Пугачевский бунт стал самым заметным народным восстанием 18 века, но он был далеко не единственным. Буквально за 30 лет до него случилось Башкирское восстание, оно же Восстание Батырши, направленное против гнета башкирского народа. Как оно проходило и к чему оно привело?
Чтобы разобраться в причинах, нужно заглянуть за 5 лет до описываемых событий. Тогда случилось самое крупное восстание в Башкортостане. Коренные жители были недовольны российской экспансией, боялись потерять свои права, которые заметно урезались, и местное самоуправление. К тому же на этих территориях происходила насильственная христианизация населения, росли налоги, искоренялись культурные и бытовые традиции, и все это усилялось злоупотреблениями чиновников. С 1735 по 1740 год шли боевые действия, в результате которых было казнено более 15 тысяч человек, еще 3 тысячи высланы, около 700 деревень было разрушено, а многие наследные башкирские земли передали служилым. Жен и детей бунтовщиков отправили внутрь России, а оставшихся крестили или отдали, по сути, в рабство. Восстание было подавлено с трудом, так что жизненно требовались большие преобразования. Царское правительство все же провело ряд административных реформ, но внутренние проблемы так и не были решены. Так что начало нового восстания было лишь делом времени.
Башкирам была запрещена добыча соли. Теперь местному населению нужно было покупать ее в магазинах, где цена была крайне высока. Налоги увеличились в 5-6 раз. Башкиры фактически лишились своих вотчинных прав на земли. На их территориях строились заводы и крепости. Также им было запрещено владеть оружием, и если такое вскрывалось, то у нарушителя отбирались лошади в пользу доносчика. По всей территории Башкортостана закрывались кузницы. Люди оставались без средств к существованию. А уехать было нельзя - для этого требовалось специальное разрешение. Людей насильно крестили, а тех, кто решал вернуться в ислам казнили.
Здесь стоит рассказать о личности Габдуллы Галиева, или Батырша, как его запомнили в истории. Он был башкирским муллой и выступал против колониальной политики царизма. Выступая перед мусульманами, он нередко поднимал проблемы притеснения со стороны русских и призывал к сплочению. По итогу эти разговоры дошли до вооруженного восстания. Датой его было выбрано 3 июля 1755 года. Написанное им воззвание был широко распространено среди татар и башкир в Уфимском, Кунгурском и Казанском уездах, Исетской провинции ближайшими сторонниками Батырши. Также он написал письмо в Петербург, где рассказывал об угнетении мусульман, но ответа не получил.
И хоть Батырша сумел побудить людей к возмущению, он не был фактическим руководителем восстания. Все движение шло не под его лозунгами. Восставшими руководили Джилян Иткул и Худайберда-мулла. Но все же в названии сохранилось именно имя Батырши.
Несмотря на выбранный день, действия начались раньше. 15 мая в Бурзянской волости был убит начальник горноизыскательной партии Брагин, что и стало началом бунта. Сразу же был разорен Сапсальский почтовый стан, прекратилось обслуживание Исетского тракта. Восстание было поддержано мусульманским духовенством и многими феодалами.
Но все бунтовщики не были единой силой, они не имели единого плана и не могли договориться друг с другом. По итогу это привело к тому, что восставшим пришлось отступить в казахские степи. Правительственные войска уже начали активные действия по подавлению бунта, так что им оставалось захватывать ближайшие населенные пункты. Но и это приводило к разрушению заводов и убийству местных старшин.
Следующая вспышка восстания произошла 27 августа. Вновь начались убийства, но против бунтовщиков в этот раз выступили местные феодалы и не дали движению сделать большой рывок. Тут стоит отметить действия российских властей, которые как раз и добивались раскола среди башкир, прощая всех, кто решил сдаться добровольно, и предлагая привилегии тем, кто соглашался содействовать.
Хоть восстание никак не могло набрать обороты, его разрозненные очаги возникали то в одном, то в другом регионе Башкортостана. Они наносили точечные удары, громили отряды (например, так был убит отряд капитана Шкопского, который был окружен в горном ущелье), нападали на крепости, заводы, громили селения.
Во всех крепостях ввелось военное положение. Солдат царской армии, прибывших для подавления восстания, насчитывалось 24 тысячи человек, помимо них в совокупности было прислано одиннадцать полков, 1000 калмыков и 4000 казаков. Восстание нужно было подавить любой ценой. Власти очень боялись, что из-за промедления к бунтовщикам могут присоединиться все местные жители. По итогу весь Башкортостан оказался оцеплен, выйти из него не мог никто. Конечно, случались и случаи явного перебора, когда солдаты сами нападали на беззащитные поселения, грабили их и сжигали.
26 сентября императрица Елизавета Петровна обратилась с манифестом к татарам Среднего Поволжья, по которому те из них, кто встанут на сторону власти, могут забрать себе все захваченное имущество и пленников. Им также разрешили строить мечети и приостановили христианизацию. Около 5000 татар благодаря этому сражались против башкир.
Восставшие стали уходить за Яик, но лидеры Малой Орды решили выдать находившихся у них башкир (всего около 12-15 тысяч человек).
На территории Ногайской дороги бои с повстанцами продолжалось до весны 1756 года, но исход их уже был предрешен. Большая часть ополченцев и их семей разбрелась в южноуральских и казахских степях. Оставшихся в живых забрали в солдаты или отправили на каторжные работы. Членов их семей повстанцев раздали по фабрикам и крепостным имениям.
Одной из важнейших целей стал захват Батырши, идейного вдохновителя бунтующих. Его взяли 8 августа 1756 года. Под усиленной охраной и закованный в цепи, он был отправлен в Санкт-Петербург, где в тюрьме написал письмо Елизавете Петровне: ««Если мы находимся под клятвенным обетом одного падишаха, и если этот падишах тверд и постоянен в своем обете, то мы, по предписанию нашего шариата и нашей священной книги, обязаны жертвовать своими головами и жизнью. Если падишах не обеспечивает в настоящее время взятые на себя обязательства по защите своих подданных от притеснений, если повинности постоянно меняются и накладываются новые, то мусульмане обязаны примкнуть и помочь своим единоверцам и постараться о возвышении веры по способу, предписанному шариатом». Его долго пытали, постоянно допрашивали и отправили в Шлиссельбургскую крепость на неизвестный срок. Там он попросил о встрече с православным священником, через которого еще раз стал добиваться встречи с императрицей. В какой-то момент Батырша даже сказал, что будет знакомиться с христианской верой и когда поймет, что она правильнее, то сменит вероисповедание. В 1758 году ему был озвучен приговор: битье плетьми, вырывание ноздрей (об этом страшном виде наказания я как-то рассказывала отдельно) и пожизненная каторга. Ему было запрещено читать и писать и надели кандалы. Но уже в 1762 году он, схватив топор, бросился на охранников, убил нескольких, но и сам получил смертельные раны.
Сын Батырши умер в Уфимской тюрьме, жена и дочери были крещены и отправлены в монастырскую тюрьму. А лот человек, кто выдал муллу властям, Сулейман Деваев, был вызван в Петербург за наградой, но скончался по дороге. Так к награде был представлен его сын, получивший денежное вознаграждение, саблю с драгоценными камнями и дорогую одежду.
Дабы не допустить повторения восстания, императорским правительством все же были приняты меры по смягчению давления на жителей Башкортостана. Им вернули вотчинное право на землю, отказались от планов их закрепощения, отменили насильственную христианизацию.