Найти тему
Школа Жизни

Что такое Ростовский кремль?

   Митрополичий сад Ростовского кремля Фото: Люба Мельник, личный архив
Митрополичий сад Ростовского кремля Фото: Люба Мельник, личный архив

«Рай!» — восхищенно выдыхает турист, попав на центральный двор Ростовского кремля. И тем сразу отвечает на вопрос заголовка.

Что ж, так турист сразу проникает в замысел автора этого архитектурного ансамбля. Под небом голубым, средь бело-розовых стен и крытых серебристым лемехом или луженым железом строений вошедший видит источник прозрачной воды — и райские деревья, яблони, роняющие розоватые лепестки на поверхность вод… Рай земной!

Мир остался за стенами — теми самыми, что, по Библии, окружают рай. Стены приглушают городские шумы, останавливают ветер. Мир, покой, красота, аромат трав и цветов…

Создатель ансамбля, ростовский митрополит Иона III (годы правления: 1652−1690), строил свою резиденцию — место жизни и службы для себя и немалого штата, обеспечивавшего управление огромной Ростовской епархией. Счастливое стечение обстоятельств: один человек, и весьма незаурядный, художественно одаренный, стал заказчиком, идеологом, архитектором и художником архитектурного комплекса несказанной красоты.

   Цветут яблони Ростовского кремля Фото: Люба Мельник, личный архив
Цветут яблони Ростовского кремля Фото: Люба Мельник, личный архив

Ростовский архиерейский дом, старый архиерейский двор — так именовался ансамбль в XVII, XVIII, XIX вв. Так он нередко называется сейчас в работах историков и искусствоведов, исследующих древнерусскую архитектуру.

Но с XIX в. ансамбль получил новое название, под которым сейчас известен миллионам, — Ростовский кремль. Кремлем его назвали местные и заезжие любители древностей российских, впечатленные зрелищем приходящих в упадок, но от того еще более величественных зданий.

Ни митрополиты, ни архиепископы давно уже не живут в каменных палатах ансамбля, более двухсот лет назад они перебрались в центр губернии — Ярославль. С конца XVIII в. здания брошенного на произвол судьбы архиерейского двора ветшали. Руины взывали к патриотизму ростовцев, к их ощущению долга перед отеческими гробами.

На свершения горожан вдохновляли и суждения нередко оказывавшихся в Ростове знатных путешественников — вельмож, чиновников, архитекторов, писателей: в те времена Россия уже начинала понимать, какое сокровище представляют собой памятники отечественной истории и культуры.

Ростовский кремль — сокровище, это было ясно и гостям города, и хозяевам. Вот хозяева-то, ростовцы, и отвергли возникший в 1-й половине XIX в. проект сноса руин ради строительства важного для известного своей ярмаркой города гостиного двора.

   Художники рисуют кремль Фото: Люба Мельник, личный архив
Художники рисуют кремль Фото: Люба Мельник, личный архив

В 1860-е гг. ростовский купец Иван Хранилов буквально по миру пошел, собирая пожертвования для ремонта кремля. Предприятие оказалось успешным — на собранные деньги удалось поновить оставленные епархией кремлевские храмы с фресками XVII в. Но недостаточны были эти усилия, приложения сил требовал весь ансамбль.

И в начале 1880-х гг. за дело взялись тоже ростовцы, тоже купцы — Андрей Титов и Иван Шляков. Как и их земляк Хранилов, они не ограничивались в своих интересах погоней за барышом. Целью жизни выбрали они сбор и распространение сведений об истории родного города, а затем — вплоть до мига смерти — восстановление Ростовского кремля, устройство и ежедневное поддержание в нем музея.

Занятия краеведением, археографией, коллекционирование памятников старины, издание книг по местной истории способствовали контактам ростовцев с интеллектуалами обеих столиц. В первую очередь — с известным российским историком графом Алексеем Уваровым, одним из основателей Московского археологического общества (МАО), Исторического музея в Москве (ГИМ), с его женой Прасковьей Уваровой, возглавившей МАО после смерти мужа.

Титов и Шляков осознавали: при огромности задач рассчитывать на лепту вдовицы не приходится. Надо было искать людей, готовых финансировать масштабную реставрацию. Эту ношу взвалили на себя ростовцы же, из мещан выбившиеся в купцы первой гильдии Всеволод и Евграф Королевы. Давно уже жившие в Томске, известные там благотворительностью, они с готовностью дали деньги на восстановление Белой палаты Ростовского кремля.

Происходившее в Ростове в 1883 г. «возобновление из праха» древнего памятника и устройство в нем музея произвело огромное впечатление на российское общество. Одним из первых в стране маленький уездный город взялся за реставрацию своих древностей. Почин исходил не от государства, не от церкви, не от губернских чиновников — городское сообщество оказалось способно рождать такие высокие инициативы и реализовывать их.

   Ростовский кремль. Акция  Фото: Люба Мельник, личный архив
Ростовский кремль. Акция Фото: Люба Мельник, личный архив

28 октября 1883 г. Ростов стал музейным городом — третьим в России городом, создавшим общедоступный музей. Первым в 1866 г. стала губернская Тверь, вторым — Москва с открытым в мае 1883 г. Историческим музеем.

Реставрация Ростовского кремля продолжалась по мере появления все новых и новых жертвователей. А их было немало — жертвовать на реставрацию стало чуть ли не модой.

Городская дума посчитала себя обязанной хоть малой суммой, но поддерживать кремль и музей. Спустя три года музей Ростовского кремля принял под свое покровительство наследник российского престола, будущий царь Николай II, назначив на содержание капитал. В 1910 г. Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.

   Зимний кремль Фото: Люба Мельник, личный архив
Зимний кремль Фото: Люба Мельник, личный архив

Реставрация конца XIX в., размещение здесь музея обеспечили благополучное существование Ростовского кремля более чем на полвека. Точнее — до 1953 г., когда смерч обезглавил кремлевские храмы, сорвал кровли. Начавшаяся после этой беды реставрация сделала кремль таким, каков он сейчас.

Нынешний ансамбль в значительной степени соответствует первоначальному виду. Восстановлена окраска стен — на основе цемянки, розовая разной степени интенсивности, вплоть до почти белой. Реконструирован Митрополичий сад, посажены яблони и на центральном дворе, отражает небеса пруд в окружении этих яблонь. Таким Ростовский кремль придумал и сделал Иона Ростовский: создал рай на земле.

   Ростовский кремль с озера Неро Фото: Люба Мельник, личный архив
Ростовский кремль с озера Неро Фото: Люба Мельник, личный архив

…Но после первого вздоха: «Рай!» турист в Ростовском кремле морщит лоб. И говорит: «Я где-то это видел…». И вспоминает: «Так это здесь снимали „Ивана Васильевича“?!»

Автор — Люба Мельник

Источник — ШколаЖизни.ру