Планируя путешествие по Узбекистану и изучая ближайшие города от Самарканда, открыла для себя город Шахристабз. Воспользовавшись вполне удобным сервисом Спутник забронировала на удобную дату экскурсию «Поездка в горы Шахрисабза» (https://www.sputnik8.com/ru/samarkand) Продолжительность экскурсии 6 часов, а стоимость 120$ (плюс билеты на территории комплекса).
В назначенный день и время к Отелю подъехал комфортабельный автомобиль. Нас встретил гид Шухрат и мы направились в город Шахрисабз, по пути случая историю древнего города, по которому мы проезжали (Самарканд) и делая остановки в красивейших местах горного Узбекистана. Но все по - порядку.
Что я знала о городе Шахрисабз до поездки? По большому счету ничего. Поверхностно ознакомившись с информацией в бескрайних просторах интернета, запомнилось лишь два факта: Шахрисабз – родина Амира Темура и в 1984 году известная в те времена группа Ялла («Учкудук, три колодца» - наиболее известное их произведение) выразила любовь к этому городу в одноименной песне. Конечно, после посещения города и интересной экскурсии, я могу похвастаться значительно большим набором знаний:)
С персидского название Шахрисабз переводится как «Зеленый город». Это довольно точное определение, в городе много «зеленой краски», что особенно важно, т.к. температура летом поднимается выше 45 градусов. Даже Самарканд мне показался менее жарким местом. Мой сотовый от такой жары сдался и перестал работать из-за перегрева (хорошо, что уже на обратном пути). Исторический возраст города насчитывает 2700 лет. В древности он назывался «Кеш».
Зеленый город расположен в одноименной низменности и практически со всех сторон он окружен Зарафшанским хребтом. Расстояние до Самарканда составляет 65 км. По пути нашей первой остановкой стала смотровая площадка горного перевала Шахрисабза. Завораживающее место.
Шахрисабз не самое посещаемое место в Узбекистане, а зря. Тут можно посмотреть много величественных архитектурных сооружений. А исторические постройки в центральной части города занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда однозначно стоит приехать. История развития города тесным образом связана с именем Амира Тимура. Он родился неподалеку от города в селении Ходжа Ильгар. Здесь Тимур провел детские и юношеские годы. Именно в Шахрисабзе он начинал свою политическую карьеру.
По приказу Тимура был построен дворец Ак-Сарай («Белый дворец»), который стал его летней резиденцией. Вокруг дворца был разбит огромный сад (большая часть сохранилась по сей день). Строительство дворца началось в 14 веке и продолжалось более 20 лет (с 1380-1404г.). Проектированием занимались лучшие архитекторы и мастера Центральной Азии. В качестве рабочей силы были призваны 50 000 рабов. Согласно историческим сведениям внутренняя территория резиденции около 30 000 м2. На крыше был сооружено что-то вроде бассейна, по бокам которого стекала чистейшая вода, она поступала в купальню через желоб с горного перевала Тахта-Карача (хотя технически это сложно представить, особенно в те времена). Центральный вход был огражден башенными колоннами высотой до 80 м. Расстояние между ними достигало 20 метров.
После падения империи Тимуридов в 16 веке дворец Ак-Сарай был разрушен по приказу правителя Бухары Абдуллахана II. Вероятнее всего он хотел стереть память о Тимуре и войти в историю как великий правитель, а особенно как созидатель многих зданий, так как именно он в 16 веке приказал построить очень много архитектурных памятников в Бухаре. И от былого величия Ак-Сарай, по его милости, до наших дней сохранились только две башенные колонны. А остатки уцелевшего кирпича от разрушенного здания растаскали местные жители для своих построек. В то время это был один из лучших строительных материалов.
Недалеко от колонн возвышается памятник Амиру Тимуру, построенный по приказу Ислама Каримова. Возведен он в середине 1990-х годов к юбилею 660-летия полководца.
По направлению к архитектурному комплексу Дорут-Тиловат мы прошли мимо городской бани и сохранившегося купольного торгового пассажа Чорсу постройки 15 века. В те времена Чорсу стоял на пересечении главных улиц средневекового города. Сейчас, говорят, там находится ресторан (был закрыт).
Архитектурный комплекс Дорут-Тиловат («Дом размышлений») включает в себя усыпальницу, мечеть и медресе. До всех сооружений на месте комплекса было старое кладбище сайидов (это потомки мусульман, родословная которых связана с пророком Мухаммадом).
Комплекс Дорут- Тиловат возведен в память о Шейх Шамсиддин Куляль (в 1371 г.), он был духовным наставником отца Тимура. Рядом с мавзолеем Шамсиддина Куляла Тимур приказал построить усыпальницу для его соратников, в последствии там был захоронен и отец Тимура — Эмир Тарагай. В 1437 году к мавзолею Шамсиддина Куляла был пристроен мавзолей, известный под названием "Гумбази Сейидан" (купол Сейидов). Эта усыпальница была воздвигнута уже по приказу Мирзо Улугбека (внук Тимура). Внутри находятся несколько мраморных надгробий, перенесенных с соседнего кладбища. Одна из стен не каменная, а деревянная с резьбой, она проницаема с мавзолеем Шамсиддина Куляла.
В комплекс мавзолеев входит также соборная мечеть Кок-Гумбаз (Голубой купол). Воздвигнута она была с подачи Улугбека, а построена в 1435 г на фундаменте здания домонгольского периода. Внутреннее пространство мечети имеет четыре глубокие ниши, ориентированные по сторонам света. Мечеть имеет 46 метровый голубой купол, который был восстановлен после землетрясения в советское время. Мечеть Кок-Гумбаз за последнее столетие реставрировалась дважды: в 70-е годы прошлого века и в 1995 г. к 660-летию Амира Тимура.
Возникновение комплекса Доруc-Саодат («Хранилище власти») связано с печальными событиями. Он был построен после внезапной смерти младшего сына Тимура - Джахонгира в 1376, в возрасте 20 лет. Его тело было перевезено из Самарканда в Шахрисабз, на историческую родину предков. Именно потеря любимого сына, привела Тимура к идее о постройке фамильной усыпальницы. Он безумно любил Джахонгира и возлагал на него большие надежды, в том числе и как наследника престола, но этому не суждено было случиться.
Спустя несколько лет в 1393 г. в бою при осаде крепости «Курт» в Иране погибает второй сын Тимура двадцатидевятилетний Умар-шейх. Его тело также перевозят в Шахризабз.
Комплекс Дорус-Саодат помимо усыпальницы включал в себя и медресе, в котором по приказу Тимура проводились поминальные обряды по усопшим. Для проживания служащих медресе по разным сторонам дворовой территории были построены специальные помещения. В 16 веке комплекс пострадал при вторжении Абдулла-хана II(правитель Бухарского ханства того времени). А в 19 веке, рядом с мечетью Джахангира построили действующую по настоящее время мечеть Хазрат имам.
Во дворе этой мечети растут платаны 14-15 веков, а рядом с ними лавочки, на которых можно сделать передышку от жары.
В нескольких метрах от Дорус-Саодат находится склеп, который был подготовлен для захоронения Амира Тимура. Он сам приказал его построить по завершению строительства комплекса. По одной из версий склеп в 1943 году был обнаружен случайно. Местный мальчик играл в мяч и упал сквозь землю в дыру.
Склеп находится, как вы понимаете, под землей. Крутой лестничный спуск ведет в небольшое помещение прямоугольной формы. Склеп оформлен очень скромно (не по-царски). По углам размещены цитаты из Корана, на стенах – тексты молитв и различные изречения. Посередине размещен мраморный саркофаг, накрытый толстой монолитной плитой более 10 см.
Весь исторический центр города Шахрисабз находится в границах темуридских стен, тут сосредоточены главные архитектурные объекты, где каждый найдет для себя что-то интересное.
На обратном пути в Самарканд мы сделали еще одну остановку, а именно посетили Плато Демонов (находится оно в 30 км. от Самарканда). Местные жители не жалуют это место, по одной из версий из-за того, что там приносили жертвы своим богам языческие племена. Каменные изваяния действительно производят ощущение присутствия чего-то демонического, с одним «но»… вандализм портит все впечатление. Большинство камней расписаны, в том числе и нецензурными словами. Даже камень в виде сердца изрисован со всех сторон. В первоначальном состоянии его можно видеть в фильме «Чингачкук – Большой змей». Именно здесь в 1967 г. режиссёр Рихардом Грошоппом снимал здесь фильм про индейцев с очень популярным в те времена актером Гойко Митичем в главной роли.