«Конец — всему делу венец» — правильная поговорка. Ведь часто впечатление от какого-то дела портит скомканный, глупый, неуместный финал. Вот вроде бы всё шло-шло хорошо — и на тебе! К художественному произведению это относится едва ли не в первую очередь. Часто книга запоминается именно по яркому и правильному финалу. О правильных финалах будет следующая статья, а в этой мы просто разберёмся в самой сути такой важной части композиции. Как оказалось, теме финала на канале уделено мало внимания.
Что такое финал
Финал или, для любителей русских переводов научных терминов, концовка — это заключительная сцена произведения, логическое завершение сюжета. В идеальном финале цель героя достигнута, все сюжетные линии завершены, злодеи наказаны, герои получили награду. Больше автору сказать нечего, остаётся только новую историю начать. Это в идеале. В реальности же бывает по-всякому, и не всегда это связано с неопытностью автора, часто незавершённость истории заложена в самом сюжете. Но об этом ниже.
Финал часто совпадает с развязкой, но не всегда. Бывает, главная интрига раскрыта, проблема решена, конфликт исчерпан, но автору ещё есть что сказать и поставить точки над Ё. Однако всё же финал должен располагаться максимально близко к развязке, иначе возникнет ощущение неоправданно затянутой концовки. Правда, может быть ещё и эпилог или послесловие. Его не надо путать с финалом, тем более эпилог в произведении необязателен. Он пишется, когда автор хочет рассказать о том, как сложилась судьба персонажей после завершения истории.
Три составляющих финала
Обычно концовка занимает не так-то много места в общем объёме произведения, но в ней должны быть отражены как минимум три аспекта или, если хотите, три линии, три составляющих.
- Событийная составляющая. Это яркое событие, которое делает финал запоминающимся и ставит точку в событийном ряде произведения. Эта сцена подводит итог действиям персонажей, она завершает все перипетии истории. Когда суетящиеся, куда-то спешащие, дерущиеся с врагами, отстаивающие свои права, рвущиеся к цели герои останавливаются и понимают: всё: цель достигнута или же бороться за неё уже бессмысленно. И это вместе с героями понимают читатели. Финал — это последний шаг, последние усилия героев и подать эти усилия надо ярко, запоминаемо.
- Эмоциональная составляющая. Финал предполагает эмоции. Это может быть яркий всплеск радости, восторга или ненависти и отчаяния. Или ощущение блаженства и покоя, наслаждение мыслью о том, что никуда уже не надо спешить, ни с кем сражаться. Цель достигнута, миссия выполнена, и герой может выдохнуть и насладиться заслуженным покоем.
- Идейная составляющая. Это подведение итогов, выводы, которые делают герои, а вместе с ними и читатели. Это осознание героем своего места в истории (в литературной истории, конечно), понимание, зачем всё это: переживания, страх, боль, борьба и ломка себя. Ради чего всё это затеял автор, тоже окончательно понимается в финале. И в идеале читатель тоже должен вынести из книги какую-то идею, не обязательно сложную и философскую. Если он ещё раз почувствует, что ради любви и дружбы можно пожертвовать многим, то это уже хорошо.
Кстати, эти три стороны не зависят от того счастливый или трагичный финал задумал автор. Да и виды финалов тоже не об этом.
Виды финалов
Существует большое разнообразие концовок произведений, поэтому исчерпывающую классификацию дать затруднительно. Постараюсь приблизительно рассортировать наиболее часто встречающиеся финалы. Понятно, что сразу в голову приходит закрытый и открытый финал. С закрытым всё понятно: все сюжетные линии завершены, все персонажи расставлены на свои места, по крайней мере, с точки зрения автора. И всё гармонично, ничего ни прибавить, ни убавить.
Открытый финал. Вот с ним всё не так просто, потому что он бывает разный. Открытый финал предполагает возможность продолжения, поэтому он может быть открыт в той или иной степени.
- Промежуточная точка. Когда основной конфликт не разрешён, а отложен на время. Или герой оказался в тупике, и у него нет сейчас ресурсов, чтобы продолжить свой путь. Но есть надежда, что они могут появиться. Или все остались при своих, то есть герой не смог победить антагониста, но вернул статус-кво. Вариантов промежуточной точки может быть много. Она не слишком успокаивает читателя, но является своеобразной подстраховкой для автора. А вдруг продолжение написать не захочется или не получится?
- Закрыта основная линия, но остались неразрешёнными проблемы других важных персонажей.
- Развилка. Это провокационный финал, который рассчитан на то, что читатель сам выберет подходящую для него концовку. Автор оставляет героя на распутье перед выбором нескольких возможных вариантов развития событий.
- Таинственный финал. С одной стороны, сюжет завершён, а с другой - появляется загадка или недосказанность, которая будоражит воображение читателя. Этакий вопрос: «А что это было?», характерный для мистических романов.
Всё это открытые финалы, они предполагают продолжение, но в то же время определённая завершённость в них есть. Открытый финал не надо путать с незавершённой, недописанной историей. Так бывает, когда автор просто обрывает повествование, часто на самом интересном. Или же в современных реалиях бывает, автор написал слишком много, и в издательстве режут текст на две части, причём совершено в произвольном месте. Издают первую часть, а когда-нибудь потом и вторую. Или вообще не издают, если первую читатель не поддержал рублём.
Но в защиту издательств скажу: в этом случае редактор обычно предлагает автору или сократить текст, или поделить на две части и проработать конец первой. Увы, авторы далеко не всегда идут навстречу издательству. Правда, в последнее время книги больших объёмов стали издавать чаще, но они и стоят в два раза дороже.
Вернёмся к финалам.
Наряду с открытым и закрытым финалом, можно выделить еще закольцованный. Когда произведение завершается тем, чем началось. Какое-то событие нарушает размеренный ритм жизни героя, начинается суета, беготня, срочное решение проблем. Потом проблемы удаётся решить, и герой возвращается к размеренной жизни. Правда, у хорошего автора он с ностальгией и грустью вспоминает «то сумасшедшее время». В XIX веке такие финалы встречались чаще, а у современного читателя они вызывают чувство неудовлетворённости и ощущение лёгкого обмана. Хотя тут, как написать. Если в итоге появляется вывод, хорошая, умная мысль, то и такой финал оправдан.
Похож на закольцованный финал-возвращение. По сути, в этом случае автор начинает с конца. То есть в начале описывает события финала, а потом рассказывает, как герои дошли до такой жизни. А в конце снова возвращается к началу. Я бы сказала, что такой финал на любителя. Когда знаешь, чем всё закончится, изрядная доля интереса пропадает.
Множественный финал бывает в больших романах с множеством героев и сюжетных линий. У каждой линии свой финал, своё завершение событий. Поэтому автор завершает эти линии постепенно, поочерёдно. При этом множественный финал может быть изрядно растянут как во времени, так и в пространстве романа.
Это, конечно, не все виды финалов, возможно, в комментариях будут дополнения, я, собственно, на это и рассчитываю. Но главное, что все эти варианты могут быть написаны ярко, интересно, и читатели закроют книгу с чувством благодарности к автору. А вот о том, что нужно для хорошего финала, поговорим в следующей статье.
P. S. Хочу извиниться за отсутствие примеров. Я подумала, что пересказывать финалы произведений — это не слишком корректно, особенно для тех, кто их не читал. И вы можете сами подобрать примеры. Это, кстати, полезное упражнение.