Найти тему
KentChannelTV - монеты СССР

Сколько стоил проезд в метро СССР и России, “Ленинградский и Московский” метрополитен

Оглавление
У метро особый вкус – осмысленности. От станции до станции есть цель. Десятки лет в СССР стоимость проезда в метро не менялась, а в 90-ые годы повышалась 5 и более раз за один год, так сколько же стоил проезд в метро раньше?

Сегодня, пожалуй, сложно представить жителя мегаполиса, который бы не пользовался метрополитеном, будь он из города Ленинграда или Москва.
В метро можно оказаться, если посетить Нижний Новгород и Казань, Новосибирск и Екатеринбург, а так же Самару.

Мало кто знает сегодня, что самое маленькое метро в России - это Самарский метрополитен, а самое длинное в Москве.

Так же не каждый догадывается о том, что в "славные годы" рыночной экономики при Ельцине цена на метро поднималась за год 5 и более раз, так быстро менялись тарифы, что школьники могли и перепутать, а взрослые высказывали недовольство при каждой поездке.

Однако в наши советские годы ситуация была совершенно иной, и все благодаря Лазарю Моисеевичу Кагановичу, с доклада которого и начался долгий, сложный и масштабный проект строительства Московского метрополитена.

Павел Павлович Роттерт был одним из первых инженеров и строителей, что создавали наше метро, являлся начальником Метростроя города Москвы.

Безусловно, большая заслуга лично товарища Сталина, что метро у нас в стране появилось, хотя ценители Российской монархии, верно заметят в комментариях, что метро появилось 15 мая 1935 года, но задумывали его и создавали план еще при царе в 1902 году, но стоит им вспомнить и следующую цитату, когда царские власти услышали сумму в 155 млн. золотых рублей, то сразу же вынесли приговор: «Господам Кнорре и Балинскому отказать…», в итоге план так и остался планом, если бы не большевики.

Довольно занятно вспоминать 30-ые годы ХХ века, которые чаще всего популяризируют как страшное время репрессий, но одновременно, забывают, что Москва в то время получила второе дыхание, перерождалась и в ней появилось метро. Общественный транспорт, без которого невозможно представить современный город, а между тем 89 лет основанию метрополитена, скоро большой юбилей!

За всю свою историю метро города Москвы закрывалось лишь 16 октября 1941 года, а с первых станций от «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с ответвлением на «Парк культуры», тогда их насчитывалось 13, сегодня их более 263 штук!

Первый пассажир покупает билетик на метро.
Первый пассажир покупает билетик на метро.

И крайне любопытно выглядит история первого пассажира Московского метро, ведь такие "первые" лица всегда активно тиражируются в газетах и других средствах информации.

Так 16 мая 1935 года некий инвалид русско-японской, 75-летний пенсионер
Ю. Х. Забровский приобретал билетик на метро и открывал многие первые станции, сотрудники метро хорошо его знали и были рады увидеть на открытии.

Однако в других газетах сообщается, что это был герой труда с завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев, взявший в кассе станции «Сокольники» билет № 1 серии «А». Существует и третья версия, из путеводителя «Вокруг света», где говорится про рабочего-металлиста из Германии Франца Фридриховича Дитрих, который оплатил первый проезд в метро!

А сколько же отдавали советских копеек за одну поездку и как сильно менялась стоимость за годы существования метрополитена в нашей стране? Думаю, что тема требует серьезного же изучения!

И этот маленький билетик
С большой прекрасной буквой «М»,
Не говоря уже о детях,
Был нужен абсолютно всем.

Он так завладевал сердцами,
Как будто здесь, у старых стен,
Мерцал подземными дворцами
Московский метрополитен.
Валентин Берестов «Билет метро»
Привет строителям метро, создателям доступного проезда по нашим городам!
Привет строителям метро, создателям доступного проезда по нашим городам!

Сегодня, да подтвердят мои слова жители города Москвы и Петербурга, стоимость в метро составляет минимум 54 рубля за одну поездку. Если брать в расчет "Пригород", то цена возрастает до 71 рубля.

Если сравнить со стоимостью тарифа на метро города Санкт-Петербурга, то там жетон на одну поездку обойдется в 70 рублей, однако по карте может быть цена, уже ниже от 47 рублей.

Единый проездной, что я купил в Москве, катался по делам. Осталось посетить и Ленинградское метро, привезти оттуда что-нибудь.
Единый проездной, что я купил в Москве, катался по делам. Осталось посетить и Ленинградское метро, привезти оттуда что-нибудь.

Единый билет позволяет совершать одну поездку за 65 рублей, а абонемент в 60 поездок обойдется минимум в 3 150 рублей, а прокататься сутки на метро в Москве обойдется в 315 рублей.

Как житель региона, у меня подобные тарифы вызывают большие вопросы, одним словом, дорого! Проезд в общественном транспорте в регионе стоит около 30 рублей, и каждый пассажир недоволен этим, пусть у всех и не спрашивал, но почему-то уверен в этом.

Посещая Москву, приобретал в кассе подобную карточку и ездил по ней несколько раз за день, было удобно. Как память сохранил, и случай подвернулся рассказать об этом в статье, впрочем жетоны тоже где-то были.

Сохраняйте билет до конца поездки.
Сохраняйте билет до конца поездки.

Оплата проезда в Московском метрополитене в СССР.

Почему советские граждане пользовались метро и чаще улыбались, читая "Московскую правду", хорошо напоминает современных пассажиров, которые смотрят в телефон, вместо газеты.

Так вот, ответ содержится в стоимости проезда на "Сталинское метро", ведь она была демократичной и социалистически справедливой!

В первые годы существования советского метро стоимость установили в 50 копеек. Для понимания современному читателю, стоит отметить, что зарплата в 1930-ые годы у советского рабочего могла начинаться от 150 и до 400 рублей в месяц, чаще всего отметка была от 300 рублей и выше, а квалифицированный слесарь мог получать от 600 до 850 рублей, тогда как "Стахановец" и 2 500 рублей, а уборщица до 100 рублей.

Сведения 1940 года сообщают, что средняя зарплата служащих РСФСР достигла 339 рублей, для примера и будем использовать эту цифру.

4 пейзажа метро, которые видели советские люди!
4 пейзажа метро, которые видели советские люди!

Любопытно добавить, что самая крупная разменная монета все эти годы и включительно до 1961 года - это 20 копеек, были номиналы 15 и 10 копеек, и разменные по стандартному набору 1,2,3 и 5 копеек. Монет крупных номиналов 50 копеек и 1 рубль тогда не существовало, а точнее последние такие монеты из серебра закончили свою чеканку в 1927 году и для оплаты метро точно не использовались.

Выходит, что при получке в 339 рублей, если всю её потратить на поездки в метро, то выйдет 678 поездок! Сообщается, что сегодня в наше время средняя зарплата в Москве около 110-120 тыс. рублей, если тратить по 54 рубля на поездку, то выйдет более 2 000 поездок, словом "Москва похорошела при Собянине".

Правда если мы возьмем среднюю зарплату тысяч в 50, что приличная цифра для всех граждан нашей страны, то выйдет 925 поездок!

Возможно, поэтому советское правительство решило снизить стоимость проезда, изначально до 40 копеек, но к 1937 году уже до 30 копеек и так было пять лет, а это без малого 1 130 поездок в метро!

Автоматические кассы или автоматы, принимали все разменные номиналы монет, как я и сказал выше, самая крупная была 20 копеек, а стоимость билета составляет 30 копеек! Но, граждане, не опускайте погнутые монеты в автомат.
Автоматические кассы или автоматы, принимали все разменные номиналы монет, как я и сказал выше, самая крупная была 20 копеек, а стоимость билета составляет 30 копеек! Но, граждане, не опускайте погнутые монеты в автомат.

Стоимость проезда не могла оставаться на одном месте, поэтому в 1942 году она поднялась до 40 копеек вновь и продержалась практически 6 лет на этом уровне!

Как известно в 1947 году состоялась денежная реформа, были отменены продуктовые карточки, рубль привязали к золоту, и происходило ежегодное снижение цен, а зарплаты наоборот постоянно индексировались, как бы сказали сегодня.

Поэтому в 1948 году стоимость проезда в советском метро поднялась до 50 копеек и эта цифра не менялась до следующей реформы в 1961 году.

Утверждается, что в 1950-ые годы уровень средней получки советского человека составлял от 600 до 700 рублей в месяц, а значит, ему было доступно около 1 200 поездок в метрополитене.

Буфет на станции метро Библиотека имени Ленина. 1950 год - именно в это время проезд в метро стоил 50 копеек, что собиралось из нескольких монет.
Буфет на станции метро Библиотека имени Ленина. 1950 год - именно в это время проезд в метро стоил 50 копеек, что собиралось из нескольких монет.

Советский союз умел радовать стабильностью, которая не была "застоем", ведь с новой реформой и деноминацией в 10 раз, цена проезда с 50 копеек перешла в 5 копеек, а значит, не изменилась от слова совсем.

Может ли кто-нибудь себе представить сегодня, что с 1948 года в 50 копеек, а с 1961 в 5 копеек, цена на проезд в метро СССР не менялась до самого конца, а именно до 1991 года.

Советские люди 43 года не знали, что такое повышение стоимости проезда в метро, это я понимаю социализм!

И лишь в 1991 году цена проезда резко выросла до 15 копеек одной монетой.

Невероятно красивые и помпезные станции метро в Москве и Ленинграде, каждая, просто настоящий музей, которые проходящие мимо пассажиры и не замечают.
Невероятно красивые и помпезные станции метро в Москве и Ленинграде, каждая, просто настоящий музей, которые проходящие мимо пассажиры и не замечают.

Стоимость проезда в метро 2 апреля 1991 - 1999 год.

В славные и лихие 1990-ые годы ситуация менялась так быстро, что наши люди просто не успевали следить за тем, а сколько стоит проезд?!

Деньги менялись практически ежегодно, так и цена увеличивались так быстро, что "гиперинфляция" стала частым заголовком в газетах и журналах.

После того, как подняли стоимость проезда до 15 копеек, она сохранялась в таком виде без малого около года, когда с 1 марта 1992-ого цену подняли до 50 копеек.

Казалось бы, какое причудливое совпадение, когда-то в стране рабочих и крестьян уже была цена 50 копеек на метро, которую собирали из нескольких монет, обычно два двугривенника и один гривенный, приобретался жетон и вперед в подземку!

Жетонов для метро было огромное множество, и лишь сегодня, их заменили карточки.
Жетонов для метро было огромное множество, и лишь сегодня, их заменили карточки.

Теперь же, 50 копеек были совершенно иного вида и значения.

Правда «Недолго музыка играла, недолго ф.аер танцевал», ведь эпоха бандитизма в 1993 году заставила повысить тарифы сразу пять раз за один год, а именно:

1. с 11 февраля стоимость проезда была повышена до 5 рублей за одну поездку,
2. с 12 мая – до 10 рублей,
3. с 10 июля – до 15 рублей,
4. с 20 сентября – до 25 рублей,
5. с 22 декабря стоимость поездки выросла до 40 рублей.
А помните ли вы - славные вагоны метро, при путешествии в которых "закладывает" уши, но как верно говорят классики: метро являет собой величайший в мире читальный зал с одной стороны, а с другой давка в метро - это как приятная близость на дискотеке.
А помните ли вы - славные вагоны метро, при путешествии в которых "закладывает" уши, но как верно говорят классики: метро являет собой величайший в мире читальный зал с одной стороны, а с другой давка в метро - это как приятная близость на дискотеке.

Это я понимаю масштаб и величие государства, когда проезд с 50 копеек или 0,5 рубля повышается за один год до 40 рублей! Рост стоимости в 80 раз!

Уже в 1994 году проезд поднялся до отметки 250 рублей, а с 21 февраля 1995 года нужно было отдать в кассу 400 Российских рублей или фантиков, как тогда часто говорили про эти деньги.

Уже к концу года цена проезда составляла 800 рублей, такое даже представить сложно сегодня.

Сообщается, что средняя или минимальная оплата труда в 1995 году была на отметке 57 или 60 тыс. рублей. Если представить такой оклад в 60 тыс. и отправится в метро, то хватит на 75 поездок.

Но и это еще не все, ведь в 1996 году одна поездка имела тариф 1 200 рублей, а осенью поднялась до 1 500 рублей!

Как известно, хлынула денежная реформа и с 1 января 1998 года была проведена деноминация, в ходе которой и появились те банкноты и монеты, которые по сей день в наших кошельках, изменились они незначительно!

Тогда стоимость проезда превратилась в 1 рубль 50 копеек, но уже через некоторое время поднялась до 2 рублей, а в 1999 году до 3 рублей.

Думаю, это время каждый хорошо помнит и сможет дальше дополнить рост стоимости проезда с 3 рублей в 1999 году, теперь до современного времени и стоимости в 54-71 рубль.

Любопытная история Нижегородских и Петербургских жетонов, которые были одинаковые по размеру, и "хитрые" граждане покупали в 2-3 раза дешевле жетоны там, а после опускали их в автоматы Петербурга.
Любопытная история Нижегородских и Петербургских жетонов, которые были одинаковые по размеру, и "хитрые" граждане покупали в 2-3 раза дешевле жетоны там, а после опускали их в автоматы Петербурга.

Как сказал бы товарищ Ленин: «Верной дорогой идёте товарищи».

Автор же добавит, было бы радостно почитать в комментариях забавные и интересные случаи из вашей жизни в метро!

Всё. Выходим на перрон.
Приготовленный жетон
опускаем в щель. Садимся.
Под землей сырою мчимся.
Совершаем переход
на оранжевую.
Тимур Кибиров «Возвращение из Шильково в Коньково»