Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Варшавский Vokzal на Обводном: вчера, сегодня, завтра и немного личного

Оглавление

1. Архитектурная премия за реконструкцию

«Собака.ру» сообщает, что Варшавский вокзал выиграл конкурс «Золотой Трезини» как «лучший реализованный проект реконструкции». Забавно, конечно, когда в здании бывшего вокзала долгие годы работает финский гастроном и московская киносеть, а потом финны закрываются, а здание превращают в контейнер для всяких ресторанных проектов — и все это называется красивым словом «реконструкция».

Формально — да, сделали ремонт, обновили, почистили, только вот содержательно вокзала больше нет и никогда не будет. Вместо этого Беглов хвастается каким-то безумным многомиллиардным прожектом по строительству высокоскоростной магистрали на Лиговском рядом с Московским вокзалом (а для этого наверняка нужно будет снести исторические здания в центре застройщикам на радость).

Было: зелень, порядок, Ленин, никакого визуального шума, архитектура во всей красе
Было: зелень, порядок, Ленин, никакого визуального шума, архитектура во всей красе

2. Ленин, Сталин и закрытое окно в Европу

В 1949 году после войны в нише появилась монументальная фигура Ленина работы скульптора Николая Томского. В пару к ней установили памятник Сталину перед Балтийским вокзалом неподалеку. Отсюда отправлялись поезда в Европу: Прибалтику, Западную Украину, страны соцлагеря (Польша, Чехословакия и т. д.). Раньше это был единственный международный вокзал России, передовое для своего времени сооружение.

Но в 2001 пришли эффективные менеджеры, которые решили переделать это здание по образу и подобию Музея Орсе под музей. Но музей в понимании этих людей -- это какое-то жлобство вроде базарной торговли. В результате питерского Орсе не случилось, а могли бы, допустим, здесь оборудовать тот же Музей железных дорог, и тогда Петербург был бы лишен очередного высказывания Явейна -- был бы просто красивый музей-вокзал.

Как ни странно, окно в Европу тоже закрылось в итоге не при проклятых большевиках, а при их дефективных оппонентах.

Предыдущая реконструкция: приспособление под торговые площади.
Предыдущая реконструкция: приспособление под торговые площади.
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru
Уберите девушку и исторические постройки - останется типичная неприветливая неуютная среда с кучей ненужных артефактов
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru Уберите девушку и исторические постройки - останется типичная неприветливая неуютная среда с кучей ненужных артефактов

3. Атмосфера Обводного канала в духе Муратовой и Учителя

Ныне Варшавский вокзал приобрел исконно русский нейминг «фудмолл Vokzal 1853». Последний раз, когда я туда заходила за йогуртом, там было темно, безлюдно, в новых заведениях никого не было, а на сцене при этом ощущалось какое-то копошение. Когда я подошла поближе, обнаружила сюрреалистическую картину: в полумраке сидели, уткнувшись в телефоны, три, от силы четыре девушки, а пятая что-то мямлила в микрофон. Тогда я подумала, может, это какая-то секта, может, она рассказывает о боге или ну мало ли…

Прислушалась, присмотрелась, на экране шла презентация, и там были какие-то баночки. Оказалось, то была лекция о том, как правильно выбрать эфирное масло и какую пользу здоровью оно приносит. По ощущениям, как будто вокруг пациенты психиатрического отделения, а я, как та Алиса, вдруг оказалась не в Стране Чудес, а в несуществующем фильме Киры Муратовой. Может, это аура Обводного канала, прекрасно схваченная кинокамерой для одноименного документального фильма Алексея Учителя.

Кадр из "Обводного канала" А. Учителя. Перед тем, как проплыть под мостом, можно даже разглядеть Ленина перед фасадом. Дальше будут деревья, которых сейчас уже в помине нет.
Кадр из "Обводного канала" А. Учителя. Перед тем, как проплыть под мостом, можно даже разглядеть Ленина перед фасадом. Дальше будут деревья, которых сейчас уже в помине нет.