровые платформы как правило имеют собственную систему по борьбе с нечестной игрой, однако принципы её работы тщательно скрываются от широких масс. Платформы объясняют это тем, что их раскрытие может помочь потенциальным читерам обойти защитные механизмы. Одно это утверждение наталкивает меня на мысль о неэффективности таких систем. Ведь если бы за основу брался анализ большого объёма данных и выявление статистических аномалий именно в результатах игр, избежать такого следа рядовому читеру было бы не просто. Да и по отзывам многих пользователей, обойти эти защитные системы не представляет труды: достаточно просто не играть всю партию по первой линии и разбавлять компьютерные ходы своими собственными. Многие открыто заявляют, что годами читерят на онлайн-платформах и при этом так ни разу не были забанены.

Мне лично доводилось проходить проверку на честную игру на сайте chess.com. Её суть заключается в том, что игроки вызываются на видео-конференцию в zoom, где представители сайта просят показать, один ли игрок в помещении, что находится у него на столе, какие процессы запущены на компьютере, а также играть партию с включённой веб-камерой и демонстрацией экрана. Честно говоря, подобная проверка представляется больше формальной мерой, чем реальным решением проблемы. Очевидно, что зная о проверки, игрок не будет откровенно жульничать. А если ему очень нужно, то минимальные вложения позволят легко её обойти. Достаточно просто иметь микро-наушник и сообщника в соседней комнате... Так же считает, например, и гроссмейстер Максим Вашье-Лаграв:

“Если бы я захотел мошенничать, 36 камер не помешали бы мне найти недоступную зону у окна или двери, или иметь невидимый наушник в ухе, или чтобы кто-то подсказывал мне ходы знаками. Если рядом нет арбитра, то найдется 50 способов жульничества"
Максим Вашье-Лаграв
Максим Вашье-Лаграв

Так как проверки сайтов неэффективны, многие энтузиасты пытаются разработать собственные методы выявления читеров. К косвенным признакам относят:

  • точность игры,
  • процент совпадения ходов с первыми линиями движков,
  • расход времени во время партии, например, равные интервалы между ходами,
  • отсутствие грубых ошибок и зевков,
  • чистая техника реализации и другие.

Так, известный блогер Андрей Пунин предлагал самодельную программу PGN Spy, которая работает на принципе анализы сыгранных партий шахматным движком и последующем выявлении процента совпадения с первой линией, процента зевков и общей точности игры. Подробнее его метод изложен в следующем видео.

Но все эти факторы по отдельности не могут дать точной гарантии, что перед нами читер. И даже в совокупности они лишь дают почву для подозрений и не могут служить основанием для бана игрока, ведь полностью исключить самостоятельную сильную игру мы не можем.

Экс-чемпион мира Владимир Крамник в полуторачасовом видео предложил собственную методику выявления нечестной игры, основанную на анализе изменения перфоманса игроков в 11 турах наиболее популярного онлайн-турнира - Титульного вторника - в зависимости от того, борется ли игрок за призы или уже потерял все шансы.

Статистика В. Крамника по изменению перфоманса в решающих турах.
Статистика В. Крамника по изменению перфоманса в решающих турах.

Метод Крамника представляет большой интерес и основан уже на статистике, а не на силе шахматных ходов, но несёт в себе ряд допущений в области психологии игроков и может быть применён только к самой верхушке турнирной таблицы, что снижает его практическую пользу для массового выявления читеров.

Владимир Крамник
Владимир Крамник

Таким образом, в настоящей момент можно смело сказать, что эффективной методики по выявлению читеров не существует.

Как я вижу решение?

Это наверное наиболее слабая часть статьи, так как я не имею специального образования в прикладной области, но тем не менее считаю возможным озвучить здесь своё мнение.

Решение задачи по выявлению читеров должно быть предоставлено искусственному интеллекту (ИИ). Уже сейчас ИИ постепенно внедряется в такие отрасли как финансы, медицина, транспорт, маркетинг и сетевая безопасность. Об его эффективности Вы можете судить по нашумевшей в своё время нейронной сети Alpha Zero, самостоятельно обучившейся навыкам шахматной игры за 24 часа с простого знания правил передвижения фигур до уровня, позволившего обыграть сильнейшую шахматную программу Stockfish.

ИИ позволяет обрабатывать большие объемы данных быстрее и эффективнее, чем человек, а также находить скрытые зависимости и паттерны в данных, что может позволить совместить статистический и аналитический (основанный на анализе партий) подходы при выявлении нечестной игры.

Такая задача в современных реалиях кажется мне вполне выполнимой. Единственный её минус - сложность и дороговизна исследования и необходимость мощного оборудования. Препятствием на пути машинного обучения может стать и тот факт, что нам достоверно не известно, какие именно игроки являются читерами, что исключает возможность сравнения результатов проверки ИИ с некой базой установленных мошенников. Но и эта проблема может быть разрешима при широкомасштабном исследовании с привлечением фокус-групп.

Уверен, многие ведущие гроссмейстеры и просто любители шахмат согласились бы принять участие в исследовании, в котором часть партий они играли бы честно, а часть - и использованием различных известных мошеннических схем. На выходе мы получили бы определенную базу данных с точно установленным фактом жульничества в конкретных партиях, что невероятно облегчило бы процесс машинного обучения.

Кому это нужно?

Главный вопрос, который почему-то достаточно редко озвучивается в обсуждении античитерского контроля, это то, кто в этом контроле заинтересован. Кажется очевидным, что контролем должны заниматься сами игровые платформы, но так ли им это нужно?

Если взвесить все за и против, то можно прийти к выводу, что разработка и внедрение античитерских мер - сложный и дорогой процесс, который на выходе может привести к многочисленным скандалам, связанным с блокировкой известных титулованных игроков, судебным искам и массовым оттоком оскорбленных "несправедливым" обвинением пользователей. Всё это снижает мотивацию игровых платформ серьезно заниматься проблемой.

Кроме того, сами платформы вряд ли всерьёз страдают от наличия читеров, ведь им по большому счёту всё равно, кому распределять выделенный на конкретный турнир призовой фонд. Единственное, что может быть важным, - это имидж платформы как честной игровой зоны. И именно на поддержание такого имиджа направлены все текущие античитерские меры: они кардинально не борются с проблемой, но создают видимость деятельности и отсекают совсем уж обнаглевших читеров с самыми примитивными мошенническими схемами. Также для поддержания такого имиджа иногда публикуются отчёты о количестве выявленных и забаненных читеров, что должно внушать рядовому пользователю уверенность, что античитерский контроль существует.

Следующий инстанцией, которая могла бы встать на защиту честной игры в интернете, является ФИДЕ. Но её официальные представители открещиваются от проблемы, заявляя, что частные игровые ресурсы - не их юрисдикция. Для забаненных за читерство на игровых площадках игроков не существует даже какой-то меры ответственности в официальных турнирах ФИДЕ. Да и сама организация больше сосредоточена на проведении живых турниров, где кстати тоже не всегда всё в порядке с античитерскими мерами, и ей явно не хватает ресурсов ещё и на онлайн шахматы.

Таким образом, больше всего от проблемы читерства страдают именно честные игроки, которые недополучают из-за неё призы в турнирах и получают колоссальную нагрузку на самооценку и уверенность в себе из-за того, что не могут достоверно знать, обыграны они были человеком или программой в каждой конкретной партии. Как мы видим, именно от простых игроков чаще всего поступают предложения по разработке новых античитерских мер и алгоритмов контроля, хотя вроде бы этим должны заниматься игровые платформы.

Но игроки слишком разобщены, не имеют необходимых ресурсов и образования и вряд ли когда-нибудь объединяться, чтобы провести крупномасштабное исследование, описанное выше. Поэтому я считаю, что проблема читерства в шахматах, несмотря на то, что технически является вполне разрешимой, в итоге так и не будет решена.

Александр Грищук
Александр Грищук

Максимум, на что способно шахматное сообщество, это постепенное внедрение политики абсолютной нетерпимости к нечестной игре во всех её проявлениях. Об этом в частности недавно высказался гроссмейстер Александр Грищук:

Я думаю, что онлайн-шахматы в целом обречены. Но я считаю, что мы, шахматисты, можем кое-что сделать — прежде всего начать по-другому относиться к читерству. Сейчас отношение такое: «ну, читерит, ничего особенного», и это нужно менять. Не хочу сказать, что я — Д'Артаньян, а все вокруг нехорошие люди, нет, это и меня касается. Я тоже здороваюсь с людьми, которые, я уверен, являются читерами. Таких очень мало, буквально человека четыре. Я стараюсь лишний раз не разговаривать, но здороваться — здороваюсь, так что здесь есть и моя вина.
Я считаю, что отношение к этому должно стать совсем негативным, потому что это крысятничество. Ты воруешь деньги не у Chess.cоm или у ФИДЕ, не с «системой борешься». Нет, ты у своих коллег, товарищей воруешь. Отношение к таким людям должно стать как к крысам. Чтобы они становились полными изгоями в шахматной среде. Здесь ответственность на нас, на игроках, на мне в том числе. Как и в жизни, каждый из нас не может ничего сделать сам, но вместе мы можем сделать фактически все что угодно.

Звучит это всё красиво, на на практике мне сложно представить такое единство мнений в разобщенном шахматном сообществе. Так что мой прогноз на текущим момент неутешителен - читерство онлайн будет процветать и никто всерьез с ним бороться не будет.