Нервная реакция либералов – как оппозиционных, так и вполне системных – на сближение Москвы и Пхеньяна весьма показательна. На протяжении многих лет Россия не имела собственной, суверенной позиции по корейскому вопросу, солидаризируясь то с мнением Вашингтона, то с мнением Пекина. Корея считалась делом периферийным и не особенно важным для нашей страны, хотя с Корейским полуостровом мы имеем общую границу в 39 километров. Так что это для нас как раз вопрос первого ряда, поскольку касается наших соседей. Слишком заигрались мы в европоцентризм за постсоветские годы.
Усилиями западной пропаганды Северная Корея чересчур демонизирована. Конечно, назвать это государство раем на Земле нельзя, но тому есть много причин. И целый ряд нюансов нуждается в разъяснении. Мало кто знает, что вплоть до 1970-х годов Север значительно опережал Юг в экономическом развитии. Именно Корейская Народно-Демократическая Республика являлась средоточием индустриальной мощи. Уже ко второй половине 1970-х соперничество северяне стали проигрывать, но падение уровня жизни связано отнюдь не с этим.
В начале 1990-х сложилась катастрофическая ситуация: распался социалистический блок, помощь от СССР прекратила поступать, Китай проводил политику сопряжения с Западом и на всё это наложились природные катастрофы и неурожаи. Адекватной помощи от международного сообщества не поступило. Перед Северной Кореей поставили ультиматум: либо вы сдаёте суверенитет и уходите под Запад, либо разбирайтесь со своими чудовищными проблемами сами. Северяне пережили ужасные 1990-е, по сравнению с которыми наши – просто лёгкая прогулка, вышли достойно, но понесли огромные утраты. В это время Республика Корея (РК) разбухала от прибылей и получала все преференции от победившей американской системы мироустройства как ключевой сателлит в Азии.
Постепенно уровень жизни северян восстанавливался, и 2000-е обещали стать временем стабилизации и покоя. Но в 2006 году Совет Безопасности ООН ввёл санкции против КНДР из-за испытания ядерного оружия. Нужно понимать, что стремление Пхеньяна к получению ЯО вызвано не желанием испепелить планету в один прекрасный день, а обеспечить собственную безопасность на фоне полного попрания Соединёнными Штатами международного права (чего стоил Саддаму Хусейну и Муаммару Каддафи отказ от ядерного оружия мы все наблюдали в 2003-м и 2011-м годах соответственно). Ограничительные меры Организации Объединённых Наций сильно подкосили рост северокорейской экономики. В 2017-м году новый санкционный пакет от СБ ООН нанёс сильнейший удар по КНДР.
К сожалению, Россия все эти годы шла в русле западной внешней политики, наивно рассчитывая использовать корейскую тему в качестве своеобразного элемента торга с администрацией Джорджа Буша-младшего или Дональда Трампа. Впоследствии усилилась китайская "зависимость", когда мы не рисковали идти поперёк китайского азиатского "батьки" в пекло. Хотя трения между Пекином и Пхеньяном – это сугубо их двусторонние проблемы, к которым мы не должны иметь никакого отношения. В конце концов, когда в феврале 2022-го грянул гром, оказалось, что Северная Корея нисколько не таит зла на Россию. Более того, выражает полную поддержку и готова посылать не только "лучи добра", но и более увесистые "подарки".
Принципиальное решение Владимира Путина об альянсе с КНДР – это возврат Российского государства к своей традиционной, исторической внешней политике. И речь не только про, безусловно, позитивный советский опыт. Царская империя пыталась поддерживать тесные связи с корейскими консерваторами и почти установила свой протекторат над Кореей – помешало поражение в русско-японской войне. Северная Корея сегодня, как ни странно, гораздо более традиционное корейское государство, нежели либеральная РК. На её радужном фоне коммунистическая (на деле же – сугубо националистическая) КНДР выглядит оплотом традиционализма.
Пхеньян близок нам идейно и пора прекратить жеманно от этого открещиваться: они традиционалисты, сторонники суверенитета и многополярного мира, занимают проактивную позицию в борьбе против американской глобальной гегемонии, готовы к военному альянсу и практическим шагам по выстраиванию совместной российско-китайско-корейской системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, мало кто знает, что КНДР не имеет к России территориальных претензий, в отличие от Южной Кореи. Да, вы всё прочитали верно: Сеул претендует на часть российской территории. Как же так, ведь у России и РК нет общей границы?
Дело в том, что Республика Корея не признаёт КНДР. Для неё это "незаконное образование", с которым даже не подписан мирный договор. 38-я параллель не является границей двух корей – это просто линия фронта, застывшая на тех самых местах, где в 1953 году ещё гремели бои. Соответственно, все межгосударственные документы, подписанные нами и северными корейцами для южан – фикция. А подписывали мы очень важные соглашения. Так, в 1990 году Советский Союз и Корейская Народно-Демократическая Республика подписали договор о границе, согласно которому она устанавливалась по фарватеру реки Туманная. Остров Ноктундо (Олений) площадью 32 квадратных километра переходил нам. Сделку Республика Корея посчитала ничтожной.
Проблема не урегулирована до сих пор. У нас много говорят о Курильских островах – и правильно делают. Забывать о японских аппетитах никогда не следует. Много досужих рассуждений о том, что "Китай претендует на всю Сибирь и Дальний Восток", хотя это является просто белой горячкой и абсолютной выдумкой с совершенной отчётливой целью разбить ось Москва – Пекин в интересах США. А вот про претензии Южной Кореи к России почему-то не говорят. Зато в либеральной публике правилом хорошего тона считается пнуть Северную Корею, хотя именно с ней мы все проблемы решили. Заметим, решили ещё до того, как КНДР стала ядерной державой (у многих в мире есть желание иметь территориальные споры с членом ядерного клуба?).
Кстати говоря, южнокорейские националисты, формально не имеющие связей с властью, но весьма приближённые к ней, вообще считают "исконно корейской" всю территорию российского Приморья. Вот такую карту в 2021 году выставили в Музее независимости Кореи города Чхонан – государственном учреждении. И в утрате Приморья, помимо "плохих" русских, обвиняют Китай, который в 1860 году заключил с Российской империей Пекинский договор о передаче нынешнего Приморского края в российское владение.
Так что учтите, кого сдерживают северные корейцы, прежде чем похихикать в комментариях под новостями о КНДР (во многом фейковыми – продуктом американской пропагандистской машины).
Игорь Лисин