Найти в Дзене
Свой человек

Как чернокожий француз воевал на российских самолетах в годы войны.

Приветствую вас, уважаемые друзья!

👉 Инженер по авиационным двигателям и удачный стрелок, этот француз полинезийского происхождения был легендой российского воздушного флота во время Первой мировой войны.

После приземления в корпусе четырехмоторного российского бомбардировщика «Илья Муромец-10» было обнаружено более 70 попаданий, в том числе в двигатель. Экипажу удалось посадить поврежденный самолет и, при этом, выжить, потому что прямо во время полета, под огнем противника и буквально стоя на крыле, работу двигателя смог поддерживать чернокожий парижанин Марсель Пилат.

Это произошло в апреле 1916 года на фронтах Первой мировой войны – русская авиация атаковала железнодорожный вокзал Даудзева в Латвии, оккупированный немцами и защищенный вражескими зенитками. Немцы встретили русский самолет ураганным огнем. Как только биплан получил первые повреждения, Марсель, который числился в экипаже младшим мотористом, забрался на крыло, чтобы покопаться в двигателях, дабы продолжить их работу хотя бы еще немного. Но затем главный пилот получил травму, и самолет ушел в пикирование.

Второму пилоту удалось взять управление на себя и направить самолет курсом домой. Все члены экипажа уже думали, что Марсель погиб, упав с крыла. А потом парижанин с шумом выпал из верхнего люка.

Марсель Пилат сфотографировался для журнала «Огонек» в 1916 году Общественное достояние
Марсель Пилат сфотографировался для журнала «Огонек» в 1916 году Общественное достояние

«Ты должен был достичь земли самостоятельно!» - пошутил кто-то. Оказалось, что Марсель предусмотрительно привязал себя ремнем к стойке крыла и во время падения фактически болтался в воздухе. Самолету удалось дотянуть до аэродрома базирования, хотя у него было повреждено крыло, которое удерживалось на месте только благодаря подъемной силе в полете. При посадке «Илья Муромец» наполовину разрушился.

Как Пилат попал в Россию?

Марсель Пилат в форме старшего унтер-офицера Российской императорской армии, украшенный обоими георгиевскими крестами, около 1916 года. Общественное достояние
Марсель Пилат в форме старшего унтер-офицера Российской императорской армии, украшенный обоими георгиевскими крестами, около 1916 года. Общественное достояние
«Марсель Пилат - гражданин Франции. Девять лет назад богатая семья привезла в Россию его мать в качестве няни, а вместе с ней кудрявого и подвижного подростка», - писал о Марселе журнал «Огонек» в 1916 году. «Холодная Россия стала второй родиной для чернокожего Пилата. Сейчас он женат на русской и у него есть ребенок. Когда началась война, он, как гражданин Франции, должен был вернуться в ряды Жоффра (Жозеф Жоффр (1852-1931), маршал Франции ), но остался, присоединившись к российской армии добровольцем, сначала водителем, затем мотористом на самолете», - сообщалось в журнале.

Из документов известно, что Марсель Пилат родился в 1890 году в Париже – то есть он не был «черным рабом». Он приехал в Россию в возрасте 17 лет и уже неплохо говорил по-русски. Биография Марселя была биографией рабочего человека – он работал автомехаником, а позже, в начале Первой мировой войны, начал собирать авиационные двигатели в Санкт-Петербурге. В сентябре 1915 года, он был переведен в действующие военно-воздушные силы младшим автомобилистом. С конца 1915 года он служил на самолете «Илья Муромец-10», за что получил два Георгиевских креста. Второй подвиг, за который он получил «Георгия» 3-го класса и повышение до старшего унтер-офицера, я уже рассказал в начале статьи.

Первый подвиг состоялся месяцем ранее.

«За то, что 26 марта 1916 года во время полета на самолете "Илья Муромец-10", когда трубка, соединяющая водяной насос с трубой, была перебита... и вода начала выливаться, что грозило гибелью мотору самолета, он зажал отверстие руками и прекратил дальнейший отток воды, просидев на крыле 1 час и 10 минут, что дало возможность вернуться домой и сесть на аэродром, - было написано в характеристиках к приказу. Именно этот подвиг принес Марселю Пилату его первую награду Святого. Георгиевский крест – 4-й степени.

В ноябре 1916 года Марсель Пилат снова отличился во время боевого вылета другого «Ильи Муромца» – в качестве пулеметчика. Он сам напросился на эту опасную и ответственную должность, а затем передал авиаконструктору Игорю Сикорскому просьбу сделать сиденье пулеметчика разборным, чтобы оно не мешало стрельбе. Его советы были учтены.

Прототип самолета «Илья Муромец» во время посадки Общественное достояние
Прототип самолета «Илья Муромец» во время посадки Общественное достояние

К осени 1916 года Марсель стал популярной личностью: «Его черные глаза и белые зубы сверкают, а широкий нос сияет. Но, подождите – у него на голове русская солдатская фуражка и такое отчетливое русское произношение. Все подходят к нему с вопросом: «Как ты сюда попал?» Марселю не терпится рассказать. Он прекрасно говорит по-русски, лишь проглатывая окончания. Ему нравятся солдатские грубые словечки, жгучие, как стручковый перец», - не без восхищения описывает Марселя Пилата журналист дореволюционного журнала «Огонек».

👉 Марсель был демобилизован из российской армии после большевистской революции, в начале 1918 года, и сразу уехал на родину, где продолжил службу в рядах французской армии, ни чем особо не прославившись. После войны он продолжил жить в Париже, где работал по своей основной специальности – автомехаником. Что стало с его женой и ребенком, о которых упоминалось в журнале, ни кто уже не узнает. Ходили слухи, что он так и не женился во Франции и умер в одиночестве.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.

При подготовке статьи использовался материал интернет портала rbth.