1. Архитектурная премия за реконструкцию
«Собака.ру» сообщает, что Варшавский вокзал выиграл конкурс «Золотой Трезини» как «лучший реализованный проект реконструкции». Забавно, конечно, когда в здании бывшего вокзала долгие годы работает финский гастроном и московская киносеть, а потом финны закрываются, а здание превращают в контейнер для всяких ресторанных проектов — и все это называется красивым словом «реконструкция».
Формально — да, сделали ремонт, обновили, почистили, только вот содержательно вокзала больше нет и никогда не будет. Вместо этого Беглов хвастается каким-то безумным многомиллиардным прожектом по строительству высокоскоростной магистрали на Лиговском рядом с Московским вокзалом (а для этого наверняка нужно будет снести исторические здания в центре застройщикам на радость).
2. Ленин, Сталин и закрытое окно в Европу
В 1949 году после войны в нише появилась монументальная фигура Ленина работы скульптора Николая Томского. В пару к ней установили памятник Сталину перед Балтийским вокзалом неподалеку. Отсюда отправлялись поезда в Европу: Прибалтику, Западную Украину, страны соцлагеря (Польша, Чехословакия и т. д.). Раньше это был единственный международный вокзал России, передовое для своего времени сооружение.
Но в 2001 пришли эффективные менеджеры, которые решили переделать это здание по образу и подобию Музея Орсе под музей. Но музей в понимании этих людей -- это какое-то жлобство вроде базарной торговли. В результате питерского Орсе не случилось, а могли бы, допустим, здесь оборудовать тот же Музей железных дорог, и тогда Петербург был бы лишен очередного высказывания Явейна -- был бы просто красивый музей-вокзал.
Как ни странно, окно в Европу тоже закрылось в итоге не при проклятых большевиках, а при их дефективных оппонентах.
3. Атмосфера Обводного канала в духе Муратовой и Учителя
Ныне Варшавский вокзал приобрел исконно русский нейминг «фудмолл Vokzal 1853». Последний раз, когда я туда заходила за йогуртом, там было темно, безлюдно, в новых заведениях никого не было, а на сцене при этом ощущалось какое-то копошение. Когда я подошла поближе, обнаружила сюрреалистическую картину: в полумраке сидели, уткнувшись в телефоны, три, от силы четыре девушки, а пятая что-то мямлила в микрофон. Тогда я подумала, может, это какая-то секта, может, она рассказывает о боге или ну мало ли…
Прислушалась, присмотрелась, на экране шла презентация, и там были какие-то баночки. Оказалось, то была лекция о том, как правильно выбрать эфирное масло и какую пользу здоровью оно приносит. По ощущениям, как будто вокруг пациенты психиатрического отделения, а я, как та Алиса, вдруг оказалась не в Стране Чудес, а в несуществующем фильме Киры Муратовой. Может, это аура Обводного канала, прекрасно схваченная кинокамерой для одноименного документального фильма Алексея Учителя.