В XXI веке в мире возможностей и технологией можно найти все, что угодно, однако сложнее всего стало не потерять себя. Реклама, фильмы, искусство — все стремятся показать женщинам, как следует выглядеть и найти формулу идеальной внешности. От этого может пострадать наше отношение к себе, и порой причина непонятна с первого взгляда. Эксперты провели исследование и выяснили, действительно ли отношение к своему внешнему облику сильно влияет на самооценку. Опыт показал, что в большинстве случаев высказывание подтверждается, однако есть и исключения, ведь самооценка довольно гибкое явление.
1. Из чего состоит самооценка?
Самооценка – это ядро нашей личности, результат того, что человек думает о своих достоинствах, отрицательных сторонах и поступках.
В реальном мире исследователи выделяют несколько групп факторов, влияющих на самооценку современного человека. Во-первых, это индивидуальные особенности человека, то есть его характер, темперамент, эмоции. Во-вторых, присутствует социальный фактор — желание соответствовать ожиданиям и получить одобрение от общества.
Одним из основных пунктов является внешность. В настоящее время существуют образы, которые представлены как идеальный пример внешнего вида. Часто бывает, что соответствие или несоответствие принятым в культуре стандартам влияет на самооценку.
2. Откуда берется неадекватная самооценка?
В наше время мода и косметология порой диктуют людям жесткие правила: несовпадение представленных в медиа и реальных образов ведет к появлению неадекватной самооценки как у женщин, прекрасной половины населения, так и мужчин.
Реклама оказывает сильнейший эффект на формирование мнения о самом себе. Большая часть материалов предполагает то, что люди захотят подражать главным героям, которые представлены как эталоны красоты и успеха.
Стоит отметить, что в последние годы общество обратило внимание на разрушительный эффект рекламы для личности. Многие бренды, например Victoria’s secret и h&m, поменяли свою политику. Теперь в рекламе и на модных показах можно увидеть не только моделей с «идеальными» лицами и телами, но и женщин, чья внешность в прошлом не встречалась на подиуме, но зато часто присутствует в обычной жизни. Бренды хотят показать: то, что принято считать «недостатками» из-за выдуманных эталонов красоты, на самом деле делает человека живым и уникальным, а красота – субъективное понятие.
Однако не все модные дома столь прогрессивны, и, как показывают представленные ниже исследования, проблема неадекватной самооценки из-за навязанных стандартов по-прежнему существует в обществе.
3. Всего 18% девушек довольны своей внешностью
В статье Никитиной М. Н. и Теняевой О. В. «Исследование взаимосвязи самооценки и удовлетворенности собственной внешностью женщин в период ранней взрослости» авторы провели исследование по методике «Незаконченные предложения». В нем приняли участие 62 женщины в возрасте от 20 до 25 лет.
В рамках исследования респонденты должны были завершить предложение, исходя из своих внутренних установок. Выяснилось, что 82% опрашиваемых женщин не удовлетворены своей внешностью. Такой вывод позволили сделать следующие выражения: «Если бы мне завтра предложили совершенно бесплатно изменить мою внешность, я бы изменила форму носа»; «Если бы я не пользовалась косметикой, то я бы страдала от этого»; «Моя внешность меня устраивает, но иногда хотелось бы сделать губы пухлее»; «Моё отражение в зеркале хорошее после макияжа»; «Моя внешность меня устраивает, но хотелось бы сбросить лишний вес»; «Думаю, я хотела бы изменить в себе только подбородок»; «Если бы мне завтра предложили совершенно бесплатно изменить мою внешность, я бы сделала маммопластику»; «Моя внешность меня устраивает, но стоит похудеть»; «Думаю, что я хотела бы в себе изменить только состояние кожи и волос».
Всего 18% девушек были довольны своим внешним видом и говорили следующие фразы: «Думаю, что моя внешность уникальная»; «Моё отражение в зеркале меня радует каждый день»; «Думаю, что моя внешность симпатичная, мне она точно нравится»; «В себе мне нравится позитивное отношение к жизни, и вообще я себе нравлюсь»; «Если бы я не пользовалась косметикой, то тоже была бы красива и естественна».
4. Красивая внешность не гарантирует высокую самооценку
После прохождения теста на степень удовлетворенности своим внешним видом предстояло определение самооценки у участниц исследования. Для этого эксперты использовали методику Будасси.
На первом этапе респондентам предлагается из 48 характеристик личности выбрать те, которые являются для них эталонными. На втором этапе выделенные слова нужно разделить по важности, а финальным действием девушки должны были распределить свойства по мере убывания их выраженности лично у них. Таким образом, исследование через специальную формулу определяет разницу между «Я идеальное» и «Я реальное».
Эксперимент показал, что среди женщин, довольных своей внешностью 64% имели адекватную самооценку, 26% завышенную, 10% заниженную.
В свою очередь, респонденты, которые не были довольны своей природной красотой, показали следующие результаты: 29% имеют адекватную самооценку, 24% — завышенную, 47% — - заниженную.
5. Самооценка — гибкая вещь
Исследование показывает, что среди женщин, которых не устраивает их внешность, чаще встречаются случаи заниженной самооценки. Интересно, что количество девушек с завышенной самооценкой практически равнозначно в обеих группах. Это может происходить из-за использования психологических защит, которые помогают избегать ударов по самооценке и сохранять самоуважение.
Навязанные обществом идеалы красоты влияют на восприятие женщинами самих себя и на формирование их мнения. Переоценивание или недооценивание собственной внешности приводит к созданию определенного внутреннего состояния. Однако важно помнить, что самооценка – гибкая вещь, она может меняться в зависимости от восприятия своего облика.