Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

О "народных" Hi-Fi экспертах

Есть такая категория людей, считающих себя экспертами в области Hi-Fi audio и всего, что с этим связано, но при этом не только не имеющих приличной домашней стереосистемы, но и не всегда представляющих как и из каких компонентов её собрать. Зато они не пропускают ни одной профильной Hi-Fi/Hi-End выставки и готовы часами с умным видом рассуждать о достоинствах или недостатках того или иного тракта или отдельного изделия. И почти наверняка, в окружении почти каждого увлечённого темой аудио человека, такие вот "эксперты" есть. И я не подвергаю сомнению их уровень "наслушанности", однако одно дело знать, как может звучать в идеале тот или иной комплект аппаратуры, а совсем другое - дать реальный совет: каким образом добиться этой реалистичности на практике. Однако как раз с "практикой" у таких "теоретиков" большие проблемы. Откуда им знать это, если сами они такой системы никогда не создавали?

Но даже если предположить что они знают как построить систему с идеальным звуком, то не стоит забывать что понятие "идеальный звук" у каждого человека - своё. Я не устаю повторять одну простую истину к которой пришёл достаточно давно: ИДЕАЛЬНЫЙ ЗВУК - ЭТО ТОТ ЗВУК, КОТОРЫЙ НРАВИТСЯ ТЕБЕ. Всё! Остальное - это уже демагогия. Ведь человеческий слух так же индивидуален и неповторим как капиллярный узор на подушечках пальцев. То есть один и тот же звук исходящий от одной и той же аудиосистемы (и в одном и том же помещении) каждый слышит по-разному. Существует общепринятое мнение что идеальное звучание аудиосистемы - это звучание максимально приближенное к живому исполнению. С этим трудно не согласиться, однако и здесь присутствуют нюансы. Достаточно посетить живой концерт одного исполнителя в разных концертных залах чтобы убедиться в том что в каждом случае звук будет "живой", но разный. Потому что разная акустика помещения. Получается что за эталон взять живое исполнение тоже непросто (если вообще возможно). Конечно можно взять за образец ту версию живого исполнения, которая на твой взгляд (вернее слух) наиболее близка к идеалу, однако реализовать подобное в домашних условиях среднестатистической квартиры невероятно сложно и даже если вложиться по полной в акустическую обработку(подготовку) помещения и в дорогущий сетап, конечный результат всё равно будет компромиссом в той или иной степени.

Но разговор тем не менее не об этом, а о людях, которые знают (думают что знают) рецепт вечной молодости идеального звука.

Но,откровенно говоря, лично я к таким людям отношусь с недоверием. И не только по причине того что они свою теорию никогда не проверяли на практике. Всё на самом деле гораздо проще: нельзя знать рецепт того,чего на самом деле нет. То есть понятие "идеальный звук" это фикция. Звук может быть каким угодно,но идеальным (для всех) быть не может. Впрочем, об этом я уже сказал выше и объяснил почему так.

У каждого, кто выстраивал свою стереосистему самостоятельно и годами (а то и десятилетиями) - своё собственное понимание, своя концепция её построения. Одни, в качестве источника, признают только "аналог"(винил,магнитную ленту), другие - являются апологетами "цифры" (как с физических носителей,так и с HDD, флешек,карт памяти или стриминговых сервисов). Одни признают только транзисторное усиление (иногда в какой то единственной разновидности,например усилители работающие в "А"-классе), другие - молятся на "лампу". То же и с выбором АС, разновидностей и концепций коих великое множество. Самое интересное то, что и те и другие вполне могут собрать из того,на что они ориентируются, прекрасно звучащий комплект. Вот только звучание этого комплекта,полностью удовлетворяющее владельца, кому-то другому в большинстве случаев покажется неубедительным. Если не на любой музыке, то в каком-то одном жанре у каждой системы найдётся своя "ахиллесова пята". Но разве для того,кто не слушает классику или джаз будет иметь значение то,что его тракт с этой музыкой не справляется?

Вот два простых примера и две системы моих знакомых. У одного в качестве основного источника работает катушечный магнитофон (магнитофоны - поскольку их несколько). Ламповых усилителей у него тоже несколько. Впрочем,как и акустических систем (основная: открытого типа на ш/п динамиках, дополненных рупорным высокочастотником и супертвиттером). А слушает человек исключительно джаз и пограничные с ним жанры. Так вот эта музыка звучит у него шикарно не давая ни малейших поводов для критики. Но едва лишь включаешь что-то другое и сразу понимаешь: всё не то и всё не так.

У другого приятеля в приоритете танцевальная музыка 80-90-х и различная электроника. Современный сетевой проигрыватель состыкованный с усилителем Hegel и современной компрессионной акустикой (высокого класса)справляются с такой музыкой на "ура", но стоит лишь включить старый рок,блюз или тот же джаз с вокалом как понимаешь: "это фиаско,братан".

Однако ни первого, ни второго приятеля это не волнует. Поскольку они не слушают музыку тех жанров, с которыми их система справляется не лучшим образом, то мнение тех, кто начинает критиковать их сетапы, им с одной стороны вроде бы и "до лампочки", но с другой стороны эти "эксперты" порой раздражают. А поскольку до профессиональных обзорщиков/критиков типа Михаила Борзенкова им никогда не дорасти, то и той тактичности, которая есть у профессионала, у "народных экспертов" нет. Это не значит что профи красиво обходят острые углы, а не ангажированные оценщики режут правду-матку. Просто первые умеют быть корректными и объективными, а последним это не дано. Они часто судят по "гамбургскому счёту" и сравнивают круглое с солёным. То есть оценивая звучание компонента стоимостью 500$ они противопоставляют ему компонент с десятикратной разницей в цене, или наоборот. Но всё бы ничего, если бы при этом они не были категоричны, а добавляли "я считаю", "по моему мнению" и т.п. Но нет, своё мнение они зачастую преподносят как аксиому и не утруждают себя приведением весомых аргументов. Именно поэтому лично я мнения таких людей всерьёз не воспринимаю и стараюсь свести общение с ними к минимуму. А вы, друзья, доверяете мнению других в том, что касается лично вас?

P.S. Поскольку текущая ситуация с каналом, о которой я рассказал ЗДЕСЬ, ставит вопрос о его существовании в принципе, то я вынужден обратиться к читателям с просьбой о поддержке: либо финансовой на карту Сбера 2202 2068 5063 5611 , либо поддержите канал дочитыванием, подписками и лайками. Я, как автор, буду благодарен за любой из вариантов. А ещё хочу напомнить, что с недавнего времени ссылки на публикации канала дублируются в ВК и в Telegram. И вы, друзья, можете подписаться на канал на этих платформах.