Одна моя ученица смотрит сейчас “Game of Thrones”. Естественно, на этот раз в оригинале. Удивляется, насколько другое впечатление от героев без перевода!
А я по этому поводу задумала сделать подборку лексики из первой серии. Пригодится? Но это в следующем посте))
А в этом поделюсь своими впечатлениями от финала, ведь теперь уже точно все досмотрели, да? А то я тут написала много спойлеров.
После финала зрители мгновенно разделились на два лагеря: те, кому финал понравился (их было меньшинство, судя по отзывам); и те, кому финал не понравился (стали возмущаться и писать петиции).
И сначала я было подумала, что я с теми, кому финал не понравился… Но оказалось, нет! Как только началась волна «экспертных мнений» и «исторических разборов», я поняла, что я не с ними. Мне финал не понравился не потому, что я хотела сказки и не получила её, а совершенно по другим причинам.
Тут надо сказать, что я просто зритель. Я даже не фанат, так как ничего не пересматривала и не перечитывала. Хотя я прочитала книги. Думаю, что это важно, потому что стиль, дух и характеры героев Мартина все-таки понятнее из книг. В фильме они сыграны и переданы отлично. Но не до конца. В смысле, не до финала.
Вообще, книги Мартина меня зацепили своей новизной. Да, огромный мир, здорово детализированный, продуманный, живой. Да, интересные характеры героев, сложные, развивающиеся. Да, захватывающий сюжет, динамичный, умный. Но это было и есть. У Мартина не только это. Мне очень нравилось, что Мартин непредсказуем. Почему он так легко и неожиданно убивает своих героев? Ведь это определенный слом шаблона. Так не принято. Мы должны следить за любимыми персонажами и ожидать от них определенных действий и свершений. Желательно, подвигов. Желательно, в лучших традициях Голливуда, ну или хотя бы классической литературы, что ли. А они мрут как мухи.
Говорят, что нелогично мрут. Но с этим я не могу согласиться. По-моему, всё не менее логично, чем в жизни. Смерть очень редко бывает ожидаемой или предсказуемой. А вот нелепой и неожиданной сколько угодно. И Мартин не боится этого. Он отлично справляется со «сложным интеллектуальным объектом» огромного объема – у него десятки интересных, полноценных, настоящих, отлично продуманных главных героев одновременно. И убивает он не плохих или трагически хороших, а всех подряд. Опять же, как в жизни. Вне зависимости от выслуги лет и заслуг перед Отечеством.
Мне кажется, что в книге и в фильме все очень логично с точки зрения причинно-следственных связей. Личных выборов и личной ответственности. Причем не жизни в целом или там, кармы, например. Нет, всегда важен только отдельно взятый поступок, каждое новое событие. А весь предыдущий опыт и характер героя нужны, поскольку определяют каждый его новый выбор, решение и, соответственно, последствия. В общем, там происходит самая настоящая Жизнь. И это захватывает. Даже есть ощущение, что Жизнь – это один из главных персонажей книги. Но об этом чуть позже.
А фильм перестал мне нравиться с конца третьей серии восьмого сезона. По моему мнению, они не вытянули финал, начиная оттуда. И произошло так потому, что Вайс и Беньоф не справились с этим «сложным интеллектуальным объектом». Даже вдвоем. Без Мартина они перестали идти ОТ героев, показывать нам следствия ИХ поступков, а начали гнуть героев под свои решения. И стало скучно. Потому что сломалась привычная логика книг и Мира Игры. Потому что решения и выборы перестали вытекать из личностей героев, перестали быть частью жизни героев, а стали решениями сценаристов и режиссёров. Потому что они не определились до конца. Хотели сделать неожиданно, со сломом шаблонов, так же как начали, но не дошли, не выдержали. Такое ощущение, что испугались за рейтинги и бюджет. Поэтому последние три серии получились как бы чуть-чуть неожиданными, но в лучших традициях Голливуда. С последовательной трагической гибелью сначала второстепенных персонажей, а потом - с еще более трагической, слезливой и затянутой - и главных тоже. И никакой логики, одна смешная нелепость. И никакого Мартина, к сожалению.
Странно и нелогично закончились сюжетные линии почти всех героев. Если не сказать всех.
Вот, например, мой любимый лорд Варис. Умнейший персонаж. Мастер Шептунов. Соответственно, собиратель и хранитель информации. А информация – то еще оружие. Варис служил куче королей, плёл интриги, манипулировал, принимал сложные решения, мстил, сбегал в нужный момент… И что? К пятой серии он вдруг резко глупеет и, обладая информаций (с которой работал всю свою жизнь), не знает, как поступить для достижения своей цели. Пишет гору писем с Правдой три дня напролёт, ни одного не отправляет почему-то, делает все это вообще не вовремя и прямо под носом у той, которая пообещала его сжечь, если что. Really?
Сравнить хотя бы с лордом Бейлишем. Его смерть для меня была очень неожиданной. Да. Но она не выбивалась из логики характера героев, не была странной. Только неожиданной. Он плёл интриги, строил грандиозные планы, манипулировал, играл. Вообще, всё это начал и затеял именно он, так как он руками сестры леди Старк убил Джона Арона. Короче, тот еще амбициозный интриган. И, помню, в какой-то момент, когда он начал ссорить Арью с Сансой, мне прям стало скучно. Думаю, ну, опять сейчас всех перехитрит. Но девчонки повзрослели, поумнели и… ну, вы помните. Вот это было круто! А Вариса зачем так убили – не понятно. Нелепо. И жалко.
Или Дэйнерис. Ну, все же на самом деле помнят, что никакая она не сказочная принцесса. Она всегда была жестокой, всегда казнила, убивала и разрушала. И не только жестоко, но даже подло и вполне себе безчестно. Безупречных она же прям обманом фактически купила. И всегда после нее оставались только смерть и пепел. И вполне ожидаемо, что на завоевании Железного трона она бы не остановилась. Потому что мы все любим делать то, что у нас получается и не любим делать то, что не получается. А править она попробовала. В Меерине. И у нее не получилось. Прям вообще ничего не получилось же. Поэтому в итоге она всех сожгла и уплыла. И это ее опыт, ее знание о самой себе. Вот воевать и побеждать у нее получается. И это она и продолжила бы делать. Хотя у нее есть и другая сторона медали, конечно. И доброта, и сочувствие и желание защищать. И в принципе, эту линию тоже можно было бы вытянуть, если уж делать happy end. Почему бы нет? Тем более, что «заряженное в первом акте ружьё» осталось – предсказание о том, что она забеременеет, когда реки потекут вспять, солнце взойдет не с той стороны, а ее муж восстанет из мертвых. Джон в Вестеросе вполне подходит. Но это я отвлеклась. Разрушение города тоже вполне логично. Дэни могла так поступить. НО только не спонтанно. Совершенно нелогичным было это самое импульсивное решение, которое она принимала прямо в момент битвы. Вот так она никогда не поступала. Весь ее гнев всегда холодный, продуманный, расчетливый. И с братом, и с магами в башне, и с сожжением кхалов, и с покупкой Безупречных, и со знатными господами Залива Рабов. Нет там порывов и неконтролируемых чувств. Всё там рассчитано и продуманно. От этого и страшно. Так что, если уж хотели сжечь город, то показали бы план. Решение. Было бы логично.
Еще логично могло бы получиться, если бы город начала жечь своим зеленым огнем (который, кстати, видно в пожарах) Серсея. Это вполне в ее духе. А так опять же не дотянули. Огонь зеленый был, но отчего-то она им не воспользовалась. Почему? Что за молчаливое страдание? Уж дотянули бы тогда уж её до Зла. Ей, по-моему, ближе всех было. Тогда можно было бы как-то логичнее и трагичнее закончить их с Джейме сюжетную линию. А то слишком уж мимимишно получилось. По-голливудски. Да и жалко опять же. Николай так замечательно сыграл все изменения, произошедшие с Джейме. Как сказал Тирион, «self-betterments». Джейме прошёл такой огромный путь от prince-charming из Шрэка (кстати, удивительно внешне похож же!!), от совершенно легковесного чудовища, которому плевать на всех, кроме Серсеи (включая собственных детей, кстати), до человека, сражающегося за Жизнь, за всех вообще. Как интересно было наблюдать все его осознания, новые выборы, изменения до очень трагичного героя.
И вот, в конце этого длинного и сложного пути, его взяли и вернули в самое начало. Так, как будто и не шёл вовсе. Я не знаю прямо. Мне кажется, гораздо сильнее и трагичнее было бы, если бы не Джон убил Дэни, а Джейме убил разрушающую Королевскую Гавань Серсею. Это было бы больно. За Джейме. И логично.
Но с логикой беда совсем. Арья зачем поехала Серсею убивать, а? У нее путь за плечами тоже огромный же. И он привел ее к убийству Короля Ночи. И прекрасно. Ведь сильнее-то некуда. Вершина. Зачем ее вернули в маленькую девочку со Списком? А? Ну или, если уж поехала кого-то убивать, то хотя бы Дэйнерис, чтобы освободить Джону трон...
Или Пёс. Прекрасный персонаж. И тоже столько трансформаций и выборов. И возможностей. Для чего его зациклили на убийстве Горы? Не был он никогда фанатиком безголовым. Да и Гора вообще не важный персонаж, чтобы такое сражение устраивать. Неубиваемый, блин. Really? Ну сгорел бы он вместе с городом быстренько, да и всё. А Пёс просто бы уехал вникуда из Винтерфела, и то бы больше соответствовало его характеру. Ну, или погиб бы в третьей серии, что ли.
А Серый Червь. Нет, ну правда? Он арестовал Джона Сноу, убившего его королеву. Серьезно? Он, тренированный безжалостный убийца, режущий глотки сдавшимся врагам? Вполне логично было бы ему убить Джона Сноу прямо в тот момент, когда он узнает о смерти Дэйнерис. Ну, или хотя бы попытаться убить и умереть, сражаясь.
И сам Джон Сноу. Человек чести и долга, который на протяжении всех предыдущих семи сезонов принимает непростые решения. Часто в ущерб своим чувствам и желаниям. Казнит, спасает и сражается «for the realms». Вполне себе не отказывается от власти. И Ночной Дозор возглавляет, и Королем Севера становится. И… Что? Как его за три последних серии превратили в нытика и мямлю, который вечно повторяет “She is my Queen”, избегает решений, долга и чести и сомневается в том, что делает? Ну, как? Ну, это же вообще мимо характера, а?
И вообще, почему никого не напрягло отправить его обратно в Дозор? То есть все знают, что он единственный оставшийся законный правитель, но почему-то он под арестом и какие-то оставшиеся и новоиспеченные мелкие лорды решают его судьбу. Seriously? До этого всю Игру Престолов было отлично убивать всех соперников и конкурентов. И все, кто убивал, немедленно оказывались на Троне. С Джоном что пошло не так? Он-то как в ссылку попал? Ну, даже пусть дотракийцы и Безупречные требовали его ссылки. Но они же все поразъехались, блин. Им же все равно.
И они, кстати, тоже мило так поразъехались. Безбашенные, дикие дотракийцы поняли, что они могут побеждать «людей в железных костюмах в их каменных домах», но, потеряв кхалиси, вместо того, чтобы выбрать нового Сильного Кхала и продолжить завоевание, мирненько загрузились на корабли и поплыли домой. Ага.
Даже лучший друг Джона, и тот нормально вполне отнесся к его ссылке и отстранению от власти. Сэм вообще за Джона не боролся даже. И в новом Совете ему тоже вполне комфортно, пока Джон там на Стене живет.
А Бран? Ну, это ж вообще нет слов. Последний трехглазый ворон, который учил Брана, сидел в корнях дерева в пещере под землей и был себе памятью мира спокойненько. И Бран, который «теперь ничего не хочет», «живет в основном в прошлом», «не может быть Лордом Винтерфела, потому что он – трехглазый ворон», - вот этот самый Бран вдруг, оказывается, сильно хочет править Вестеросом и вполне себе кайфует от процесса. Come on!
Ну, и нежно любимый мной аж до шестого сезона Тирион. Один из умнейших персонажей. Причем, умный не только в интригах, но даже мудрый местами. Персонаж, в котором, как мне кажется, было больше всего намешано разных противоречивых качеств. В нем было столько потенциала! А его как-то так резко сделали средненьким персонажем. Он перестал думать, размышлять, а, наоборот, начал принимать кучу необдуманных и ошибочных решений. Перестал делать из них выводы и начал ходить по одним и тем же граблям. Прям не наступать второй раз, а ходить по одним и тем же, всё время проигрывая Серсее. Ну, жалко же, а?
Вообще, самая логичная оказалась Санса. Вот она прям всё сделала, как хотела.
И стала в конце потенциально новой Серсеей. Хотя и тут я, честно говоря, думала, что она в итоге будет стараться за Джона замуж выйти, когда он королем станет. Ведь могла бы… хотя, если happy end допустить, то снова за Тириона было бы прям мило)
Есть еще одна логика, которую в сериале не сломали. Но, скорее всего, не потому, что хотели сохранить, а потому, что не заметили)) И это логика Жизни, как части повествования. Когда сражение с Королем Ночи произошло в третьей серии, я сначала даже не поняла, почему не в самом конце. Но логика. Нужно же было запустить новый цикл Игры. Ведь вся эта Игра Престолов – это даже не игра людей, это Жизнь играет. Ей интересно. И у нее огромное многообразие разных способов и инструментов. Но единственная для нее по-настоящему значимая цель – это продолжать Жить. Поэтому к моменту сражения с Королём Ночи в сериале много Богов, религий и магии. Это всё инструменты Жизни, которыми она побеждает Смерть. А вот после Винтерфела вообще ни одного упоминания чего-либо сверхъестественного не было. Как будто никто никогда не поджигал баррикады силой Слова и не воскрешал людей из мертвых. Значит, все эти инструменты Жизни пока не нужны? Логично. Ведь сейчас только начало нового цикла, новой игры. И пока все относительно спокойно. И нужно время, чтобы раскрутить колесо и вырасти, что ли. Ведь эти оставшиеся за столом Совета люди – они же какие-то прямо мелкие по сравнению с началом фильма. Или нет?
В общем, я до сих пор очень жду выхода книг. И надеюсь, что Мартину не запрещали договорами публиковать свой финал. И надеюсь, что он выдержит. Выдержит давление фанатов и влияние экранизации и останется верен себе. И, как хороший отец, даст своим героям право делать их собственный выбор, принимать решения и нести ответственность за свои действия. И мне действительно интересно, что у него получится.
А пока я жду, когда выйдут книги, пусть это повисит здесь. Потом будет с чем сравнить и о чем подумать))
А что для вас было нелогично? Добавляйте!