Сегодня мы отправляемся на экскурсию по необыкновенному дому в Китай. Хозяин, господин Чень, уже ждёт нас на цокольном этаже, и видно, что он проводит здесь много времени в будние дни. Ещё с порога становится понятно, что это именно тот стиль, который предпочитает господин Чень: «китайский темперамент, которому не обязательно возвращаться в прошлое». Будучи коллекционером мебели в стиле ар-деко, он отобрал множество классических стульев 20-х и 30-х годов, чтобы они сочетались с деревянными балками, используемыми в качестве колонн в интерьере, каменными основаниями времён династии Мин, современной и старой мебелью. Это похоже на коллекцию мебели и архитектурных элементов, в которой переплетаются древний и современный Китай, восток с западом.
Господин Чень увлечен традиционными китайскими ремёслами, о чём можно догадаться, только зайдя во двор. Аромат, наполняющий это место, отдалённо напоминает аромат покоев дворца династии Хань: запах земли, соломы, уд и перец.
Затем мы попадаем в просторный холл. Лестница из цемента с текстурой дерева поднимается по спирали, словно арт-инсталляция, а с крыши льётся мягкий свет. Обычно гости не перестают восхищаться отсутствием опоры, но хозяин рассказывает, сколько рабочих было “распугано” этим: “Они боялись, что без точки опоры будет небезопасно, а также боялись, что цемент треснет и работа окажется напрасной». Просторное пространство первого этажа почти не имеет заворотов и углов, что делает его целостным: начиная с приподнятой чайной зоны и заканчивая открытой комнатой для отдыха, где можно почитать книги о восточной эстетике, сидя на бархатном диване. Здесь также приятно вздремнуть (телевизора в зоне отдыха нет) или просто сидеть, наслаждаясь садом за окнами.
Второй этаж - это семейная гостиная, центральным элементом которой является читальный зал посередине. “Мне не нравится, что дети идут в свои комнаты сразу после того, как приходят домой, поэтому я создал это пространство, где каждый может читать, общаться и делать уроки”.
Ну а под конец перемещаемся в жемчужину дома - на великолепный задний двор. Три клёна, стоящие перед нами, грациозно покачиваются на ветру, а сальные деревья сбоку сдержанны и тихи. За оформление сада отвечал дизайнер Сюй Вэньчжи. В основе логики садового дизайна он использовал только два принципа фэн-шуй: сокрытие ветра и сбор энергии. Так называемый ветер, по его мнению, - это поток воздуха: “Чтобы понять это в китайской философии есть понятия инь и ян - чистый воздух поднимается, а мутный воздух опускается, то есть янский воздух поднимается, а иньский воздух падает - и этот процесс образует ветер. Китайская традиция «ци», упомянутая в философии, преобразуется в воду, когда она сталкивается с холодом. Другими словами, вода представляет собой сжиженное состояние «ци». Когда ветер, образованный потоком, циркулирует, «ци» должна быть преобразована в воду, а энергия должна быть собрана в воде”, - говорит дизайнер. Что касается конкретных операций, Сюй Вэньчжи выбрал методы горостроения и управления водными ресурсами.
Значительную часть сада занимает бамбуковый лес. "В этом маленьком бамбуковом лесу я проложил извилистую тропу. В трансе бамбуковых теней каждый ваш шаг будет вызывать новую сцену, каждая сцена - стихотворение", - рассказывает дизайнер. “Еще один подобный пример - этот чайный павильон. На самом деле расстояние по прямой от здания виллы до него составляет менее двух метров, но я намеренно сделал маршрут извилистым. Теперь он проходит по диагонали через двор, поднимается по ступенькам, небольшим мостикам, обходит скалы и позволяет расстоянию между этими двумя метрами выходить на расстояние более десяти метров».
В этом саду созданию водной системы придано более гуманистическое значение: в атриуме Сюй Вэньчжи выкопал бассейн в форме тыквы, что означает множество благ; идя вверх по течению, он устроил источник воды на холме за чайным павильоном. Водосток в форме граната означает много детей; вода стекает из выпускного отверстия и льется в небольшой бассейн в форме персика внизу, что означает много жизней - всё это концепция «трех нравов», которую любят китайцы.
Больше всего гости и сам хозяин любят посещать именно сад, ведь только в нём можно испытать весь спектр эмоций, пока восстанавливаешь силы за чашкой чая или прогуливаешься по извилистым тропинкам под яркой луной.