«Русская, советская школа заставляет не просто выполнять то или иное движение, а в буквальном смысле дышать им, то есть думать! Главное, что она привнесла в мир балетного искусства, – научила исполнителя понимать смысл исполняемого на сцене!» – Леонид Лавровский-Гарсиа (педагог ГИТИСа, руководитель хореографической школы «Лаборатории Лавровских» и внук одного из основателей советской школы драм-балета – балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского-старшего)
Выпускник Ленинградского хореографического училища выдающийся хореограф ХХ века, народный артист СССР Леонид Михайлович Лавровский! Его творческая жизнь ознаменовала целый этап в истории отечественного балета, о нем – в данном биографическом очерке.
Леонид Иванов (Лавровский это псевдоним) обладал всеми данными классического премьера: благородная внешность, правильные пропорции фигуры, высокий рост, способность преодолевать технические трудности танца. В труппе Ленинградского театра оперы и балета он он занял подобающее положение, исполняя ведущие партии репертуара: Жан де Бриен («Раймонда»), Юноша («Шопениана»), Принц («Лебединое озеро») и другие.
Одновременно с исполнительским творчеством с 1927 начал балетмейстерскую деятельность. Его первая большая постановка – «Фадетта» на музыку композиторов XIX века по повести Жорж Санд «Маленькая Фадетта». Она предназначалась для выпускного спектакля 1934 г. В 1936 г. он осуществил ее на сцене МАЛеОТа (Малый Ленинградский театр оперы и балета).
В 30-е годы Лавровский руководит балетной труппой МАЛЕГОТ, возобновляет классические балеты. В 1937 г. ставит свой вариант «Кавказского пленника» на музыку Б.В. Асафьева. Роль Черкешенки в той постановке исполняла ученица Вагановой, молодая балерина Елена Георгиевна Чикваидзе, ставшая вскоре женой балетмейстера и подарившая ему и всему балетному театру талантливого, выдающегося сына Михаила Лавровского.
Звездный час в творчестве хореографа наступает 11 января 1940 г., когда зрителю был представлен спектакль «Ромео и Джульетта» на музыку С.С. Прокофьева. По новой традиции в постановке наряду с Лавровским участвовал драматический режиссер Сергей Радлов. Оформление принадлежало художнику Петру Вильямсу. Балет Лавровского с Галиной Улановой в главной роли стал культовым произведением. О нем написаны сотни и сотни страниц, нарисованы и сфотографированы бесчисленные эпизоды.
И хотя в мире есть очень много версий балета «Ромео и Джульетта», но для меня есть только одна постановка – это постановка Лавровского. Это шедевр бесспорный, и именно то, как это было сделано в Большом театре.
Мне посчастливилось исполнять в ней роль Меркуцио. Вначале я очень сопротивлялся, мне все не нравилось, потому что я не умел играть, я не умел себя распределять по сцене так, как там надо. Сцену смерти у Лавровского сыграть в десять раз сложнее, чем у кого-либо. Это сопоставимо со сценой сумасшествия Жизели, по мастерству. И если бы не Галина Сергеевна Уланова, которая в те годы отказала вообще всем в репетициях, а со мной она это сделала втихаря, тайно, то, конечно, я бы ничего не смог.
Постановка «Ромео и Джульетты» подтвердила статус Л.М. Лавровского как ведущего советского хореографа. С 1944 по 1964 гг. он являлся главным балетмейстером Большого театра СССР.
Именно при Леониде Лавровском была сформирована легендарная звездная труппа советского балета. За старшим поколением артистов во главе с несравненной Галиной Улановой в театр пришли блистательные молодые танцовщики – Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Сорокина, Юрий Владимиров, Наталья Бессмертнова, Михаил Лавровский, Марис Лиепа и многие другие.
Он проводил в театре долгие часы, знал каждую кордебалетную танцовщицу. При нем в репертуаре ГАБТа появились сочинения И.А. Моисеева, Р.В. Захарова, В.И. Вайнонена, В.М. Чабукиани, Л.В. Якобсона, Ю.Н. Григоровича, других постановщиков. Он не боялся конкуренции, а заботился об обогащении репертуара.
При нем же открылась эра триумфальных зарубежных гастролей советского балета по всему миру, завоевания им международного признания и приоритета.