Учитель биологии, снимающий со своими учениками кино. Классный руководитель седьмого и одиннадцатого классов, умеющий держать баланс между началом и окончанием своего учебного курса. Строгая и справедливая, серьезная и веселая – Наталия Николаевна Ашниева убеждена, что учитель прежде всего должен научить ученика «ловить рыбу» самостоятельно, без помощи взрослых.
Семиклассники и одиннадцатиклассники Наталии Николаевны рассказали о том, какой они ее видят, и задали ей несколько вопросов.
«Я выбрал биохимический профиль потому, что очень люблю биологию. Мне всегда нравился этот предмет, но Наталия Николаевна укрепила мой интерес к нему. Она учила нас с седьмого класса, и я был очень рад, что именно она стала нашим классным руководителем в десятом классе. Она всегда была за нас горой», − улыбается одиннадцатиклассник Егор.
Николь планирует поступать в Московский государственный медико-стоматологический университет. «Благодаря Наталии Николаевне я стала понимать биологию, − считает Николь. − До этого она казалась мне сложной. Наталья Николаевна объясняет все очень понятно и доступно, а на уроках всегда царит дружественная атмосфера. Сейчас мы много учимся и готовимся к ЕГЭ, это сложно. Но внутри класса нам легко и комфортно. Мы все вместе хорошо общаемся и поддерживаем друг друга. И в этом большая заслуга Наталии Николаевны, ведь ей удалось нас сдружить и объединить. Думаю, что в этом ей помогло ее чувство юмора».
«Наталия Николаевна очень понятно объясняет, и все темы хорошо усваиваются, если слушать и работать на уроке»,− уверена семиклассница Соня.
«На ее уроках практически не бывает плохой дисциплины, − добавляет Сонина одноклассница Олеся, − Но это не только потому, что Наталия Николаевна строгая. Она справедливая, с ней интересно, именно поэтому я очень люблю биологию».
«Наталия Николаевна помогла мне уладить конфликт с одноклассницей. У нас возникло недопонимание, но учитель помог нам решить проблему. Она делает все для того, чтобы класс у нас был дружный», − делится Софья.
В середине ноября у семиклассников прошло представление-знакомство с профилями. Девочки с восторгом вспоминают, как Наталия Николаевна поддержала их идею создания видеоролика о естественно-научном профиле. «Мы вместе детально проработали весь сценарий, обсудили каждый кадр», − с восторгом рассказывает Даша. «Наталия Николаевна даже не ругалась, когда мы уронили скелет во время съемок», − смеются девочки.
Видеопрезентация естественно-научного профиля для мероприятия «Билетик в кино».
- Почему Вы выбрали биологию?
Все детство я мечтала побывать в разных уголках своей необъятной страны – Советского Союза. В то время все студенты биологических факультетов ездили на полевые практики – от Владивостока до Калининграда. Я поняла: это мой шанс побывать во всех заповедных уголках, где я увижу весь животный и растительный мир 1/6 суши планеты. Однако, моей мечте не удалось исполниться. В 1991 году, как только я поступила в институт на биохимический факультет, страна распалась и финансирование вузов практически прекратилось. Поэтому практики у нас были, но намного ближе – в Подмосковье.
- . Как долго Вы преподаете? Что для Вас самое главное в профессии?
В профессию я пришла в 1996 году, сразу со студенческой скамьи. Для учителя главное – это возможность заинтересовать ребенка в самом процессе обучения, привить навык добывать знания не только по своему предмету. Любой уважающий себя учитель прежде всего должен научить ученика «ловить рыбу» самостоятельно, без помощи взрослых. В этом случае ученик в будущем сможет сам расти, развиваться, строить карьеру и быть успешным.
- Зачем современному человеку биологические знания?
Так же, как математика – «царица наук, ум в порядок приводящая», так же и биология – наука о жизни, которая помогает людям, не только понимать явления природы, но и объяснять их своим детям и внукам. Кроме того, зная анатомию и физиологию собственного организма, любитель или профессионал-биолог сможет выстроить свою жизнь максимально качественно, получая от нее удовольствие.
- Какими достижениями своих учеников Вы гордитесь?
У меня были разные ученики, многие из которых сейчас трудятся в смежных или вытекающих из биологии областях: в науке, медицине, психологии, педагогике, ветеринарии, на тренерской работе. Считаю своим профессиональным успехом, что на биологический факультет и факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ ежегодно поступают мои ученики. Так же считаю своим достижением и то, что услышала однажды такое искреннее признание от выпускника: «Спасибо Вам за ту «двойку» в десятом классе и за то, что я не связал свою жизнь с медициной. Иначе я не был бы там, где я сейчас нахожусь: в магистратуре юридического факультета МГУ».
Согласна с выражением: «Жизнь не дает вам людей, которых вы хотите. Она дает вам людей, в которых вы нуждаетесь. Они причиняют вам боль, любят, учат вас, ломают, чтобы превратить в того, кем вы должны быть».
Не устаю повторять родителям и детям, что профессиональный успех приходит к тем, кто безошибочно выбирает профессию с первого раза, кто не пишет свою жизнь на черновик, а строит ее набело. Профессиональное определение, поэтому, должно случиться у ребенка как можно раньше, в этом ему должны помогать прежде всего родители, а учителя только зажигать, увлекать и корректировать.
- Вы классный руководитель в седьмом и одиннадцатом классах. Как это?
Это очень прикольно! Получается такой баланс между стартом и финишем изучения биологии в школе. Считаю, что дети, пришедшие в био-профиль особенные, как солнышки. Они все добрые, открытые, умеющие помогать и быть надежными. Ни разу не было у меня выпускника с червоточинкой и эгоизмом, думающего только о себе, плетущего интриги и подковерные игры.
- . Был ли в Вашей жизни педагог, которого Вы вспоминаете как эталон?
В школе мне повезло. Химию у меня вела заслуженный учитель России –Галина Викторовна Сервилина. Сейчас я понимаю, что в то время такое звание действительно нужно было заслужить успехами своих учеников. В нашем обычном классе, под буквой «Г» не было ни одного не знающего химию ученика. Галина Викторовна была увлечена своим предметом, и нас не оставила равнодушными. Она сама сделала такую Периодическую систему в кабинете, которая, лучше любой шпаргалки, помогала нам сдавать ежегодные переводные экзамены. На первом курсе института, благодаря своему школьному учителю химии, я не готовилась к двум сессиям по неорганической химии, так как все знала со школы и шла отвечать без подготовки.
- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решит стать учителем?
Думаю, что при поступлении в педвуз абитуриенты должны проходить профотбор по личностным качествам, чтобы в профессию не попадали случайные люди. Качества в педагоге должны, на мой взгляд, быть такими: желание и умение учиться всю жизнь; честолюбие, которое не позволит плохо знать свой предмет; честность, принципиальность и порядочность; артистизм; хорошая память, развитая логика; коммуникабельность; чувство юмора.
- Естественно-научная вертикаль - новое направление в школе. Кто туда пришел?
В естественно-научной вертикали мне очень легко работать, в этом году в классе те дети, которым нравится биология, как стройная, логичная, многогранная дисциплина. Кроме, того, как я сказала выше, все они очень классные, веселые и добрые.
- Чем вам нравится заниматься в свободное от работы время?
В качестве хобби стараюсь пару раз в месяц посетить один из старейших клубов Московских стрелковых клубов ДОСААФ на Поклонной горе. Люблю пострелять из разнокалиберного оружия.
Фото: Мария Башкова