Найти тему
litkor

Мой путь к мечте

Когда я был совсем еще ребенком родители часто возили меня на Кавказ. Мы гуляли по городам кавказских минеральных вод (КМВ) - Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск - любовались местной архитектурой, ландшафтным дизайном (эти небольшие курортные города всегда утопали в зелени), кухней, пили минеральную воду, купались в источниках. С тех пор я просто влюбился в горы - так мне тогда казалось. В том смысле, что я думал, что это были горы. На самом же деле это были еще цветочки.

В одной из таких поездок по городам КМВ отец купил мне однодневную обзорную экскурсию в приэльбрусье. Такого я в своей жизни раньше не видел. Восторг был неописуемый. Это были ооочень высокие горы. Их вершины были покрыты снегами, которые никогда не таят, внизу текли шумные реки с бурлящей от напора водой. Вода в этих реках даже в самый жаркий летний день была мягко говоря прохладной. В воздухе парили огромные птицы. Из земли били источники минеральной воды.

Во время экскурсии наш гид рассказывал интереснейшие легенды про то как образовались кавказские горы и озера, про знаменитых людей, которые бывали в этих краях, про фильмы, которые там снимались. Рассказ гида был чрезвычайно интересным и увлекательным. Но когда нас привезли к подножию Эльбруса, когда гид сказал, что высота его западной вершины составляет 5 642 метра над уровнем моря, что на эту вершину поднимались много людей, что с вершины видно Черное море и еще много чего еще, я понял - "хочу". С тех пор мысль о восхождении на западную вершину высочайшей горы в Европе и России не покидала меня.

Еще один момент, который закрепился в моей памяти - это игра в снежки. Вы только представьте себе - лето, август. Внизу (у подножия) на улице - жара +30. А в горах - снег. Надо сказать, что воздух и наверху кажется теплым. То есть можно какое-то время побегать или даже походить в одной футболке и не замерзнуть. Тогда мне казалось, что скалы сложены из огромных камней (камни были примерно моего роста) и я спокойно мог за них прятаться (как в крепость). Условия идеальные. Тепло. Готовая крепость. Причем эта крепость повсюду (можно от одного камня перебегать к другому, от второго - к третьему и так далее). Снег, из которого лепятся отличные снежки. Свежий воздух. И пара лучших друзей. Ну что еще нужно для счастья?

Каждый раз, когда я с родителями приезжал на КМВ, я пробовал найти "сообщников" на восхождение. И находил, правда только среди детей (моих ровесников). Взрослые же сразу начинали меня отговаривать, мол, это сложно, там холодно, там дуют сильные ветра, там мало кислорода, там во льдах встречаются трещины (некоторые из них очень глубокие, кстати), к этому нужно долго готовиться, для восхождения нужно специальное снаряжение и так далее. Я покорно выслушивал все доводы взрослых и "делал заметки" в голове, как приблизиться к вершине в следующем году.

Надо сказать, что заниматься организацией - очень сложно. Чем больше единомышленников ты собираешь, тем больше возникает требований. В итоге, возникают ситуации, когда удовлетворить все требования просто невозможно. Кто-то хочет идти на легке, а кто-то хочет перестраховаться и взять с собой как можно больше вещей. У кого-то есть возможность купить снаряжение и оборудование, а у кого-то не хватает даже взять его в аренду. Кто-то физически силен и вынослив, а у кого-то уже через километр пути появляется одышка.

В каком-то году я приехал в приэльбрусье в альп-лагерь Уллу-Тау (что в переводе означает "Мать Гора"). Мне было интересно подняться от лагеря к ледникам. Я был в хорошей физической форме. И я рванул вверх. Когда я поднялся, я почувствовал легкую головную боль. Я присел на камень, отдохнул и начал спуск. Во время спуска боль усилилась. Внизу мне стало совсем нехорошо. Мои товарищи где-то нашли врача и тонометр (прибор для измерения давления). Померили. Все параметры были в норме. А через какое-то время я снова стал хорошо себя чувствовать. Так я впервые поймал горную болезнь. С тех пор, собираясь в горы, я всегда начинаю с небольших тренировок (например, походить по дорожкам вокруг Машука - это гора в центре Пятигорска, а после - плавно увеличиваю высоту и нагрузку).

С момента моего первого появления на склонах Эльбруса прошел ни один год, но я не сдавался. И вот, настал тот момент, когда звезды сложились нужным образом и я приехал туда уже целенаправленно - для восхождения. Перед этим я долго тренировался (начал бегать, подтягиваться, отжиматься, плавать, ...). За неделю до того как приехать в Терскол (поселок, в котором располагается базовый лагерь альпинистов) я поднялся на Машук, затем - на Биштау (гора между Пятигорском и Железноводском), сходил на Развалку (гора в Железноводске), Во время акклиматизации в Терсколе я поднялся к водопаду "Девичьи косы", на следующий день - выше - к обсерватории, расположенной на пике Терскол. Туда я прихватил с собой палатку и переночевал на высоте 3000 метров над уровнем моря. Спускался я уже на следующий день. Потом я поднялся на гору Чегет (это около 3500 метров над уровнем моря) и только потом - пошел на Эльбрус. С базового лагеря до высоты 3800 поднимают канатки (чем я и воспользовался), а дальше - пешком на 4100 (к приюту 11 - так называется одна из высокогорных гостиниц на Эльбрусе). Я разместился в гостинице, поднялся до высоты 4500, спустился в приют и лег спать. Утром я спустился на канатке вниз (в базовый лагерь).

Внизу я познакомился с ребятами, которые тоже приехали для того, чтобы подняться на 5642 - две очаровательные девушки в компании двух отважных парней, один из которых, кстати говоря, уже поднимался на западную вершину Эльбруса 1,5 раза (точнее говоря, один раз он поднялся только до седловины - так называется место между вершинами этой Горы, а второй раз - поднялся на самую вершину). На следующий день мы вместе пошли на Чегет, зашли на озеро и даже искупались в нем. И только после этого мы вышли на финишную прямую.

Мы научились ходить в связке, пользоваться кошками, зарубаться ледорубами, перестегиваться страховочными карабинами. Было очень увлекательно и необычно.

На следующий день мы поднялись на Эльбрус на 4500, на следующий день - на 5100. Следующий день - по классике жанра - перерыв и в ночь - выход на вершину.

Надо сказать, что есть 2 типа людей (2 философии гор). Одни ставят основной целью факт достижения вершины. В данном случае способ ее достижения совершенно не важен. Пусть тебя в бессознательном состоянии занесут (или даже заволокут) туда - разницы нет! Главное, что ты достиг этой высоты. Второй тип людей считает, что горы - это прежде всего преодоление себя, испытание своих возможностей. И тут важен именно способ достижения вершины - без канатных дорог, ратраков (это огромные гусеничные трактора, которые готовят лыжные трассы, они предлагают за вознаграждение поднять тебя на высоту до 5100 метров над уровнем моря, а при желании или в случае необходимости также могут спустить вниз), без шерпов (специальных людей, которые будут за деньги носить твои вещи, протаптывать дорожки в случае их отсутствия, крепить страховочные веревки и прочее). При таком подходе альпинисты руководствуются принципом "главное - не победа, главное - участие".

На вершину мы выдвинулись двумя группами. Парни вышли из лагеря в 9 часов вечера и пошли пешком. А я с дамами - в 3 утра следующего дня выехали на ратраке. Возможно, я бы тоже пошел с парнями, но во-первых, это было дороже. Во-вторых, накануне я стер большие пальцы на обеих ногах, в третьих, на случай, если девушкам нужна будет моральная или физическая помощь и поддержка. Да, можно сказать, что я оправдываюсь. Может так оно и есть. Но надо сказать, что подавляющее большинство людей в наши дни поднимаются на Эльбрус с использованием достижений современной техники (и канатных дорог, и ратраков). В том числе один из парней - тот, который уже был на вершине - в тот раз тоже поднимался с использованием ратрака. А когда он дошел только до седловины - он пробовал обойтись своими силами и у него не вышло (возможно, что виной тому был фактор погоды). И я тоже еще не потерял надежду повторить восхождение без ратрака. А может быть и без канатных дорог. А может быть даже по северному склону (там нет столь развитой инфраструктуры). А может быть даже сходить на две вершины за один раз (да, такие маршруты тоже существуют)!

Альпинисты обычно выходят в ночью, чтобы успеть спуститься до 3-х часов дня, потому что по статистике, к вечеру погода на Эльбрусе портится и вершины затягивает облаками, а это не очень хорошо (в облаках не видно куда надо идти, там может быть холодно, ветренно, возможны перепады давления, снег, град и так далее).

Не сказать, что путь к вершине был очень сложным (во всяком случае для меня). Мои товарищи на восхождении периодически говорили мне, что я "скачу как сайгак". Зато на спуске мой пыл все-таки значительно уменьшился. Я думаю, что наше удачное восхождение осуществилось благодаря стечению обстоятельств. Как говорят местные жители "Гора позволила нам подняться на вершину". Во многом благодаря хорошей подготовке, взаимовыручке, поддержке моих единомышленников и с погодой повезло просто невероятно! В ту ночь и утро ветра вообще не было. Было ясно. Тепло. Тихо. Спокойно. На вершине было здорово. Виды - шикарные. Этого не передать ни одной фотографией, ни одним видео! Как пел Высоцкий "Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес".

Так исполнилась моя мечта детства - я поднялся на западную вершину Эльбруса.