"Дружба" - это замечательный хореографический ансамбль "Барекамутюн" (в переводе с армянского "Дружба"), который более 30 лет радовал поклонников своим лучезарным искусством, красивыми танцами и даже целыми одноактными спектаклями, такими как " Лореци Сако"(по одноименной поэме О.Туманяна), "Лилит"(на библейскую тему), "На еврейской свадьбе", "Григорий Просветитель" (из истории Армении). Ансамблем все эти годы руководил его создатель - народный артист Армении Норайр Меграбян.
Как журналист, об этом, любимом мною, ансамбле я много писала в русскоязычной прессе Армении, и без ложной скромности скажу, что была своеобразным "летописцем" этого ансамбля с момента его рождения в 1987 году. Но сегодня я посвящаю свою статью двум замечательным танцовщикам, ветеранам "Дружбы", так как они стояли у самых истоков создания этого полюбившегося многим ансамбля, были исполнителями лучших номеров и хореографических композиций "Дружбы".
Это АНАИТ(до замужества Авоян) и ГРАЧЬЯ БАДАЛЯНЫ.
А "Дружба" их познакомила и свела. Встретившись в коллективе ансамбля, они полюбили друг друга и вскоре стали не только партнерами на сцене, но и счастливыми супругами, создавшими крепкую и дружную семью.
На их свадьбе 3 декабря 1988 года шумно и весело гулял весь коллектив "Дружбы"!
Хотя концертную программу "Дружбы", в основном, составляют общие танцы, в которых принимает участие весь ансамбль, есть несколько полюбившихся зрителям отдельных хореографических композиций, в которых с огромным успехом солировали герои моей сегодняшней статьи.
Хрупкая и нежная Анаит Бадалян окончила классическое отделение Ереванского хореографического училища, посему она, легкая и воздушная, парила на сцене, как настоящая балерина, разве что танцевала не в романтических балетных пуантах!
Одним из первых номеров "Дружбы", где блестяще танцевала Анаит, был знаменитый "Ноктюрн" А.Бабаджаняна, сразу завоевавший признание и любовь зрителей! Потом в исполнении Анаит появились стремительная и жизнерадостная "Тарантелла" на музыку Дж. Россини и блещущая остроумием и юношеским задором веселая "Арлекинада", где Анаит создала образ беззаботной и кокетливой Коломбины.
Совершенно иным по глубокому замыслу постановщика и в проникновенном исполнении Анаит был танец на сюжет известной песни "Сиреци, ярс таран"("Полюбила, отняли любимого..."). Здесь танцовщица предстала уже не в образе холодной мраморной Галатеи, как это было в "Ноктюрне", не веселой и беззаботной Коломбиной из "Арлекинады", а страдающей, покинутой девушки, переживания которой печально-искренне и правдиво передала Анаит Бадалян.
https://www.youtube.com/watch?v=vN0OKO-n11I&t=2s (в этом видео представлена концертная программа "Дружбы", и на 37:53 мин. можно увидеть эту трогательную миниатюру в исполнении Анаит Бадалян)
Грачья Бадалян не учился в Хореографическом училище. Какое-то время он занимался в музыкальной школе по классу скрипки. Но вскоре понял, что его стезя - это народные армянские танцы, и он стал заниматься в самодеятельном танцевальном кружке, а затем был приглашен ни много ни мало в... знаменитый Государственный ансамбль танца Армении под руководством прославленного Вануша Ханамиряна, и это стало для Грачика большой школой танцевального искусства!
А уже в 1987 году, как я сказала вначале, Грачья Бадалян, уже сформировавшийся танцовщик с удивительно тонким слухом, отличным чувством ритма и умением без остатка отдаваться стремительной стихии танца, перешел в создаваемый тогда еще ансамбль "Барекамутюн"("Дружба"). Здесь он очень быстро стал одним из ведущих танцовщиков, а также верным помощником и в полном смысле этого слова правой рукой руководителя ансамбля Н.Меграбяна. А еще именно в "Дружбе", как было раннее уже сказано, Грачик встретил свою счастливую Судьбу - Анаит Авоян!
Так получилось, что в "Дружбе" для супругов Бадалянов не было поставлено совместных номеров - вместе они танцевали только общие танцы такие, как "Цыганский", "Наш век" на музыку А.Геворгяна, "Танец с саблями" из балета "Гаяне" А.Хачатуряна и зрелищный, искрометный "Гой, Назан", которым традиционно начиналась и завершалась концертная программа "Дружбы".
Но каждый из героев данной статьи имел в "Дружбе" свои отдельные номера и даже целые хореографические композиции. О номерах, которые с успехом танцевала Анаит Бадалян, я написала чуть выше.
У Грачика Бадаляна был свой замечательный репертуар. Это и пластически интересно решенная им сольная композиция "Смерть последнего кентавра" на муз. Л.Чкнаворяна, и брызжущая весельем хореографическая сценка
"На еврейской свадьбе", где Грачик очень достоверно воссоздал образ еврейского раввина, и эмоциональный Лореци Сако в одноименном балете на музыку Г.Ахиняна по знаменитой поэме О.Туманяна, и библейский Адам в балете "Лилит" на музыку А.Сатяна, и суровый армянский царь Трдат в хореографической композиции "Григор Лусаворич"("Григорий Просветитель"), посвященной 1700-летию принятия Арменией Христианства.
К великому сожалению, как известно, танцовщики и артисты балета довольно рано прекращают свою сценическую карьеру. И мои герои, Анаит и Грачик, перестав блистать на сцене, некоторое время еще продолжали помогать своему любимому руководителю Н.Меграбяну в поддержании в хорошей форме обновленного состава "Дружбы": Анаит, как классическая танцовщица, вела с ансамблем занятия по классике, а Грачик репетировал с артистами ансамбля основные танцы.
Интересно отметить, что эту красивую и милую супружескую пару, Анаит и Грачика, даже пригласили на работу в Австралию, где они сотрудничали и вели занятия с созданным там ансамблем народного армянского танца - Nairi Dance Group Sydney.
Еще будучи артистом ансамбля "Дружба" Грачья Бадалян заочно окончил режиссерский факультет Ереванского иститута театра и кино, и мне тогда подумалось, что он таким образом готовит себя к постановочной деятельности, т.е. намеревается стать в ансамбле режиссером-постановщиком танцев.
Но увы-!...я ошиблась.
В настоящее время Грачья Бадалян является... директором Ереванской музыкальной школы № 1 им. А. Тер-Гевондяна.
Его супруга Анаит могла бы еще продолжать свою успешную деятельность в ансамбле "Дружба". Но как в свое время благородная княгиня Монако - бывшая легендарная киноактриса Грейс Келли, - отказалась во имя семьи от кинематографической карьеры, так и Анаит своей сценической деятельности и работе в ансамбле предпочла интересы своей семьи, поскольку именно семью она ставит гораздо выше карьеры! Тем более, что в прошлом году старший сын четы Бадалянов, Артавазд, создал уже свою семью и подарил родителям долгожданную внучку!
И глядя на эту милую и улыбчивую пару трудно поверить, что они уже... бабушка с дедушкой!
3 декабря текущего года исполняется 35 лет семейной жизни Анаит и Грачика Бадалянов - их Коралловая свадьба, с чем я от всей души поздравляю своих любимых артистов и желаю им всего самого наилучшего!
Ни один из сыновей четы Бадалянов - ни Артавазд, ни младший Тигран - не пошли по стопам родителей, каждый из них в этой жизни идет своим путем.
Быть может, маленькая внучка Анаит и Грачика, повзрослев, выберет этот очень сложный, но такой прекрасный путь служения блистательной Терпсихоре, которой в свое время целиком, без остатка, посвятили себя ее замечательные бабушка с дедушкой - герои моей статьи Анаит и Грачик Бадаляны!