Найти тему
Адвокат Сергей Радько

Не превышали, и штраф 500 рублей - незаконный? МУГАДН только посмеётся…

К тому, что многим из нас периодически приходят, мягко говоря, не совсем справедливые штрафы - все уже привыкли. И если 500 рублей - деньги сравнительно небольшие (хотя и их отдавать чужому дяде за здорово живёшь совсем не хочется), и периодическую их потерю можно, скрепя сердце, отнести к неизбежным расходам за «удовольствие» передвигаться за рулём собственного авто (тем более на фоне других необходимых эксплуатационных расходов) - то необоснованно взимаемые сотни тысяч рублей (порой перерастающие в миллионы) - это уже за гранью.

Правда, на первый взгляд может показаться, что эта проблема напрямую касается только лишь профессиональных перевозчиков, эксплуатирующих грузовой транспорт. Однако фактически за это платим все мы - ведь в стоимость всех без исключения товаров, поставляемых в магазины, всегда включена и транспортная составляющая. Ну а перевозчики, разумеется, в стоимость услуг включают и все свои накладные расходы, в числе которых штрафы занимают едва ли не лидирующую роль.

В начале я упомянул многим незнакомую аббревиатуру - МУГАДН. Что же это за «зверь» такой (по сути действительно зверь, ибо своей хищной пастью и всеми лапами активно гребёт деньги просто на ровном месте)?

Расшифровывается это не совсем благозвучное понятие как «Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта».

Если коротко - это структурное подразделение Ространснадзора, занимающееся, в частности, администрированием (правильнее бы сказать - назначением всем без разбора) штрафов за превышение ограничений по максимально разрешённой массе и габаритам транспортных средств. А жертвами этого «зверя» становятся грузоперевозчики, и вот как это происходит чаще всего.

На многих трассах нашей бескрайней страны установлены так называемые «посты весогабаритного контроля». И зачастую это не чахлая «собачья будка», притулившаяся недалеко от поста ДПС (работать без «прикрытия» полицаев МУГАДНщики по понятным причинам побаиваются), а вполне себе современные устройства, представляющие собой огромную «рамку» над дорогой, через которую и мчится все транспорт. В дорожное полотно вмонтированы весы, а на самой «рамке» - камеры. Весы, соответственно. измеряют вес проезжают грузовиков, а камеры измеряют габариты.

Весовой контроль
Весовой контроль

И в случае превышения установленных ограничений собственнику автомобиля (транспортной компании) прилетает «письмо счастья» с огромным штрафом. Наказание назначается по ст. 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Причём штрафы по данной статье - действительно огромные - так, наиболее крупные предусмотрены частями 6, 9 и 10 этой статьи, и составляет они сумму аж до 400 (четырехсот!!!) тысяч рублей (за превышение допустимой массы или максимальной нагрузки на ось либо с превышением разрешённых габаритов транспортного средства).

При этом качество (а значит, и достоверность) измерения тех самых максимальных габаритов или массы довольно сомнительное - частенько бывает, что слегка болтающийся от встречного ветра тент на кузове грузовика система принимает за габаритные размеры, и, соответственно, назначается штраф.

С измерением веса тоже не все гладко - частенько приходят штрафы, когда масса автомобиля реально не превышена, однако «умные» дорожные весы почему-то под тяжестью проносящихся по ним тысяч колёс начинают «глючить» и приписывают «лишний вес». Известным мне рекордом стал случай «довеска» в размере почти 15 тонн (что на допустимую погрешность прибора ну никак не спишешь), хотя при таком перегрузе автомобиль не должен был бы даже сдвинуться с места…

Однако только на назначении штрафа чудеса не заканчиваются. Нередко случается, что «письмо счастья» по загадочным причинам до компании не доходит, ни на каких специальных сервисах штраф тоже не отображается, и о назначении штрафа компания-«виновник» узнаёт только после возбуждения исполнительного производства из постановления пристава, требующего не только погасить «должок», но и оперативно блокирующего счета, а также налагающего ограничения на регистрационные действия с автомобилями. При этом все сроки как для обжалования штрафа, так и для оплаты со скидкой 50 % (что весьма актуально для таких сумм) к этому моменту уже, как правило, «улетают». Вдобавок компании могут «прописать» удвоенный штраф за неуплату вовремя. Впридачу к первоначальному…

Самое неприятное в такой ситуации (даже если удастся оперативно посетить пристава, узнать номера постановлений и понять, обоснован ли штраф, восстановить срок для обжалования и т. п.) - шансы на успешное оспаривание постановления крайне низки: ведь практически невозможно, спустя несколько месяцев после «нарушения», доказать соответствие габаритов или массы автомобиля установленным ограничениям на момент фиксации почти нереально.

В результате всё, что остаётся делать перевозчикам - перекладывать штрафы на плечи конечных потребителей. То есть всех нас. Правда, есть и ещё вариант с подробным выяснением в ходе обжалования всех моментов, связанных с работой тех самых весогабаритных постов - сертификация, поверка, методика измерения, исправность и т. п. Но это требует привлечения к делу грамотных и опытных специалистов, тратиться на которых не всем хочется…