В 13 лет у ребенка происходит очередная трансформация, если в предыдущий кризис он как бы стоял "на вершине детства", то сейчас он стоит на пороге "взрослости". Ребенок уже и не ребенок, но еще и не врослый. Что же меняется в его внутреннем мире?
Теряется интерес к занятиям, которые раньше вызывали несомненную радость и удовольствие, НО его отношения с людьми стали для него более значительными.
Эмоции подростка выходят на первый план, кажется, как будто он стал более грустным, задумчивым. Ребенок стал по-другому реагировать на то, что ему не нравится. Внутреннее сопротивление между родителями и ребенком становится больше и чаще проявляются.
Но! Все эти изменения, это признак того, что ребенок переходит на новый уровень взаимоотношений. От того, как пройдет переход, будет зависеть многое, в частности, сможет ли человек отделиться от матери и отца и научится ли удовлетворять свои жизненные потребности самостоятельно.
Важно в этот момент не сломать своего подросшего ребенка желанием контролировать его жизнь, а напротив, дать возможность для самостоятельного решения. Нельзя делать за него выбор, подавлять его новую (отличную от родительской) систему ценностей.
Кризис этого периода заключается в обретении навыка эмоциональной осознанности. Научиться ясно выражать себя, не залипать, не навешивать на другого свои эмоции, а вовремя быть способным высказать все, что есть внутри. Учиться слушать и слышать других, а не только себя. То есть, это не только о том, чтобы осознавать свои собственные чувства, но и чтобы понять и признать чувства другого и, зная его границы, не делать ему больно.
В Дизайне человека у каждого подростка на этот период есть своя задача, которую можно прочитать через Генный ключ. Но в целом особо ярко может проявляться одна их 6 типов эмоциональных реакций. Сформированный в этот период шаблон поведения сильно повлияет на всю его жизнь.
Что же это за реакции:
1. Само-саботаж
Заниженная самооценка – это со мной что-то не так!
Если ребенок так реагирует на сложные ситуации значит у него огромный потенциал, который не зачем скрывать и прятать от окружающих. Ему важно чувствовать себя в безопасности, поэтому он много исследует, глубоко изучает, что бы потом создать мощный фундамент. Нужно воспитывать у подростка здоровую самооценку, любовь к себе и объяснить, что это не он виноват, если что-то не получается, не всегда можно все предугадать, просчитать и "подстелить соломку". Жизнь иногда "выдает сюрпризы".
2. Агрессия, гнев
Агрессия и гнев или высказываются или вытесняются. Защита как форма нападения. Важно признавать гнев, сбрасывать его. Такому ребенку не легко держать чувства внутри. С ним нужно быть особо вежливым, объяснять, что другой не виноват и свою страсть можно выразить более разумно, чем через агрессию и гнев. Если он научится вовремя осознавать свою реакцию на раздражитель и научатся сбрасывать агрессию, то в его обществе любому становится комфортно с самим собой.
3. Апатия
И не туда, и не сюда – колбасятся в своей боли.
Этот ребенок наоборот, вместо того, чтобы выражать агрессию, переживает все внутри. Это состояние можно описать словами «душевная апатия». Где-то глубоко подавлены эмоции, которые делают его уязвимым. Подросток не хочет признавать свои эмоции, а ищет обходной путь.
Он не позволяет себе проявлять эмоции и другие в его обществе чувствуют себя очень тяжело, но если подростка научить правильно выражать свои эмоции, то он сможет оказать самую лучшую поддержку, во времена трудностей и душевных переживаний.
4. Злость
Не проявляют боль, злость застревает внутри. Злость может проявляться и открыто и скрытым образом, «за спиной» человека. Этот подросток очень хочет быть признанным другими. Он очень хочет чтобы его любили и поэтому старается быть хорошим, всем угождать, а если не получилось, то очень сильно злится. Такого подростка нужно научить тому, что не важно, что о нем думают другие, важно то на сколько он сам себя признает, нравится ли он сам себе? Всем не угодишь и для всех хорошим не будешь.
Злоба – это всего лишь оборотная сторона доброты. Здесь все дело в оценке и восприятии самого себя. Если ты уверен в себе, любишь себя, то и по отношению к другому ты будешь испытывать те же чувства.
5. Неуважение, высокомерие
Унижают «обидчика», становятся высокомерными. «Ты ниже меня». Неуважение может быть направлено на самые разнообразные вещи: чувства, тело, здоровье. Или во внешнее – на среду, культуру, людей. Неуважение может проявляться через беспокойство, цинизм, неблагодарность или эгоизм. Часто потребность такого подростка в проявлении силы связана с глубокой эмоциональной нестабильностью, небезопасностью. Этот подросток несет потенциал лидерства, может иметь дело с темами силы и власти.
Если научить его уважению и готовности сдаваться, то в сочетании с внутренней силой и уверенностью, он может оказывать сильное влияние на окружающих.
Ключ к уважению в том, чтобы, прежде всего, уважать самого себя.
6. Отчуждение
Был друг, стал враг.
Если ваш подросток так реагирует, значит он имеет большой потенциал мудрости. Его дорога жизни может быть полна проб и ошибок. Внутреннее виденье этого подростка подсказывает ему, что истинная любовь возможна, но часто он не понимает, не слышит или не доверяет этому внутреннему голосу. Способность услышать его приходит со временем. Здесь есть возможность пережить самый полный спектр различных эмоций, и, прежде всего, научиться относится со вниманием и любовью к самому себе.
Как взрослым реагировать на перемены в своих детях и их неординарные поступки?
— Нужно учиться расставлять приоритеты. В плане психологического и культурного развития для человека подростковый возраст — это время, когда формируются ценности, притом не только у подростка. Родителю также важно осознать собственные ценности, что главнее: «взаимоотношения с ребенком», или «мнение окружающих о нем», или «порядок в его комнате».
Что мы ставим на первое место по важности? Да, есть риск, что кто-то посчитает вас плохой матерью (отцом), потому что вы разрешили покрасить волосы в розовый цвет, например. Но что важно для вас? Отношения с дочерью или сыном или мнение окружающих? Это не говорит, что вы должны быть во всем согласны с подростками.
Будьте внимательны к своему подростку. А если хотите выразить свое мнение по этому поводу, пишите в комментариях.