Найти в Дзене
AnSwEr117

Авдеевка или Артемовск?

Сегодня на Донбассе происходит битва, которая, возможно изменит наши представления о тактике современной войны. Поясню почему. Когда Группа Вагнера штурмовала Бахмут (Артемовск) меня удивлял сам подход к операции. Лобовой штурм застройки без окружения города. Классическая военная наука гласит, что обороняющийся в уличных боях и плотной застройке будет иметь явное преимущество над наступающим, и имея возможность получать подкрепление и производить ротацию, сумеет наносить наступающим такие потери, что штурм станет либо невозможен, либо будет стоить безумно дорого. Именно поэтому город, который необходимо взять вначале положено окружить. Этому учат офицеров, так положено воевать по «науке». Казалось, что неученые штурмовики ЧВК, не знающие это правило, закономерно потерпят поражение, однако этого не произошло. Напротив, Бахмут был взят превратившись в Артемовск, а заявленные потери штурмовиков, хоть и были весьма высоки, но оказались ниже, чем у противника. Можно было бы предположить,

Сегодня на Донбассе происходит битва, которая, возможно изменит наши представления о тактике современной войны. Поясню почему.

Когда Группа Вагнера штурмовала Бахмут (Артемовск) меня удивлял сам подход к операции. Лобовой штурм застройки без окружения города. Классическая военная наука гласит, что обороняющийся в уличных боях и плотной застройке будет иметь явное преимущество над наступающим, и имея возможность получать подкрепление и производить ротацию, сумеет наносить наступающим такие потери, что штурм станет либо невозможен, либо будет стоить безумно дорого. Именно поэтому город, который необходимо взять вначале положено окружить. Этому учат офицеров, так положено воевать по «науке».

Казалось, что неученые штурмовики ЧВК, не знающие это правило, закономерно потерпят поражение, однако этого не произошло. Напротив, Бахмут был взят превратившись в Артемовск, а заявленные потери штурмовиков, хоть и были весьма высоки, но оказались ниже, чем у противника. Можно было бы предположить, что речь идет о заурядной военной пропаганде, но анализ источников противника подтвердил, что оборона Бахмута стоила ВСУ куда больше, чем можно было бы предположить, и фактически сорвала подготовку к наступлению, позволила укрепиться Армии России по всему фронту.

Чем же вызвана такая странная диспропорция, когда штурмующая армия несет меньшие потери и успешно берет город с плотной застройкой у противника не уступающему ей в целом ни в численности, ни в качестве оснащения?

И тут хочется еще раз взглянуть на суть происходящего на фронте. Он позиционный. Это означает, что наступать намного труднее чем обороняться, более того, либо почти невозможно, либо безумно дорого. Но из-за чего так? С одной стороны – многократно выросли в могуществе средства поражения. Стали небольшими, компактными, массовыми. Самую сильную боевую машину, созданную для наступления – танк, можно уничтожить множеством способов силами одного бойца. Управляемые ракеты, корректируемые снаряды, минные поля, FPV дроны – все это безумно усложняет наступательные действия. Но сильнее всего усложняет их практически полное отсутствие «тумана войны». Разведывательные дроны мониторят поле боя днем и ночью, и вызывают ливень огня на любое обнаруженное движение.

Наступающие силы, на открытом пространстве, оказываются как на сковороде. У них буквально горит земля под ногами. Из-за чего наступательные действия на открытых пространствах превратились в невероятно сложные боевые действия, успех в которых дается колоссальной ценой, и только после максимального привлечения оперативных средств усиления – артиллерии и авиации. Наступающая сторона если и получает оспариваемую территорию, то ценой больших затрат и медленно, а это значит, что обороняющиеся успевают выстроить новую линию обороны в своем тылу. Все по канонам Первой Мировой Войны.

Так происходит везде, кроме как в городах. Плотная застройка, подземные коммуникации, позволяют частично нейтрализовать средства наблюдения, пользоваться возможностью скрытно накапливать ресурсы, внезапно наносить удары. В городах более обученная и подготовленная пехота становится способна наступать чисто за счет своих качеств, во многом избегая поражения от привлекаемых обороняющимися средств усиления. Дома снижают эффективность артогня, затрудняют использование ударных дронов. Конечно, остается проблема минирования, да и вообще наступать в городе по-прежнему трудно и затратно. Но, не так трудно, как на открытой местности.

При этом даже полуокружение штурмуемого города сужает горловину, по которой осуществляется снабжение, и этот узкий коридор становится лакомой целью для нанесения ударов по колоннам снабжения. Рискну предположить, что именно попытки снабжать свою группировку в Артемовске обходились командованию ВСУ дороже всего.

Это, скажем так, моя версия происходящего. Бахмут был взят не будучи окруженным.

Сегодня Армия России пытается замкнуть кольцо окружения вокруг Авдеевки. Трудно, кроваво, медленно. При этом коридор для снабжения города сузился до нескольких километров. Возможно, оптимальным было бы оставить его как ахиллесову пяту для противника, а основные силы бросить на штурм города в тех участках где уже удалось зацепиться за городскую застройку? «Военная наука» учит прежде всего окружать. Но возможно стоит вписать в нее новую главу?