Найти тему
LiveLib

10 рулонов туалетной бумаги и другие тайны телебашни

    10 рулонов туалетной бумаги и другие тайны телебашни
10 рулонов туалетной бумаги и другие тайны телебашни

21 ноября отмечаем Всемирный день телевидения — сам праздник был учрежден в декабре 1996 года резолюцией ООН, в связи с первым проведенным всемирным телевизионным форумом.

Сложно переоценить силу воздействия на массы, которую оказало телевидение и продолжает оказывать до сих пор. Несмотря на развитие интернета, телевидение было и остается одним из самых главных источников получения информации. И от того, что будет показано по тем или иным каналам, в том или ином объеме — зависит очень многое.

Не хотелось бы сейчас уходить в пространные рассуждения о влиянии телевидения на население или о том, как правильно или не правильно подходить к информационной работе: тема достаточно спорная (и холиварная, что уж там), к тому же никто так и не выяснил, как правильно.

Оставим с вами рассуждения о сути контента к Дню информации (его будем отмечать 26 ноября) и сосредоточимся на истории развития телевидения, интересных фактах, а также личных воспоминаниях автора статьи. Потому что я фактически выросла на телецентре, и в моей памяти он навсегда останется местом образца 2000 года.

Для начала немного исторической справки: сам век телевидения не так долог, как кажется. Первые эксперименты по передаче изображения с помощью электронных лучей проводились в СССР и США в начала 1920-х годов. А в 1933 году инженер Владимир Зворыкин изобретает катодную трубку, которая и станет основной частью телевизора. Получается, телевидению всего 90 лет, но за это время развитие и наука передачи данных ушли далеко вперед, появилось цифровое, а не аналоговое вещание, а сами телевизоры из маленьких пузатых ящиков с плохой черно-белой картинкой превратились в тончайшие огромные экраны с разрешением 4К.

А я еще помню телевизор «ТЕМП», который жутко рябил, а каналы надо было переключать с помощью ручки, которая у всех постоянно отваливалась, поэтому рядом с телевизором лежали плоскогубцы. Потом появились первые пульты, инфракрасный луч из них бил сильнее, чем лазерная указка, и самой веселой игрой было навести себе пульт в глаз, а потом ловить «мультики» на стене. (Почти также весело и безопасно, как прыгать с гаражей и есть гудрон.)

Ну а кружевная салфетка на телевизоре — это предмет гордости и воспоминаний всех детей позднего СССР и 90-х. У нас в довершение композиции еще стояла хрустальная ваза. Моя бабушка до последнего пыталась, что-то ставить на телевизоры для красоты, пока ей не купили плазму. Теперь все салфеточки грустят в шкафах. История российского телевидения ведет свое начало с экспериментальных трансляций телепередач, которые велись из Москвы уже в 30-х годах 20 века по системе малокадрового механического телевидения.

В 1932 году состоялась первая передача движущегося изображения. В 1937 году был организован первый телецентр на Шаболовке. С 1938 года он осуществлял экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года началось регулярное телевещание.

Первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Сейчас очень сложно представить, что кому-то, в принципе, может быть интересно смотреть трансляцию с открытия партийного съезда, а тогда это было фактически чудом техники и вещания.

Активному развитию телевидения в Советском Союзе помешала Великая Отечественная война, поэтому в области развлекательных передач, а также других форм контента мы далеко отстали от США, которые запустили свое регулярное телевещание также в 1939 году.

В СССР телецентр на Шаболовке возобновил трансляции передач, за два дня до окончания ВОВ — 7 мая 1945 года. А 15 декабря того же года первым в Европе начал регулярное телевещание два раза в неделю.

А дальше началось самое интересное. Летом 1960 года началось строительство Останкинской телебашни — мощностей Шаболовского ретранслятора вполне хватало для вещания на Москву и область, но для всей страны этого было мало. Поэтому родился проект построить «фабрику телевидения». Собственно саму Останкинскую телебашню и два здания телецентра, которые находятся рядом с ней.

Первые бетонные блоки в конструкцию были заложены в июле 1960 года, но потом работы были приостановлены из-за сомнений в надежности конструкции. А окончательный проект Останкинской телебашни был утвержден 22 марта 1963 года, и работы возобновились. Последним изменением стало увеличение высоты с проектных 505 метров до 540.

На сегодняшний день наша башня является 15 по высоте сооружением в мире, из когда-либо построенных. И является самым высоким сооружением в России и Европе. Жители Останкино для быстрого запоминания высоты башни используют не самое интеллигентное, но зато очень емкое сравнение: башня — это 10 стандартных рулонов туалетной бумаги.

А самое главное развлечение и интерес ребенка из Останкино — это считать, достанет ли башня до твоего дома, если обрушится, или нет. Это выясняли все, как только учились самостоятельно считать и читать.

Но на самом деле, проект башни таков, что при обрушении она должна просто сложиться как карточный домик, без вот этих эпичных обрушений шпиля на дома, а жилые дома построены так, что не попадают в зону отчуждения вокруг башни. Хотя на месте жителей нового крутого ЖК, который сейчас там строят почти впритык, вопреки всем нормам, я бы напряглась. Там явно меньше 500 метров.

Я родилась и выросла в Останкино, как уже писала выше — фактически на телецентре, потому что моя семья была тесно связана работой там. Среди нас нет ведущих или сценаристов, дедушка еще в СССР занимал пост на первом канале, а мама полжизни проработала там в административном обслуживании здания. И, конечно, с 3-х лет меня брали с собой на работу.

Детская память неустойчива, но многие моменты я помню очень отчетливо, как на застывшей кинопленке: и как я бегаю по коридорам, а взрослые дяди в серых костюмах умиляются и суют мне бутерброды; как сижу в залах для съемок; и как сплю на диване в мамином кабинете.

Раньше список всех телепрограмм, которые готовятся к выходу печатался на бумаге: там была подробная раскадровка и выходы по времени. С названием всех телепередач на несколько дней вперед. На обороте этих листов я рисовала всё свое детство, а списки телепередач были главным предметом игр и фантазий. Я успела представить себя и ведущей новостей, и героиней фильмов, и даже корреспондентом криминальных сводок. А в итоге закончила журфак и стала маркетологом, жизнь, как говорится, такова и больше никакова.

Самое яркое воспоминание — это, конечно, как я потерялась. Если вы смотрели Чародеев, то помните там гостя с солнечного юга, который блуждал по НИИ необыкновенных услуг и никак не мог найти выход. Этот фильм снимался в малом здании телецентра, а потеря солнечного гостя имеет под собой веские основания. Оба здания — и большое, и малое — построены по проекту, который до сих пор вызывает у меня вопросы: здание стратегическое, поэтому скорее всего в этом есть сакральный смысл. Это похоже на большую спираль, которая не сходится в центре, но при этом пересечена еще и параллельными коридорами. И всего лишь один поворот не туда заставит вас блуждать по зданию бесконечно. Надо понимать, что в конце 1990 все коридоры еще и были совершенно одинаковые. Бордовый ковер, советские серые двери и большие закрытые студии. Везде.

Мне запрещалось одной ходить по зданию, по весьма очевидным причинам, но один раз так получилось, что я очень хотела в палатку у дальнего выхода, где продавались шоколадки, а мама не могла со мной пойти. И меня отправили с коллегой, которая встретила еще какого-то коллегу, у них завязался разговор, а мне стало скучно. И я очень уверенно утопала. До палатки я дошла, а обратно уже нет.

Через час забили тревогу, и нашли меня рыдающую около какой-то студии, где шли съемки. Мне было очень грустно, но заходить и срывать съемку передачи я побоялась, поэтому просто села рядом с надеждой, что рано или поздно меня кто-то найдет. Мне было лет 8 или 9.

Потом, когда я уже была старше, конечно, я лазила почти по всему зданию, но всегда максимально четко запоминая маршрут. К тому же, если не участвовать в съемках или просто не сидеть в студии, ребенку там достаточно скучно. Одинаковые коридоры, мы помним.

Обожала зимний сад наверху: там были пальмы и рыбки. Телефона у меня не было, как и других современных гаджетов (их тогда в принципе не существовало), зато были рыбки в пруду зимнего сада телецентра. Сейчас, говорят, его уже давно нет.

Я участвовала во многих съемках в качестве массовки, почти на каждом эфире детской передачи «Джунгли Зовут» и многих других. Это, кстати, потом избавило меня от пьянок за гаражами, потому что в 13–14 лет мы увлеклись поездками на съемки тотал-шоу и какой-то там десятки, которые тогда были очень популярны на МУЗ-ТВ. Туда брали практически всю молодежь, программы снимались циклами, и мы торчали там с утра до вечера. Надо было просто танцевать и веселиться. Правда, я вам скажу, что танцевать и веселиться под софитами более пяти часов — удовольствие ниже среднего. Но всё же лучше, чем гаражи.

Между большим и малым зданием есть подземный переход, по которому можно достаточно быстро переместиться. Так вот, это самое страшное место в моей жизни до сих пор. Не знаю, как сейчас, но раньше он был похож на морг из фильма ужасов — длинная кишка, вся полностью в желтом кафеле, где-то гулко капает вода и постоянно мигают лампы. А еще это жуткое ощущение, что тебе кто-то смотрит в спину.

С самим телецентром связано достаточно много ужастиков и легенд, да и пруды, около которых он построен, те самые «актеркины», где топились актрисы из усадьбы графа Шереметьева. Пруды давно осушены, и там теперь стоит мой дом и церковь, но легенды остались.

Самая известная — это про старуху, которая вся в черном появляется перед телецентром и башней перед какими-то ужасными событиями. Ее видели там, когда башня горела 27 и 28 августа 2000 года, ее видели и позже. Говорят перед ковидом она тоже там ходила. Но вообще жители Останкино много что говорят.

Кстати, про пожар: все высыпали на балконы и на улицу, подбирались к башне как можно ближе, чтобы рассмотреть пожар. Оцепление никого не останавливало. Это уже потом мы узнали, что тогда в том страшном пожаре лопнуло 10 из 12 удерживающих тросов. И она действительно могла упасть. После этой катастрофы были сильно пересмотрены отделочные материалы башни, подход к пожарной безопасности, а также посещение и экскурсии были заморожены на очень много лет.

Кстати, еще один забавный факт, про тех кто вырос рядом с телебашней: мы часто ищем глазами любой высокий объект, на который можно ориентироваться. Я как-то зашла глубоко в Ботанический парк и башня пропала из виду, вот это фактически паническая атака, когда ты теряешь ориентир и топографический кретинизм сразу такой: «Привет. Не звали? А я всегда с тобой.»

Сейчас оба здания преобразились до неузнаваемости, внутрь давно не попасть, правила гораздо строже, не думаю, что теперь туда пускают детей. Многие телеканалы съехали: НТВ построил себе несколько зданий в глубине района, там же, в соседнем, телеканал «Спас», ТНТ вообще уехало в другой район. Но башня стоит и работает, как один из главных символов постоянства и стабильности. Сейчас на ней еще и появились огромные мультимедийные экраны, которые светят днем и ночью, и очень забавно выглядят в тумане, когда часть башни пропадает, и где-то пробивается огромное красное или синее пятно.

Мир и наука не стоят на месте, методы передачи данных постоянно развиваются и совершенствуются. Но пока ничего стабильнее телевидения человечество не придумало. И вряд ли интернет вытеснит вещание. Когда-то пророчили, что телевизор и радио вытеснят книги и газеты, но этого не произошло. Все методы распространения информации остались с нами и прекрасно существуют рядом, но это уже отдельный разговор для новой статьи.

Встретимся с вами 26 ноября в новой статье ко Дню информации, а пока можете посмотреть больше интересного про книжки (и не только) в моем телеграмм-канале «Хроники ЯнЕвгенньны». Шоу должно продолжаться.

Всегда ваш рыжий колумнист и недоблогер Яна Катанаева.