Поговорим о всяких уловках, которые могут и должны использоваться в бою. Ибо в бою все методы хороши. И часто противника нет возможности проломить силой или переиграть на скорости. Тогда на первое место выходят хитрость и ловкость. Да и начинать бой с хитрости тоже очень экономично и выгодно.
Эту статью меня сподвигло написать следующее событие. Лазил по интернету и тут мне попался ролик про обманки и финты. Чисто механически открыл его глянуть, что там к чему. И вот тут я услышал от автора ролика: «Я покажу вам все подлости». ВСЕ! Вот это слово «ВСЕ», именно Все и заставило меня вникнуть в суть ролика. И я решил его скрупулёзно посмотреть, заодно и по теме этой «поездить». Смотрим ролик:
https://dzen.ru/video/watch/64207066fb5b650a042776a8
В общем, после просмотра я остался в недоумении. А где, собственно говоря, подлости и финты? В начале Автор ролика вообще показывает обычную двойку прямых ударов. А вот эти фишки, где он отворачивает голову назад, типа куда-то смотрит, а потом бьет, вообще вогнали меня в ступор.
Дело в том, что сама эта фишка «типа отвернулся и сразу ударил» известна, я даже затрудняюсь сказать, с насколько древних времен. В моем детстве это все знали. Более того, этот трюк выполнялся голосом «Вася, иди сюда!» и смотреть надо было за противника, чтобы он обернулся. То есть не самому надо оборачиваться назад, а противника заставить отвернуться, чтобы влепить ему как следует. Но этот примитив настолько заезжен, что более менее опытные люди на него никогда не поведутся.
Почему нельзя отворачиваться назад, как это делает Автор ролика? Потому что противник стоит и смотрит вам за спину. И когда вы типа оборачиваетесь назад, то противник видит, что ничего интересного там нет, и смысла вам поворачиваться туда тоже нет. А если противник тертый калач и идет «разбор полетов», то всякое лишнее движение провоцирует тут же ответ. При таких раскладах отвернуть голову назад – означает показать противнику, что что-то задумал, а это сразу получить удар по затылку.
Идем дальше. Вот автор показывает как он отвернулся через правое плечо от противника назад, при этом правое плечо ушло от противника. А дальше Автор резко поворачивается опять к противнику и бьет правой рукой! То есть правое плечо гуляет туда-сюда реверсным движением, и удар в противника начинается издалека. И где здесь обманка-подлянка? Здесь, наоборот, сплошной «телеграф» противнику «Я тебя бью».
Если противник стоит рядом, то атаковать его надо ближней рукой и без всяких замахов, размахов и движений плеч.
В ролике есть момент, где Автор ролика отворачивается, а затем бьет левой рукой. Один раз бьет в пах. Вроде реально опасный удар и незаметный. Но опять-таки проблема в развороте корпуса в вбок. Если вы встали боком к противнику и ударили его в область паха указанным ударом, то он подастся вперед, практически падая на вас. При этом ничто не мешает ему бить вас в открывшуюся голову, или он может пойти на захват и просто повиснуть на вас. В общем, данный прием проблематичный. Тем более, при таком ударе надо хорошо знать, что делать дальше. Прямой удар правой рукой с поворотом корпуса как любит делать Автор ролика – худшее решение.
Во втором варианте использования левой руки Автор ролика наносит удар типа горизонтального уракена. Сам по себе удар неудобный для такого положения. Потому что для его нанесения нужен замах, что автор и делает, теряя время и демонстрируя свои намерения.
Так что все это не тянет ни на какие подлости. Может гораздо лучшим приемом будет просто показать куда-то рукой, а потом ударить, как предлагает Автор ролика? Если вы куда-то показываете рукой, да еще при этом и голову туда поворачиваете, то также оказываетесь беззащитным в этот момент. И нет никаких гарантий, что опытный противник этим не воспользуется. Хотя подобный прием и можно выполнять, только совсем не так как это показано в ролике.
Может хорошей обманкой будет – положить левую ладонь на область глаз противника, а правой ударить? Что ж, это гораздо лучше. Только вот тут какое дело. При разборах более менее серьезный противник будет на взводе, и реагировать будет на любое движение. И на руку, летящую себе в лицо, может прореагировать как на удар, резко отшатнувшись назад и вскидывая руки. И тогда атакующий удар Автора ролика правой рукой может оказаться смазанным и не достичь эффекта.
В общем, все это на меня произвело угнетающее впечатление пополам со скукой. Тема ног вообще даже не показана. Хотя я вот еще нашел у этого же Автора статью с видео по этой же тематике:
https://dzen.ru/a/ZCqc37K-E2ON15w2
Тут уже в тексте про ноги говорится. Но! Обратите внимание на его список финтов. Это всегда всего лишь два удара и всегда один и тот же примитив: один удар отвлекает, второй бьет. А обманки – это либо по факту те же финты из двух движений рук, либо в разговоре с противником какие-то повороты, шаги туда-сюда, а потом удар. Хотя на самом деле все сводится к одному единственному – ударить первым. А если у вас удар отработан и на силу и на скорость, то все эти реверансы вообще не нужны. На близкой дистанции и так королем будет тот, кто ударит первым.
На самом деле из того, что я увидел в роликах Автора, у него довольно скудный технический арсенал. По сути два основных удара руками – прямой и боковой крюк или полукрюк. Ну и еще какие-то довески из апперкота, горизонтального уракена, может еще колотушка сверху есть. В общем, все как-то грустно. Из этого арсенала действительно обманки и финты особо не построишь.
Поэтому поговорим о том, а как это все должно быть на самом деле.
Для начала поговорим о подлянках. Что это такое и с чем его едят? Задача подлянки – победить противника без боя. То есть противник должен находиться в небоевом состоянии. Или частично не боевом. Это неожиданный, коварный удар по небоевому состоянию. Вот Тайсон откусил ухо какому-то боксеру. Это подлянка. Потому что боксер изначально не берег свои уши и не собирался защищаться от укусов, он в этом плане был в небоевом состоянии. Во время боя на ринге нанести удар боксеру по яйцам или удар в шею – тоже подлянка. Потому что это изначально незащищаемые зоны.
На улице пожать человеку руку и в этот момент ударить ножом – это подлянка. Подкрасться сзади и ударить ничего не ожидающего соперника – подлянка.
Тут суть в не слове, а в ситуации. Есть три важных условия. Противник – это не противник, а просто жертва. На жертву охотятся. К ней надо незаметно подкрасться, неожиданно схватить и зажевать. То есть противник изначально не защищается, не ждет атаки, а вы никаким образом не выказываете своих истинных намерений, если надо, то успокаиваете противника и усыпляете его бдительность. Подбираетесь как можно ближе. А дальше атакуете его так и в такую зону, чтобы даже, когда он поймет, что его атакуют, то сделать бы уже ничего не смог.
Так что подлянка – это чисто тактическая уловка, технические приемы здесь на последнем месте, тут кулаками размахивать не надо.
Обманка – это обмануть противника в своих намерениях и в своих действиях. Противник теперь уже в состоянии некой готовности, готов атаковать и защищаться, готов вступить в конфликт. Вот главное отличие от подлянки. Там противник ничего не ждет, а тут он уже готов к действиям.
На что похожа обманка? В ММА такое часто есть. Боец показал атаку в голову и тут же ушел в ноги. В дзю-до есть такие приемы класса Сутэми, когда соперники вроде борются во весь рост, а потом один из них уходит нижний уровень, причем всем весом тела и валит оппонента. В тайском боксе – когда боец вроде бы нагибается в уклоне, а потом из этого уклона бьет локтем с разворотом тела.
На улице. Говорите противнику «Нет, я с тобой драться не хочу». Делаете шаг назад и начинаете поворачиваться боком, всем видом показывая, что собираетесь повернуться к противнику спиной и уйти. И в этот момент бьете боковой удар. Ключевым моментом является некий шаг назад, который не позволит противнику дотянуться до вас в ударе рукой, даже если он захочет.
Или говорите противнику: «Подожди, сейчас шнурок завяжу». И приседаете к своему ботинку. И из этого положения кувырок вперед с ударом ногами.
Короче, надеюсь суть обманки вам понятна. Тем более, что и вариантов обманок не так много. Вообще же, большинство обманок построены на движении корпусом. Вы скажете, что аналогичные приемы показаны и у Автора ролика. Да нет. Тут вопрос в чем? Если противник изначально не готов бить и драться, а сосредоточен на разборках, то любой первый быстрый удар его срубит. И никакие реверансы корпусом здесь не нужны.
А если противник весь на взводе и готов в любой момент среагировать, то тут реверансы перед ним наоборот крайне опасны. Потому что он малейшее движение будет рассматривать как атаку. А потому и размахивать руками и вертеть телом туда-сюда нельзя. Здесь любое движение корпусом, телом должно быть сразу боевым, а не отвлекающим. И удар должен идти одновременно с движением тела, а не в последовательности шаг-разворот-удар. Тут сразу и одновременно шаг-удар вместе, разворот-удар вместе. По отдельности шаг-разворот-удар только, если удалось противника как-то слегка расслабить. И то, только в том случае, когда шаг делается назад, разрывая дистанцию.
Поэтому то, что показано в ролике для противника-лоха просто не нужно, а для уличного бойца - себе дороже.
Есть еще очень интересный класс приемов, который можно назвать «Растеряшки». Суть этих приемов в том, чтобы противник просто растерялся и не знал, что ему делать, что можно противопоставить атаке. Суть растеряшек – поставить противника в неудобное положение, из которого бы он хотел выйти, и ничто другое его бы не интересовало. Для примера, это воздействие на ноги, когда противник теряет опору и равновесие. Потом – это воздействие на голову (всякие сворачивания и выворачивания головы), когда противник опять-таки теряет равновесие и ориентацию. Самое эффектное – это тройное воздействие: на ноги, голову и центр туловища с воздействие на болевые точки. Впрочем, про подобные приемы я уже рассказывал.
Перейдем к финтам. Финты – они для динамического боя.
1) Один удар отвлекающий, обозначающий, а второй – основной. Это старый примитив.
2) Более интересны тройки – один удар отвлекающий, второй – вроде бы главный, но по факту пустышка, а третий – вот он главный. Тут обычно все ловятся, рассчитывая на второй главный удар. Примитив – он и в Африке примитив.
3) Переходной удар – начали и показали один удар, начали с одного удара, а затем в процессе движения перешли на другой удар. Это удары одной конечностью. Самый простой пример – обозначаем мае-гери в пах, и тут же перебрасываем ногу в маваши-гери в голову. Это тоже известная классика. Просто таких приемов намного больше, чем их обычно учат и показывают. Особенно на руках.
4) Комбинированный удар – вот это вещь очень опасная и сложная. Это один удар безо всяких обозначений. Только вот траектория у него сложная. В ударе присутствуют траектории 2-3 ударов, да так хитро, что они объединены в одну траекторию, которая не просчитывается из-за постоянного изменения. Хитрость проста. К примеру, ударьте прямой удар так, чтобы он превратился в боковой без смены изначальной траектории. ТО есть удар не должен быть переходным. А это значит, что он гораздо быстрее переходного. Такие удары не имеют отвлекающего маневра. Они сами по себе и есть отвлекающий маневр.
Собственно это и все. Это далеко не весь список входа в противника с преодолением его обороны. Просто остальные методы к финтам уже не относятся. Хотя они и намного интереснее. Но их рассмотрим отдельно. Это того стоит.