Ребёнок — это чистый лист и что из него вырастет, кем он станет, предугадать невозможно.
Можно бесконечно любить ребёнка, баловать, во всём помогать и ограждать от разного рода травм и... вырастить маньяка. Или нет. На самом деле, с той же долей вероятности может вырасти и кто-то «приличный».
Кстати, о приличиях. Сейчас читаю книгу: «Аня с фермы "Зелёные крыши"». Автор родилась в конце XIX века, соответственно, книга пропитана духом той эпохи.
Книгу я ещё не дочитала (да и вообще там целая серия), но из прочитанного уже можно сделать выводы о том, кто же такой «приличный ребёнок». Опекунша Марилла Кутберт говорит Ане, чтобы она была хорошей и послушной девочкой. Приличным девочкам нельзя много болтать, следует молиться и посещать церковь, выполнять обязанности по дому, уважать старших.
К слову, подруга Мариллы — Рэйчел Линд — даёт практические советы по воспитанию: 1) выпороть девчонку за дерзкое поведение (опекунша его отвергает, заставляя девочку банально извиниться перед миссис Линд); 2) позволить не ходить в школу, когда девочку наказывает учитель (хотя провинилась половина класса), да ещё и (верх неприличия!) сажает за одну парту с мальчиком, пока Аня не захочет туда вернуться (тут опекунша прислушалась).
Марилла (как и тётя Полианны) считает, что «приличный ребёнок» может получиться только, при воспитании в спартанских условиях: комната на чердаке, скромные платья, варенье только по особым поводам и т.д.
Кстати, чем-то напоминает воспитание Гарри Поттера. Ведь из него тоже хотели «приличного» человека сделать. Проще говоря, удобного: послушного, исполнительного, довольствующегося малым. А Дадли... ну, а что Дадли? Его просто любили и как дети малые хотели подразнить племянника, воспитывающегося в лучших традициях викторианской эпохи.
Но, что двести лет назад, что сейчас, дети совершенно не желают жить по законам взрослых. Вспомните, хотя бы Тома Сойера, про Гекельберри Фина, я вообще молчу. Их не пугают ни порка, ни знаменитое «что скажут люди!» и уж тем более «что из тебя вырастет!»
Дети — это маленькие пришельцы, улыбками покоряющие сердца взрослых. Даже в Библии про детей написано, что им принадлежит Царствие небесное. Разумеется, речь идёт о «безгрешных младенцах», т.е. тех, кому ещё не исполнилось 7 лет.
Кстати, семилетие достаточно сакральный возраст. Учёные говорят, что в этом возрасте какие-то там важные участки мозга дозревают, ребёнок перестаёт подчиняться инстинктам и становится более социализированным. Но, в целом, само по себе число 7 имеет важное значение, как в религии, так и в магии.
Например, септограмма – семиконечная звезда – символ магов; сотворение мира за семь дней; семь чудес света и т.д.
Но вернёмся к новорождённому. Вот он появился на свет. И что мы видим? Лежит сморщенный старичок и смотрит подслеповатыми глазками.
Пройдёт время, прежде чем, мы увидим милые малышовские черты, а малыш увидит нас. О чём он думает, когда мы склоняемся над ним и кривляемся, что запоминает из услышанного, понимает ли кто мы и кто он? На самом деле, мы можем только догадываться, но мы совершенно ничего не знаем о нём. Как и о том, что делать с этим белым листом.
И вот мы делаем первые неуверенные мазки. Кисть дрожит в руках и результат выходит совершенно непредсказуемым. Потому что как бы мы не старались вырастить того, кого хотим мы, вырастет что-то совершенно другое. Ну или «удобный человек», который разорится на психотерапевте. Или нет.
Так что, каждый раз, когда на свет появляется новый человек, всё, что остаётся его родителям, родственникам и миру в целом, просто закрыть глаза, выдохнуть и надеяться на лучшее. В конце-концов, надежда умирает последней.