Joy Division британская рок группа с трагичной и интересной судьбой. На Ютуб куча видосов про них но все не то. Почему я вообще решил написать статью именно про них. Потому что нет ни одного полноценного разбора от и до, авторы которые делают что то про группу всегда переключаются на трагичную и не спорю интересную судьбу Йена Кертиса, которая настолько яркая что перекрывает саму историю группы. Не переживайте в этой статье я тоже очень подробно расскажу вам про их вокалиста.
Группа была основана в 1976 году, коллектив состоял из вокалиста, ритм-гитариста и автора песен Йена Кертиса, бас гитариста Питера Хука, лид-гитариста и клавишника Бернарда Самнера, а вот с ударником было все сложнее прежде чем за барабанную установку сел Стивен Моррис, там успели побывать Керри Мейсон и Тони Табак.
Изначально коллектив играл панк-рок, да и наверное планировали они играть панк рок, но все получилось иначе. Знаете такие группы как The Cure, Killing Joke, The Scream, Publick Image, The Sisters of Mercy, так же русские Агата кристи, Наутилус, Петля Нестерова и прочие. Так вот все они вдохновлены именно пост панк движением которое как считается сложилось в Великобритании в конце 1970х годов. Пост панк оригинальное название «нью musik» продолжение панк рока, а точнее более экспериментальная и усложненная форма панка, по сути то что звучит абсолютно по другому и отличается очень большим разнообразием, лишь черпая некоторые элементы и вдохновляясь панк роком, концептуально нападая на рок традиции.
Смотрите объясню более простым языком - есть определенные стандарты звучания панк рока, так вот пост панк напрочь нахер ломает их стремясь принципиально их нарушить. Представьте если в музыку Blink-182 добавить грязный звук без сведения и накинуть электронику, совместив это все с танцевальными элементами музыки. Все будет плохо(пауза) вот и Joy Division сделали плохо и по своему - но настолько плохо что стало даже хорошо. Нет это не Лоу Фай не путайте. Лоу Фай это более любительский плохо записанный звук в силу обстоятельств или недостатка знаний - который звучит хорошо, а пост панк это пренебрежение панк рок традициями заложенными изначально.
Нет я не пытаюсь сказать что Joy Division придумали пост панк, но то что они были первопроходцами жанра это отрицать не будет никто.
Все началось с концерта группы Sex Pistols 4 июня 1976 года. Питер Хук и Бернард Самнер посетили шоу и загорелись созданием своей группы. Если это получается у них - должно получиться и у нас - подумали ребята.
Создали группу но вокалиста нет, пошли и разместили объявление о поиске в магазине Virgin Records, на объявление отклинулся Йен Кертис, его сразу приняли в группу. Придумав непримечательное название Warsaw в честь песни Девида Боуи, группа открыла дверь с ноги показав всем в то время такой нужный панк рок(это сарказм)….будьто бы тогда никто не играл панк рок.))))Первые 5 записей кричашего панка так и остались неизданными и были координально непохожими на последующее творчество коллектива.
Кстати первым вариантом названия группы был Stiff Kittens «Окоченевшие котята»
«Мы играли в баре „Ранч“. ну, не то чтобы это был настоящий гей-бар, это был притон для несовершеннолетних. Чтобы там выступить, необходимо было встретиться с Фу Ламарром [хозяином клуба и трансвеститом]. Мы договорились о встрече, и она состоялась у него в сауне. На нем было полотенце, и мы вели переговоры о выступлении в „Ранч“. В общем, когда мы несли вниз по крутой лестнице оборудование, там оказалась кошка с котятами, и кто-то на одного наступил. Мы подумали, что тому конец, вот откуда окоченевшие котята. Но он не умер, ни одного котенка не пострадало… Хотя в какой-то момент показалось, что так и есть.
Кто-то из Buzzcocks сразу предложил это название молодой группе из Солфорда. Возможно, этому имени не хватало таинственности, чтобы продержаться долго, но первые слухи по Манчестеру уже поползли». - Вспоминает Пит Шелли из Buzzcocks
Первая пластинка Warsaw «An Ideal For Living» не сыскала слушателя, а пластинки рассылались бесплатно для демонстрации, на обложке первого сингла Joy Division — No Love Lost — был изображен подросток в форме Гитлерюгенда, бьющий в барабан, что являлось откровенной провокацией. Участников ждало разочарование, а альбом полный провал.
Что бы не конфликтовать с коллективом The Warsaw Pakt группа изменила название на Joy Devision вдохновленный книгой еврея пережившего холокост Ка-Цетника «Дом Кукол»
В то время это было нормальным, в контексте того что практически все поколение видело войну и интересовалось ей(нацизм осуждаю) Особенно в Манчестере юные жители были одержимы историей третьего рейха и холокоста. Но Joy Division не злоупотребляли эксплуатацией темы Холокоста, как это делали некоторые другие музыканты той эпохи. Например, Sex Pistols щеголяли на сцене в нацистской форме, а одна из самых известных их композиций носит название Belsen Was a Gas. Глумливые стишки на нацистскую тему сочиняли также музыканты американской панк-группы The Ramones. Но Joy Division абсолютно не вписывается в этот ряд: творчество группы было наполнено сочувствием к жертвам нацистского геноцида.
Интерес группы ко Второй мировой войне обусловлен появлением в 70-х годах на книжных прилавках многочисленных исторических сочинений, рассказывающих о жизни Германии при Гитлере и зверствах нацистов. Иэн Кертис, много читавший и занимавшийся самообразованием, очень увлекался подобной литературой. Кертис был знаком и с произведениями Ка-Цетника, в которых описывались ужасы нацистских лагерей. Ка-Цетник рассказал о том, что в Освенциме существовал барак-бордель, где содержались сексуальные рабыни, предназначенные для утех лагерного персонала.
«Это не значит, что мы были нацистами или испытывали симпатии к ним» — пишет Бернард Самнер. — Вероятно, в более зрелом возрасте мне и в голову не пришло бы взять для группы такое название, ведь оно многих могло оскорбить и ранить. Но тогда я был молод и самоуверен. Назвав себя Joy Division, мы бросали обществу вызов».
Не смотря на то что особых успехов группа добится не смогла, ребята были не робкого десятка и шли к своей цели не опуская рук. Выступать особо было негде и группа проводила все свое время за репетициями оттачивая свое мастерство и звук. В это же время группе предложили записать кавер на соул-песню «Keep On Keeping On» ребята не задумываясь согласились и подписали контракт. Весь прикол в том что из этой песни они тупо забрали рифф и записали свой трек под названием Interzone, помимо этого используя студийное время более эффективно они смогли записать 11 треков набрав материала на полноценный альбом, записав 2 новых трека Transmission и Shadowplay.
«Мы репетировали в клубе и играли „Transmission“ — все, кто был в зале, вдруг остановились и стали слушать. Я просто офигел? Тогда я понял, что это была наш первый хит» — вспоминал Хук;
К лету того же года у Joy Division полностью сменился репертуар песни были сведены и готовы к выпуску, продюсеры приняли решение разнообразить звучание синтезаторными эффектами, на что получили жесткий отказ группы. Группа выкупила контракт с лейблом и отказалась от сотрудничества. Позже эти песни появились на пиратских сборниках с неверным названием группы Warsaw.
1978 год был судьбоносным для коллектива именно в этот год были выпущены первые пластинки, группа появилась на ТВ, а так же появился собственный лейбл. Именно в этот год в группе появились люди которые вывели ее на новый уровень. Роб Греттон диджей который заметил группу, а в дальнейшем продумал ее имидж стиль и эстетику. Именно он убрал отсылки к третьему рейху которые присутствовали в оформлении альбомов группы.
Тони Уилсон ведущий передачи «Granada Reports» в которой он показывал восходящих и ключевых звезд панк рока, он согласился рассмотреть группу как и дать им возможность выступить. Joy Division были представлены ведущим как «самый необычный саунд». Коллектив исполнил «Shadowplay». Неподвижно стоящих гитаристов разбавлял Кертис в розовой рубашке, постепенно наращивая темп и дергаясь как эпилептик. После этого выступления Уилсон был уверен что даст им шанс в мире звукозаписи.
Но самой ключевой фигурой которая подарила тот самый депресивный саунд который и был фишкой группы стал Мартин Хэннет. Мартин Хеннет тогда еще начинающий продюсер сам не понимал что именно Joy Division раскроет в нем подлинный талант продюсера.
«Joy Division были простачками из народа что делало их настоящим подарком для продюсера, они тупо ничего не знали и никогда не спорили» - вспоминал Хеннет.
«До Joy Division у Хеннета за спиной было уже несколько пластинок, но так видеть звук он стал только с этой группой» - отмечал Тони Уилсон
Хеннет был поклонником той самой городской тоски которую он наделил группу, он тащился от пустынных ночных улиц, заброшенных зданий, безлюдных вокзалов. Он в прямом смысле слова был заражен городской тоской, и искренне стремился это передать в музыке Joy Division, постоянно находясь под гашишом, он записывал все инструменты на разные дорожки, что в то время являлось редкостью. В студии он был настоящим монстром, сразу после записи он заставлял всех уйти что бы работать строго в одиночестве. Ночами напролет он сидел и микшировал записи на приборе AMS «Digital Delay», который позволял программировать искусственную задержку звука. Эти эффекты стали ключевыми в записях группы, потому что Хеннет смог применить их очень тонко. Он тупо дублировал звук ударных через доли секунды значимо ослабляя его, это было почти незаметно. Но для группы и их звучания изменения были радикальны. (показываю Digital)
Вообще влияние Хеннета на звук Joy Division очень сильно недооценено. Ударные это лишь малая часть того что сделал Хеннет. Мрачный и холлодный звук группы это вцелом его заслуга. Различные семплы, фоновые шумы такие как бьюшееся стекло, хлопки закрывающихся дверей - это все его идеи. Он прямо настаивал на депрессивно и отстраненном звучании, приглушая яркость инструментов и уводя его в пространственное звучание. Но и сами музыканты имели свои фишки которые Хеннет смог грамотно использовать. Моррис как робот отбивал монотонную мелодию на барабанах, бас гитара задавала основную мелодию и имелла будьто бы искусственность. Постоянно нарастая она усиливала чувство безнадеги и пустоты. А гитара Самера дополняла звук задавая эмоции и направление трека.
В конце 1978 года в Йене Кертисе проснулась та самая рок звезда, в это время группа отправилась гастролировать по Англии. Он мало спал, начал употреблять наркотики и постоянно пил. Поведение менялось координально сопровождаясь неадекватными переменами настроения, он выжимал из себя все соки не давая организму отдохнуть, а после по долгу сидел и смотрел в одну точку.
«Он отчаянно хотел делать вещи, которые ему было нельзя» — говорит Хук.
27 декабря после концерта Кертис начал вести себя неадекватно натягивая на себя спальный мешок и размахивая руками в разные стороны ничего не соображая и никак не реагируя на группу. Неожиданно приступ закончился, но тревога за Йена осталась у всех. Похже все таки он обратился к врачу и после обследований ему поставили диагноз Эпилепсия.
«Он хотел играть в группе, хотел напрячь себя до предела, и это усугубляло его болезнь» - Вспоминает Хук
Знамениты и самый кассовый Альбом «Unknown Pleasures» вышел в июне 1979 года. Он имел минималистичный дизайн в виде пульсаров/диаграм, список треков был приложен внутри, а название вовсе не указано. Первая сторона называлась - «снаружи», вторая «внутри» предвещая будьто бы какое то приключение в неизвестность. А вообще на обложке альбома изображен график, построенный на основе анализа Фурье, с помощью которого изучают, каким образом общие математические функции могут быть представлены либо аппроксимированы через сумму более простых тригонометрических функций. Есть ли на свете что-то более близкое этому мрачному постпанк-шедевру по духу, чем аппроксимация тригонометрических функций? Разумеется, нет.
Интересный факт но при жизни Кертиса группа так и не стала популярной, не то что бы они были неудачниками, но Йен Кертис так и не увидел своего пика славы, альбом медленно и плохо продавался. Группа в этом обвинила Мартина Хеннета, который настоял на том звучании о котором я вам говорил. По факту на живых выступлениях они звучали абсолютно по другому, было мало общего с их студийными записями. В глазах ребят Хеннет был вечно обдолбанным фанатиком который сидел в студии и микшировал их песни. На этом альбоме он добился максимальной стерильности и чистоты, не допуская даже малейшего слияния звуков.
«Сначала я отбивал бочку, затем барабаны, затем тарелки» - вспоминал Моррис
По сути зрители приходили на концерт слушали одни песни, а покупая пластинку со студийной записью абсолютно другие.
Хеннет достал прибор «Marshall Time Modulator» на котором намеренно приглушал гитарную агрессию во всех треках. Коллектив был в ярости и искренне считал что Хеннет только портит их звук. Все кроме Кертиса. Ему наоборот нравилось, он понимал что именно это звучание выведет группу на новый уровень.
Тем не менее альбом был записан группа активно выступала все больше и больше, в сеентябре 1979 группа выступила на BBC исполнив «She’s Lost Control» и «Transmission»
На канале взорвались телефоны от возмущенных зрителей, многие задавали вопрос обдолбан ли Кертис? кто пустил наркомана в эфир? Но Йен намеренно вел себя эпотажно дергаясь как эпилептик стирая грань между хореографией и болезнью вызывая недоумение даже у участников группы которые непонимали танец это или реальный приступ.
Культовый трек «Transmission» пропитанный атмосферой безысходности и очень любим слушателями Joy Division, но выйдя в октябре 1979 трек даже не попал в хит парад, хотя очень тепло был встречен слушателями. Выступая в брюсельском клубе PLAN K Йен знакомится с журналисткой Анник Онноре с которой в ближайшее время заведет роман. Именно с этого времени Йен начнет терять контроль над своей жизнью.
Безусловно группа состоит из талантливых ребят которые отлично дополняют друг друга сияя как звезды в ночном небе, но самой яркой из этих звезд был Йен Кертис, драматичная судьба которого шокирует и одновременно приводит к недоумению. Он горел ярче всех участников но этот пожар его и убил.
Йен был нестандартен во всех аспектах, будучи рок музыкантом он женился уже в 19 лет на своей школьной подруге Деборе. Имел дочь Натали. До того как он стал вокалистом он работал на бирже труда и помогал инвалидам в трудоустройстве. Еще до того как у него обнаружили Эпилепсию к нему на работу приходила девушка и в одну из таких встреч у нее случился эпелиптический припадок что потрясло Йена, он испытывал к ней человеческую симпатию и искренне хотел помочь с трудоустройством, когда же девушка перестала приходить Йен подумал что она нашла работу и решил позвонить поинтересоваться этим. В итоге он узнал о том что у нее недавно случился приступ и во время припадка она задохнулась. Йен был глубоко растерян и поражен этим! Именно эту идею потери контроля над своим телом и собственной жизнью он заложил в одну из главных песен группы «She’s Lost Control», но когда он писал эту песню он не предпологал что скоро потеряет контроль и над своей жизнью.
Когда Кертису диагностировали эпилепсию он вел образ жизни несовместимый со своим недугом. Постоянные пьянки, наркотики, лекарства, недосыпания, ссоры с женой. Все это только усугубляло его состояние, во время записи второго альбома "Closer" у Йена случалось по 2 а то и 3 припадка в неделю. На площадках где играла группа убирали стробоскопы для того что бы не спровоцировать припадок Кертиса, тем не менее приступы продолжались и становились все чаще. Иногда припадок случался во время концерта изза чего Кертиса уносили в гримерку где он надрывно рыдал непонимая что с ним случилось. Учитывая весь этот треш что происходит у Йена рушились еще и семейные отношения, он постоянно выяснял отношения с женой и скандалил, на одном из концертов в бельгии он познакомился с музыкальной журналисткой Анник Оноре, после чего у них завязался бурный роман изза чего йен начал разрываться между семьей и любовницей, попутно обвиняя себя в предательстве. Найдя в себе силы он честно признался жене в измене, на что та решила незамедлительно подать на развод. Что координально его не устраивало, его разрывали противоречия, он отговаривал жену от развода и раз за разом возвращался к Анник Оноре. Хотя йен считал это отношениями, позже сама Анник называла это платонической любовью. Пока группа записывала альбом «Closer», жена Кертиса избавилась от его собаки, которую Иэн настолько любил, что носил в кошельке ее фотографию, многие считают что сделала она это назло Йену изза того что собаку она отправила в Ирлем что бы Йен при всем желании не смог ее увидеть.
Самым неблагоприятным образом на здоровье Йена сказались концерты в лондонском клубе Moonlight, что в Западном Хэмпстеде. 2, 3 и 4 апреля 1980 года.Проблема заключалась в том, что Йену нужно было выступать каждый вечер, притом в разное время. Беда грянула в третий вечер, когда Joy Division нужно было сначала играть с The Stranglers в The Rainbow, а потом мчаться на другой конец Лондона в Moonlight.
«Оглядываясь назад, я понимаю, что некоторые долбаные выступления надо было отменять. С ним случился приступ, а нам выступать в Moonlight; он был очень болен — и вышел на сцену. Это было глупо». - Вспоминал Самнер
После пятой песни у Йена начался приступ, и его стащили со сцены, но это не помешало Нилу Норману написать, что Joy Divison можно поставить в один ряд с The Velvet Underground и The Doors.
7 апреля 1980 года Йен Кертис пытался покончить с собой наглотавшись таблеток, но к счастью он выжил, его увезли в больницу и промыли желудок, доза оказалась не смертельной. именно в этот момент можно было понять что с его психикой что то не так. Но он смог убедить окружающих что все в порядке.
«Я был … зол, вот и наглотался всякого дерьма» - сказал Кертис Питеру Хуку
Уже на следующий день у группы был запланирован концерт и конечно же нужно было его отменять, но этого никто не сделал. Концертная площадка, известная как The Met, ранее Derby Hall. Именно там произошла знаменитая потасовка фанатов группы Joy Division. С самого начала атмосфера в клубе была напряженной, ходили слухи что Йен Кертис в больнице и концерт будет отменен. Зал на 400 человек был переполнен, кто то открыл пожарный выход и впустил еще 200 человек. Слухи были частично правдой Йен Кертис действительно был в плохой форме и не мог выступать. Концерт был во вторник, а попытка самоубийства в воскресение, Йен провел Понедельник в больнице. Было решено что Йен после больницы поедет жить и восстанавливаться к Тони Уилсону и его жене и не будет выступать в Derby Hall. Параллельно Греттон взял нового вокалиста Алана Хемпсола из группы Crispy Ambulance и попросил его заучить все тексты песен группы.
В день концерта Роб Греттон сказал Алану что убедил Йена сыграть пару песен и он находится тут. В итоге основной репертуар в первом сете спел Алан Хемпсол, а Йен появился в конце и исполнил 3 песни. Далее выступали другие группы, но сам вечер закрывали Joy Division. Фанаты были шокированы и почувствовали себя обманутыми когда в конце вечера вышло всего 3 участника группы вместе с Аланом в виде вокалиста. Никто ничего зрителям не объяснял, слушатели были в недоумении и непонимали что происходит, особенно в тот момент когда в конце на сцене появился сам Кертис. Кто то из расстроеных фанатов бросил пинту пива на сцену, что вызвало бунт в лучших традициях футбольных фанатов. Роб Греттон начал драку со скинхедами, Терри защищал сцену и оборудование с помощью подставки для микрофона, а Питера Хука заперли в раздевалке.
По сути это одна из многих версий произошедшего в этом клубе, кстати все эти версии вы можете почитать на моем бусти. Так же там будут опубликованы мемуары Деборы Кертис.
Во всех этих беспорядках Йен винил себя, он еще больше переживал и загонял себя в более глубокую депресию. После он все таки отправился в гости к Тони Уилсону где сутками лежал на кровати ни с кем не общаясь и слушал музыку. 17 мая 1980 года он в очередной раз пришел к своей жене Деборе и попытался остановить бракоразводный процесс. Изза чего вспыхнул скандал и Дебора покинула дом, где Йен остался один. 18 мая вернувшись домой она обнаружила Йен Кертиса мертвым. Он повесился на сушилке для белья которую несколько лет назад подарила ему его бабушка. В его проигрывателе крутилась пластинка Игги Попа The Idiot, ранее в одиночестве он смотрел фильм Строжек про музыканта который разрывался от любви между двумя женщинами и уехав в Америку покончил с собой. Еще он оставил предсмертную записку которая была максимально противоречива, в ней планы на жизнь соседствовали с желанием умереть. Иронично то что группа готовилась к американски гастролям, и по сути жила этим. Участники отмечали поразительное спокойствие Йена и уход от всех разговорах о гастролях. Участники жили группой и жаждали выступать им нравилось то чем они занимались. Один Йен прекрасно понимал что ни на какие Американские гастроли он не поедет.
Вернемся к дискографии группы, теперь вспомните все то что я рассказал вам про Йена кертиса и попробуйте просто представить в каких условиях он вел запись своего второго альбома «Closer» Что происходило в его голове и в его жизни. Смог ли бы хоть кто то из вас такое вынести? Интересен сам факт того что никто из окружения Кертиса не знал о его нескончаемой депрессии, никто не предавал значения его текстам. Которые все как один были его болью и выплеском эмоций.
Во второй половине марта 1980 года группа приступила к записи своего второго альбома — Closer — и нового сингла «Love Will Tear Us Apart».(дословно Любовь Разорвет нас на части) Альбом был больше эксперементальным в первую очередь для Хеннета. Синтезатор он выдвинул на первый план не как раньше в виде спецеффекта. А песня строилась вокруг ритма, а не мелодии.
«Альбом тянет вас вниз, согласно своей собственной гравитации и логике, начиная с поражающего сценария „Atrocity Exhibition“ до агрессивной „Twenty Four Hours“, в которой Кёртис бросает последний взгляд на угасающий ландшафт существования, — но это ещё не финал, — далее он берёт нас на леденящий ритуал похоронной процессии („The Eternal“) и, наконец, в сладкозвучную „Decades“ — самое сердце потерянного рая, где голос Кёртиса звучит безмерно печально, как Синатра» - Rolling Stone
Насладится своей славой Йену Кертису было так и не суждено. Альбом вышел только летом 1980 года, уже после его смерти. Дизайнер Питер Севил узнав о самоубийстве позвонил Тони Уилсону находясь в замешательстве по поводу дизайна обложки на которой был изображен склеп итальянского кладбища. Они обо осознали то что мифолизируют смерть Йена выпуская альбом в таком дизайне. Тем не менее альбом вышел в запланированном оформлении.
«Наконец, нашёлся тот, «кто действительно имел в виду то, о чём пел»- Дэвид Нолан
Обе пластинки Joy Division получили повсеместно положительные отзывы, но истинная популярность к группе и продажи пришли только после смерти Кертиса. Через неделю после смерти Кёртиса Самнер, Хук и Моррис встретились в пабе обсудить, что им делать дальше. Ещё при Кёртисе коллектив решил, что если один из них уйдёт или будет не в состоянии выступать, то Joy Division больше не будет. Уже через два месяца музыканты дали концерт, без имени и без явного лидера. в последствии было принято решение переименовать группу в «New Order»
Joy Division наряду с Siouxsie and the Banshees и The Cure являются пионерами жанра постпанк. Они были первыми кто забил на ненависть и агрессию, а сделал упор на экспессию и настроение. Открыв путь и дав альтернативу меланхоличной рок музыке.
Их музыка стремительно прогрессировала, от примитивного прямолинейного панк-рока к более рафинированному, пространственному и глубокому звучанию с мрачными, обречёнными песнями-видениями. «В то время как панк-рок шокировал мир в конце 70-х, — пишет энциклопедия Allmusic.com