Президентство Никсона/Форда (1969-1977 гг.) – «реалистическое устрашение – гибкий стратегический выбор».
В январе 1969 г. республиканская администрация сменила демократические администрации Кеннеди-Джонсона. Президент Никсон в своем обращении к нации в 1970 г. сформулировал риторический вопрос – следует ли понимать, что «гарантированное уничтожение» советских и американских граждан должно быть единственным выбором, который имеет президент.
В 1971 г. официально провозглашается новая военная стратегия США –«реалистическое устрашение». В ее основу были положены три главных принципа: «сила» – превосходство в стратегических наступательных вооружениях; «партнерство» – значительное увеличение вклада союзников в наращивание военной мощи Запада; «переговоры» – американо-советский диалог с позиции силы. Применительно к ядерным силам стратегия «реалистическое устрашение» предполагала реализацию стратегической концепции «стратегическая достаточность». Эта концепция определяла такие направления развития, структуру и состав стратегических ядерных сил США, а также принципы их использования, которые удовлетворяли бы требованиям стратегий «ограничение ущерба» и «гарантированное уничтожение». Концепция «стратегическая достаточность» делала упор на качественное совершенствование ядерного оружия и повышение его универсальности. Дальнейшее развитие ядерная политика США получила в директиве NSDM-242 от 17 января 1974 г., которая ориентировала планирующие органы на подготовку и ведение «контролируемой ядерной войны». Главной целью планирования определялась «разработка многочисленных вариантов ограниченного применения ядерного оружия, позволяющих при соответствующей поддержке политическими методами и обычными вооруженными силами сдерживать эскалацию ядерной войны». При этом в случае потери контроля над эскалацией ограниченной ядерной войны в директиве ставилась задача быть готовым «защитить интересы США и их союзников в ходе всеобщей ядерной войны за счет заблаговременного выделения резервов высокоживучих компонентов стратегических ядерных сил».
Исходя из необходимости совершенствования планов применения стратегических ядерных сил с учетом их дальнейшего качественного развития, в рамках стратегии «реалистическое устрашение» в 1974 г. была принята стратегическая концепция «гибкое стратегическое реагирование» (другое название – концепция «выбора целей»). В соответствии с требованиями этой концепции был существенно расширен диапазон боевого применения стратегических ядерных сил – от ограниченных (в определенном регионе) и выборочных (по определенным категориям целей) до массированных и неограниченных ядерных ударов. Основным вариантом применения стратегических ядерных сил по-прежнему оставались массированные упреждающие действия с целью существенного ограничения масштабов и эффективности ответного удара по территории США, подрыва способности Советского Союза продолжать войну и оказывать давление на США с помощью угрозы применения стратегических ядерных средств. В директиве NSDM-242 подчеркивалась необходимость иметь в составе стратегических ядерных сил специальный резерв с целью сдерживать третьи страны от враждебных действий в отношении США и быть «средством принуждения в период после завершения основного ядерного конфликта». (продолжение следует)