Полное отсутствие денег, поношенная одежда, водка на полках в ларьках и одноклассники-наркоманы. Так чаще всего вспоминают 90-е годы прошлого века читатели «Тинькофф Журнала». Большинство из них тогда были школьниками или студентами, но кто-то уже начал свой трудовой путь. Сегодня мы приведем 5 реальных историй из того уже далекого и нелегкого времени.
Проблемы начались еще при СССР
Так, одна из женщин говорит, что накануне развала СССР, в 1990 году она уже трудилась медсестрой в больнице. Тогда ей был всего 21 год, но зарплата у девушки была очень высокой — 700 рублей. Правда, для получения такой з/п приходилось много перерабатывать.
А вот тратить полученные деньги было особо не на что. На полках хозяйственных магазинов стояли лишь граненые стаканы и формочки для кексов. В продовольственных магазинах лежала мойва по 20 копеек за килограмм. Куриц продавали только по талонам, и за ними выстраивались огромные очереди. Как-то раз в ближайший магазин привезли наборы кастрюль по 21 рублю. И в очереди, которая сразу же образовалась, между покупателями произошла драка.
Из 90-х годов девушка помнит детей-попрошаек. И как-то раз на остановке она увидела настоящего «нового русского», в малиновом пиджаке и с огромным сотовым телефоном в руке.
Шел год за годом, но зарплата девушки почти не менялась. В 1998-м, накануне дефолта, ей платили на работе 800 рублей в месяц. Но тогда это были уже копейки. За детский сад нужно было отдавать ежемесячно 200 рублей.
Донашивали одежду за старшими сестрами
Еще одной рассказчице — Алёне — на момент распада Советского Союза было всего 7 лет. Ее мама работала медсестрой в поликлинике, а папа был строителем.
Семья жила в 3-комнатной хрущевке. Рядом с домом в 90-е родители девочки вырыли погреб, в котором стали хранить картошку и варенье. Алёна вспоминает, что питание у них было скудным. Фрукты в магазинах родители практически не покупали. За новой одеждой герои рассказа ходили на китайский рынок, и это было очень редко. Девочка часто донашивала платья своей старшей сестры. Иногда новые платья внучкам шила бабушка. А когда дети вырастали из шуб, то к шубам снизу подшивали новые куски.
А еще в то время вокруг было много наркоманов. В школе учителя читали детям лекции о вреде наркотиков. Алена тогда не понимала, кто добровольно станет делать с собой такое. А потом узнала, что несколько ее одноклассников уже принимают наркотики.
На новогоднем столе — только вишневый компот
Героиня следующего рассказа в 90-е годы жила в Крыму, в Симферополе. На момент распада СССР ей было 11 лет. Папа девочки — бывший военный — работал на добыче строительного камня-ракушняка. Трудился он на специальной машине — распиливал пласты ракушечника на отдельные блоки. За это мужчине начисляли зарплату, но постоянно ее задерживали. Там же отец и подрабатывал — помогал покупателям загружать блоки ракушечника в грузовики. За такую работу платили сразу наличкой. Труд был тяжелым. В конце концов, папа девушки был вынужден уйти с работы, хотя ему на тот момент не исполнилось и 40 лет. Другую работу он так и не нашел, и начал выпивать.
Мама рассказчицы в 90-е годы работала медсестрой в детской больнице. И там зарплату тоже задерживали на несколько месяцев. Правда, мама приносила домой остатки еды из столовой — хлеб, каши, суп. Иногда мама брала с собой дочерей на работу, и тогда им удавалось полноценно пообедать — сразу первое, второе и третье. Когда благодарные пациенты дарили маме презенты (конфеты или кофе), в семье наступал праздник. Подрабатывала мама тем, что ставила знакомым уколы. За это ей давали деньги или еду.
Из 90-х годов девочка помнит, как мама часто покупала в магазине коровье вымя — самый дешевый мясной продукт того времени. Это вымя отваривали, и из бульона делали суп. Само вымя прокручивали, и делали из него начинку для пирожков или блинчиков. При этом пирожки в семье делали чаще, так как для их приготовления не требовалось покупать яйца. А печь пирожки можно было в духовке без масла.
Как-то раз под Новый год у семьи вообще не осталось денег. Мама девушки (а рассказчице на тот момент было 18 лет) в праздничную ночь вышла на работу, чтобы 1 января принести домой хоть какую-то еду. А девушка, ее младшая 12-летняя сестра, папа и прабабушка выпили под бой курантов по стакану вишневого компота и легли спать.
Зарплату получали товаром
Герой следующего рассказа окончил школу в 1991 году. С 91-го по 95 год он ездил на подработки в стройотряды, но почти все деньги тогда съедала инфляция. Так, 91-м году молодому человеку за 2-месячную работу в стройотряде обещали заплатить 600 рублей. При среднем заработке в 160 рублей это было достаточно много. А уже через 4 года (в 95-м) за такую же работу в стройотряде студент получил 6 миллионов!
В советское время родители молодого человека работали на радиозаводе. Маму с должности сократили сразу в начале 90-х. Впоследствии работала она в основном на даче, на 6-ти сотках земли, которые тогда реально кормили семью. Папе зарплату на заводе выдавали техникой — телефонами, кухонными комбайнами и т. п. Продавать эту технику в комиссионный магазин приходилось более активному сыну-студенту.
Кроме того, молодой человек подрабатывал репетиторством, учил людей играть на гитаре, чинил знакомым технику. Таким образом, сын стал единственным источником наличных денег в семье. А еще молодой человек разгружал вагоны на овощебазе, ездил убирать урожай в колхозы. За такую деятельность ему платили продуктами, которые тогда ценились дороже, чем деньги.
Также из 90-х молодому человеку запомнилось всеобщее пьянство. В городах на каждом углу стояли ларьки с пивом, водкой в банках и спиртом «Рояль». Пиво и настойки, по его словам, продавали даже в студенческих столовых. Преподаватели в перерыве между парами могли спокойно остограмиться прямо при студентах. В местных органах власти все вопросы решались путем совместного распития спиртных напитков. Поэтому за пьяного Ельцина тогда было немножко стыдно. Но в целом из общей картины президент не слишком выбивался.
Газировку покупали только к праздникам
Следующая рассказчица по имени Елена в 90-е годы жила вместе с мужем в общежитии, в комнате 18 м². В 1993 году в молодой семье родилась дочь, в 95-м — вторая. Елена в это время «сидела в декрете». С учетом размера тогдашних зарплат, стоимости проезда, питания и приличной одежды так выходило экономичнее.
Денег молодым людям хватало лишь от зарплаты до зарплаты. Фрукты они покупали штуками, а не килограммами, из мяса в рационе были лишь замороженные полуфабрикаты. Полуторалитровую бутылку газировки они покупали, только если был какой-нибудь праздник.
Осенью Елена с супругом закупали сезонные овощи и делали из них заготовки. Себе одежду молодые люди приобретали на рынке у местных «челоноков». Дети часто ходили в том, что им сшили, связали или купили бабушки. Сейчас Елена все это носить или есть уже бы не стала. Но тогда это считалось нормой.
Хорошего дня дорогие читатели и любимые подписчики! И прекрасного настроения 😊