У метро особый вкус – осмысленности. От станции до станции есть цель. Десятки лет в СССР стоимость проезда в метро не менялась, а в 90-ые годы повышалась 5 и более раз за один год, так сколько же стоил проезд в метро раньше?
Сегодня, пожалуй, сложно представить жителя мегаполиса, который бы не пользовался метрополитеном, будь он из города Ленинграда или Москва.
В метро можно оказаться, если посетить Нижний Новгород и Казань, Новосибирск и Екатеринбург, а так же Самару.
Мало кто знает сегодня, что самое маленькое метро в России - это Самарский метрополитен, а самое длинное в Москве.
Так же не каждый догадывается о том, что в "славные годы" рыночной экономики при Ельцине цена на метро поднималась за год 5 и более раз, так быстро менялись тарифы, что школьники могли и перепутать, а взрослые высказывали недовольство при каждой поездке.
Однако в наши советские годы ситуация была совершенно иной, и все благодаря Лазарю Моисеевичу Кагановичу, с доклада которого и начался долгий, сложный и масштабный проект строительства Московского метрополитена.
Павел Павлович Роттерт был одним из первых инженеров и строителей, что создавали наше метро, являлся начальником Метростроя города Москвы.
Безусловно, большая заслуга лично товарища Сталина, что метро у нас в стране появилось, хотя ценители Российской монархии, верно заметят в комментариях, что метро появилось 15 мая 1935 года, но задумывали его и создавали план еще при царе в 1902 году, но стоит им вспомнить и следующую цитату, когда царские власти услышали сумму в 155 млн. золотых рублей, то сразу же вынесли приговор: «Господам Кнорре и Балинскому отказать…», в итоге план так и остался планом, если бы не большевики.
Довольно занятно вспоминать 30-ые годы ХХ века, которые чаще всего популяризируют как страшное время репрессий, но одновременно, забывают, что Москва в то время получила второе дыхание, перерождалась и в ней появилось метро. Общественный транспорт, без которого невозможно представить современный город, а между тем 89 лет основанию метрополитена, скоро большой юбилей!
За всю свою историю метро города Москвы закрывалось лишь 16 октября 1941 года, а с первых станций от «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с ответвлением на «Парк культуры», тогда их насчитывалось 13, сегодня их более 263 штук!
И крайне любопытно выглядит история первого пассажира Московского метро, ведь такие "первые" лица всегда активно тиражируются в газетах и других средствах информации.
Так 16 мая 1935 года некий инвалид русско-японской, 75-летний пенсионер
Ю. Х. Забровский приобретал билетик на метро и открывал многие первые станции, сотрудники метро хорошо его знали и были рады увидеть на открытии.
Однако в других газетах сообщается, что это был герой труда с завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев, взявший в кассе станции «Сокольники» билет № 1 серии «А». Существует и третья версия, из путеводителя «Вокруг света», где говорится про рабочего-металлиста из Германии Франца Фридриховича Дитрих, который оплатил первый проезд в метро!
А сколько же отдавали советских копеек за одну поездку и как сильно менялась стоимость за годы существования метрополитена в нашей стране? Думаю, что тема требует серьезного же изучения!
И этот маленький билетик
С большой прекрасной буквой «М»,
Не говоря уже о детях,
Был нужен абсолютно всем.
Он так завладевал сердцами,
Как будто здесь, у старых стен,
Мерцал подземными дворцами
Московский метрополитен.
Валентин Берестов «Билет метро»
Сегодня, да подтвердят мои слова жители города Москвы и Петербурга, стоимость в метро составляет минимум 54 рубля за одну поездку. Если брать в расчет "Пригород", то цена возрастает до 71 рубля.
Если сравнить со стоимостью тарифа на метро города Санкт-Петербурга, то там жетон на одну поездку обойдется в 70 рублей, однако по карте может быть цена, уже ниже от 47 рублей.
Единый билет позволяет совершать одну поездку за 65 рублей, а абонемент в 60 поездок обойдется минимум в 3 150 рублей, а прокататься сутки на метро в Москве обойдется в 315 рублей.
Как житель региона, у меня подобные тарифы вызывают большие вопросы, одним словом, дорого! Проезд в общественном транспорте в регионе стоит около 30 рублей, и каждый пассажир недоволен этим, пусть у всех и не спрашивал, но почему-то уверен в этом.
Посещая Москву, приобретал в кассе подобную карточку и ездил по ней несколько раз за день, было удобно. Как память сохранил, и случай подвернулся рассказать об этом в статье, впрочем жетоны тоже где-то были.
Оплата проезда в Московском метрополитене в СССР.
Почему советские граждане пользовались метро и чаще улыбались, читая "Московскую правду", хорошо напоминает современных пассажиров, которые смотрят в телефон, вместо газеты.
Так вот, ответ содержится в стоимости проезда на "Сталинское метро", ведь она была демократичной и социалистически справедливой!
В первые годы существования советского метро стоимость установили в 50 копеек. Для понимания современному читателю, стоит отметить, что зарплата в 1930-ые годы у советского рабочего могла начинаться от 150 и до 400 рублей в месяц, чаще всего отметка была от 300 рублей и выше, а квалифицированный слесарь мог получать от 600 до 850 рублей, тогда как "Стахановец" и 2 500 рублей, а уборщица до 100 рублей.
Сведения 1940 года сообщают, что средняя зарплата служащих РСФСР достигла 339 рублей, для примера и будем использовать эту цифру.
Любопытно добавить, что самая крупная разменная монета все эти годы и включительно до 1961 года - это 20 копеек, были номиналы 15 и 10 копеек, и разменные по стандартному набору 1,2,3 и 5 копеек. Монет крупных номиналов 50 копеек и 1 рубль тогда не существовало, а точнее последние такие монеты из серебра закончили свою чеканку в 1927 году и для оплаты метро точно не использовались.
Выходит, что при получке в 339 рублей, если всю её потратить на поездки в метро, то выйдет 678 поездок! Сообщается, что сегодня в наше время средняя зарплата в Москве около 110-120 тыс. рублей, если тратить по 54 рубля на поездку, то выйдет более 2 000 поездок, словом "Москва похорошела при Собянине".
Правда если мы возьмем среднюю зарплату тысяч в 50, что приличная цифра для всех граждан нашей страны, то выйдет 925 поездок!
Возможно, поэтому советское правительство решило снизить стоимость проезда, изначально до 40 копеек, но к 1937 году уже до 30 копеек и так было пять лет, а это без малого 1 130 поездок в метро!
Стоимость проезда не могла оставаться на одном месте, поэтому в 1942 году она поднялась до 40 копеек вновь и продержалась практически 6 лет на этом уровне!
Как известно в 1947 году состоялась денежная реформа, были отменены продуктовые карточки, рубль привязали к золоту, и происходило ежегодное снижение цен, а зарплаты наоборот постоянно индексировались, как бы сказали сегодня.
Поэтому в 1948 году стоимость проезда в советском метро поднялась до 50 копеек и эта цифра не менялась до следующей реформы в 1961 году.
Утверждается, что в 1950-ые годы уровень средней получки советского человека составлял от 600 до 700 рублей в месяц, а значит, ему было доступно около 1 200 поездок в метрополитене.
Советский союз умел радовать стабильностью, которая не была "застоем", ведь с новой реформой и деноминацией в 10 раз, цена проезда с 50 копеек перешла в 5 копеек, а значит, не изменилась от слова совсем.
Может ли кто-нибудь себе представить сегодня, что с 1948 года в 50 копеек, а с 1961 в 5 копеек, цена на проезд в метро СССР не менялась до самого конца, а именно до 1991 года.
Советские люди 43 года не знали, что такое повышение стоимости проезда в метро, это я понимаю социализм!
И лишь в 1991 году цена проезда резко выросла до 15 копеек одной монетой.
Стоимость проезда в метро 2 апреля 1991 - 1999 год.
В славные и лихие 1990-ые годы ситуация менялась так быстро, что наши люди просто не успевали следить за тем, а сколько стоит проезд?!
Деньги менялись практически ежегодно, так и цена увеличивались так быстро, что "гиперинфляция" стала частым заголовком в газетах и журналах.
После того, как подняли стоимость проезда до 15 копеек, она сохранялась в таком виде без малого около года, когда с 1 марта 1992-ого цену подняли до 50 копеек.
Казалось бы, какое причудливое совпадение, когда-то в стране рабочих и крестьян уже была цена 50 копеек на метро, которую собирали из нескольких монет, обычно два двугривенника и один гривенный, приобретался жетон и вперед в подземку!
Теперь же, 50 копеек были совершенно иного вида и значения.
Правда «Недолго музыка играла, недолго ф.аер танцевал», ведь эпоха бандитизма в 1993 году заставила повысить тарифы сразу пять раз за один год, а именно:
1. с 11 февраля стоимость проезда была повышена до 5 рублей за одну поездку,
2. с 12 мая – до 10 рублей,
3. с 10 июля – до 15 рублей,
4. с 20 сентября – до 25 рублей,
5. с 22 декабря стоимость поездки выросла до 40 рублей.
Это я понимаю масштаб и величие государства, когда проезд с 50 копеек или 0,5 рубля повышается за один год до 40 рублей! Рост стоимости в 80 раз!
Уже в 1994 году проезд поднялся до отметки 250 рублей, а с 21 февраля 1995 года нужно было отдать в кассу 400 Российских рублей или фантиков, как тогда часто говорили про эти деньги.
Уже к концу года цена проезда составляла 800 рублей, такое даже представить сложно сегодня.
Сообщается, что средняя или минимальная оплата труда в 1995 году была на отметке 57 или 60 тыс. рублей. Если представить такой оклад в 60 тыс. и отправится в метро, то хватит на 75 поездок.
Но и это еще не все, ведь в 1996 году одна поездка имела тариф 1 200 рублей, а осенью поднялась до 1 500 рублей!
Как известно, хлынула денежная реформа и с 1 января 1998 года была проведена деноминация, в ходе которой и появились те банкноты и монеты, которые по сей день в наших кошельках, изменились они незначительно!
Тогда стоимость проезда превратилась в 1 рубль 50 копеек, но уже через некоторое время поднялась до 2 рублей, а в 1999 году до 3 рублей.
Думаю, это время каждый хорошо помнит и сможет дальше дополнить рост стоимости проезда с 3 рублей в 1999 году, теперь до современного времени и стоимости в 54-71 рубль.
Как сказал бы товарищ Ленин: «Верной дорогой идёте товарищи».
Автор же добавит, было бы радостно почитать в комментариях забавные и интересные случаи из вашей жизни в метро!
Всё. Выходим на перрон.
Приготовленный жетон
опускаем в щель. Садимся.
Под землей сырою мчимся.
Совершаем переход
на оранжевую.
Тимур Кибиров «Возвращение из Шильково в Коньково»