Найти тему
Klim Podkova

Тяжкий путь к славе Марии Тюссо

Оглавление

Ее сажали в тюрьму и приговаривали к смертной казни, она спасалась бегством и теряла свою драгоценную коллекцию, разорялась и влезала в огромнейшие долги. Поводов опустить руки и сдаться было превеликое множество. Но Анна Мария Тюссо каждый раз принимала вызов судьбы и вступала в борьбу, демонстрируя недюжинную энергию, коммерческий талант и деловую хватку.

Дочь потомственного палача

Анна Мария Гросгольц родилась в 1761 году в Стасбурге. Согласно официальной версии ее отцом был эльзасский офицер, погибший в Семилетней войне еще до рождения дочери. Но есть другая версия, по ней Анна Мария родилась в семье потомственного палача. Если принять ее, многое в характере и жизни мадам Тюссо становится понятным. Будем придерживаться этой версии и мы.

Детство девочки не было безоблачным. Глава семейства, возвращаясь домой, заставлял жену и дочь слушать, как прошел его «рабочий день». Девочка закрывала ладошками уши, чтобы не слышать страшных рассказов, мать срывалась на крик.

Во время одного из скандалов жена палача бросила мужу в лицо страшное признание, что их дочь вовсе не его. Потомственный живодер не стал устраивать по этому поводу истерики, а открыл дверь выбросил на улицу враз ставшими ему чужими жену и ребенка.

Через несколько дней оказавшаяся без денег, крыши над головой и с ребенком на руках мадам Гросгольц постучала в дверь врача Филиппа Куртиуса и предложила свои услуги в качестве экономки.

Странное хобби практикующего врача

Практикующий врач Ф.Куртиус имел необычное хобби – лепил из воска скульптуры. Начав с анатомических муляжей, Филипп быстро перешел на ваяние конкретных личностей по индивидуальным заказам. Клиентами его были мелкие буржуа, уже снедаемые тщеславием и желавшие увековечивания себя в скульптуре, но не имевших денег на заказ каменного изваяния. «Фирменным стилем» Куртиуса было исправление физических недостатков заказчиков: он уменьшал носы, увеличивал глаза, прижимал оттопыренные уши. И пусть восковая копия имела мало сходства с оригиналом, клиенты были в восторге и щедро платили за работу золотом.

Когда Куртиус с удивлением обнаружил, что хобби приносит ему куда больший доход, чем врачевание, он оставил практику, переехал в Париж и полностью отдался ваянию, открыв мастерскую. Его главной помощницей, его правой рукой была Мария.

Ее университеты

Под руководством Куртиуса Мария училась рисовать, работать с воском, шить костюмы и парики. Филипп не уставал благодарить Бога за талантливую ученицу. В 16 лет Мария уже вела его финансовые дела, переговоры с поставщиками и заказчиками. В 1777 году Куртиус впервые доверил ей самостоятельно вылепить лицо. В отличие от учителя ее «фирменным почерком» стала максимальная идентичность копии оригиналу.

Однажды в мастерскую постучал человек и предложил деньги за возможность посмотреть на уже готовые скульптуры. Мария увидела в этом визите новые возможности и предложила мастеру идею: лепить скульптуры известных личностей и показывать их за деньги. Так в Париже появился «Салон Куртиуса», где каждый желающий мог полюбоваться на восковые фигуры известных политиков, философов, поэтов и даже самого короля.

Путь в Версаль

В 1778 году салон посетил Людовик XVI , чтобы посмотреть на самого себя. Король пришел в восторг от своего двойника и подарил для восковой копии мундир и один из своих орденов. Пользуясь случаем, Куртиус представил Людовику Марию, описав ее как свою талантливейшую ученицу. На следующий день Людовик XVI прислал за Марией карету: ее приглашали в Версаль учить искусству лепки сестру короля.

Мария стала своей при дворе. За 10 лет она обзавелась необходимыми знакомствами и связями, обеспечивая мастерскую богатой клиентурой. Среди знати стало считаться за шик иметь дома восковую скульптуру работы мастера, который лепил самого короля! Положение Марии казалось незыблемым, будущее - обеспеченным.
Но в окна дворцов, где давались балы, уже бился ветер революции.

В вихре революции

Вихрь революции разметал все в одночасье. «Смерть аристократам!» - и с плеч полетели головы короля и титулованной знати. Мария вместе с другими небожителями Версаля оказалась в тюрьме. Ей зачитали приговор и обрили голову. Рядом с Марией ждала своей очереди на казнь Жозефина Богарне. Две женщины обнявшись плакали и готовились к смерти, не подозревая, что самые значительные события в их жизни – еще впереди.

Спасло Марию от смерти ее «пролетарское происхождение». В длинной очереди на гильотину ее заменили более родовитым приговоренным. Мария осталась жива. Но на что жить? Надо было приноравливаться к новой власти, к новым порядкам.

Революционная клиентура

Мария здраво рассудила, что революционеры – те же люди и подвержены всем человеческим слабостям и порокам, среди которых тщеславие занимает не последнее место. Куртиус согласился с ней и предложил начать «набивать клиентуру» снизу. Мария считала – сверху и отправилась к самому Робеспьеру.

Затея была рискованной, но Мария провела переговоры с блеском. Нажав на кнопочки «народ хочет видеть своих кумиров», она сумела добиться у Неподкупного согласия позировать. После того как фигура одного из самых известных депутата Конвента появилась в салоне, прочие революционеры на просьбы Марии позировать отвечали чуть ли не с радостью. Салон Куртиуса избавился от опасной славы «аристократического» и обрел революционную окраску.

Кто еще способен на такое?!

Пошли массовые индивидуальные заказы, но возникла проблема с сырьем. Многие из поставщиков оставили свои головы на эшафотах революции. Воск, ткань еще можно было достать, но натуральные волосы стали дефицитом. Мария нашла гениально простое и одновременно страшное решение. За столь необходимыми волосами отправилась в тюрьму, где хранились трупы казненных.

«Мадемуазель, сюда нельзя» - «Моя фамилия Гросгольц, я дочь того самого… Возможно Вы слышали?» - «О! Конечно! Сочтем за честь оказать услугу дочери великого мастера!» Мария спускается в холодные подвалы и состригает волосы с отрубленных голов.
Да, силы духа этой женщине было не занимать!

Хэппи энд?

В 1794 году умер Филипп Куртиус. Не имевший детей мастер завещал свою мастерскую и коллекцию Марии с единственным условием: продолжить их общее дело. Впрочем, об этом можно было даже и не просить. Жизни без салона восковых фигур Мария себе уже даже не представляла. Став единственной владелицей мастерской, она вышла замуж и стала мадам Тюссо.

Появилась семья, бизнес расцветал. Бывшая сокамерница Жозефина Богарне стала женой восходящей звезды – генерала Бонапарта, Мария всегда желанный гость в их доме. Жизнь вроде бы стала налаживаться.

Спасти коллекцию!

В 1802 году Мария Тюссо от верных людей получила страшное известие: французское правительство под предлогом «искусство должно принадлежать народу» рассматривает вопрос о национализации уже ставшей знаменитой коллекции. Ей советуют покинуть Францию, и как можно скорее. Мария отплывает в Англию.

В трюме корабля – плоды многолетних трудов: более 120 фигур. Как встретит ее чужая страна? Все надежды на рекомендательное письмо: верховный палач Парижа просит Эдинбургского «коллегу по цеху» помочь обустроиться на новом месте дочери их общего старого знакомого.

На новом месте

Опасения не оправдались. В какой бы город не приехала мадам Тюссо со своими фигурами – всюду огромные очереди и бурный успех. В коллекции появляются Ричард Львиное Сердце, Мария Стюарт, Кромвель, Вальтер Скотт, Байрон, Нельсон. Марию обуревают новые идеи: вместо статичных фигур она создает сюжетные композиции, лепит своих героев в движении, экспериментирует с освещением, пытаясь придать восковым скульптурам вид, неотличимый от живых людей.

Особым успехом пользуется «комната ужасов», где демонстрируются фигуры знаменитых убийц, воссоздаются сцены преступлений, пыток и казней. (Вот когда пригодились рассказы отца о тяжелом ремесле палача!) Мадам Тюссо намерена расширять бизнес и берет в банках кредиты.

Крах?

В 1804 году на нее обрушивается удар: перевозивший коллекцию корабль попал в шторм и ушел на дно вместе с драгоценным грузом. Мария Тюссо не просто потеряла все, но еще и оказалась обремененной огромными долговыми обязательствами. Многие купцы и банкиры, оказавшись в подобной ситуации, стрелялись или бросались с моста в Темзу. Мадам Тюссо ни стреляться, ни топиться не стала.

Она идет к кредиторам и… просит еще денег! У нее остались отливки, она восстановит коллекцию и вернет долги. Если же ей откажут, кредиторы не получат ничего: она нищая. Мадам Тюссо умела находить убедительные аргументы! Ей дают деньги, она закупает материалы и возрождает музей, который снова колесит по всей Англии. Но еще в течение долгих лет значительная часть доходов идет на выплату долгов.

Экспонат №1

В 1835 году сыновья убедили мать перестать ездить по стране и основать постоянную экспозицию. Помещение купили на Бейкер-стрит (так что Шерлок Холмс наверняка не однажды проходил мимо музея и возможно даже посещал его). В 1854 году музей восковых фигур переехал на Мэрилебон-роуд, и с тех пор своего адреса не менял.

Сегодня филиалы музея имеются в 14 городах во всех частях мира. Каждый год его посещают более 13 миллионов человек. Восковые фигуры совсем как живые - плачут, смеются, грустят. Последние уже даже дышат, а Дженифер Лопес даже краснеет от мужских взглядов.

Экспонатом №1 музея является фигура сухонькой старушки в старомодном чепце. За 9 лет до своей смерти в 1850 году мадам Тюссо сделала автопортрет. Она могла вылепить себя молодой и красивой, но пожелала остаться для нас такой, какой была на вершине славы и богатства. А путь туда был долгим и совсем не легким.

-2

Klim Podkova

Прочие статьи автора из цикла "Забытая история"

Забытая история | Klim Podkova | Дзен