Во Второй мировой войне оперативная метеоинформация ценилась высоко. А так как боевые действия велись на огромных территориях, данные необходимо было получать на разных континентах. Единственная известная операция немецкой армии на Североамериканском континенте связана с установкой на территории Канады немецкой автоматической метеорологической станции. Об этой станции забыли. Заново её обнаружили только в 1977 году. В этой статье мы расскажем об удивительной истории немецкой метеостанции «Курт».
Автор: Андрей Максимов
Немецкая военная метеорология
Военные историки иногда называют Вторую мировую – войной моторов. Танки, боевая авиация, военно-морской флот широко применялись на многих континентах и океанах. И метеорология, которая до этого занимала весьма скромное место, вдруг превратилась в важнейший инструмент военного планирования. Это понятно. Авиация, хоть и стала одним их ударных родов войск, но в 30-х годах ХХ века она очень сильно зависела от погоды. Всепогодной она станет спустя несколько десятилетий. Аналогичная ситуация была и с военно-морским флотом. Для того, чтобы спланировать военно-морскую операцию, о которой противник не должен был узнать, нужно подгадать с погодой, чтобы вражеская воздушная разведка не смогла вскрыть передвижение боевых кораблей. Военная метеорология в вермахте тогда была одной из лучших в мире. Обширная сеть метеостанций, часть из которых работала в автоматическом режиме, корабли-разведчики погоды и многое другое, позволяло немецкому военному руководству принимать нужные решения в нужный период. О некоторых аспектах немецкой метеослужбы во времена Второй мировой войны смотри статьи «Не сбывшийся прогноз» и «Операция «Церберус» и борьба за Шпицберген».
Прогнозы в Северной Атлантике
Одним из важнейших театров боевых действий стала Северная Атлантика. По ней из США и Канады доставлялись военная техника, боеприпасы и войска для боёв в Европе. Понимая это, Германия объявила воды Северной Атлантики зоной неограниченной подводной войны. В первые годы войны «волки Денница» брали верх над союзниками (то есть тоннаж потопленных судов существенно превышал тоннаж построенных), начиная с 1943 года, союзники стали брать реванш (количество потопленных субмарин превышало количество построенных). У союзников было одно природное преимущество. Дело в том, что в северном полушарии в умеренном климате, все погодные явления – циклоны, антициклоны, ураганы, дожди и так далее – перемещаются только с запада на восток. Сеть метеостанций союзников, размещенных на побережье США, Канады, Гренландии и Исландии давали точный прогноз погоды над северной частью Атлантического океана. Немцы этим похвастаться не могли. Их метеостанции располагались на западном побережье Европы от Испании до Норвегии, и давали фактическое состояние погоды, но не прогноз. Использование кораблей-разведчиков погоды было эффективным в Арктике. В Северной Атлантике такие корабли подвергались большому риску.
Первоначально, роль метеостанций поручались немецким подводным лодкам, которые после окончания охоты за транспортами (когда был израсходован запас торпед), какое-то время занимались замерами погоды и передачей информации в Германию. Но такой способ имел один существенный недостаток. Во время сеанса связи (а такие сеансы становились частыми и регулярными при работе субмарины «кораблем погоды»), местоположение лодки определялось противолодочными патрулями союзников, что могло привести и к её потере. Попытались использовать для этой цели и специализированные корабли-разведчики погоды, что закончилось плачевно. Первый из таких кораблей «Lauenburg». переоборудованный рыболовецкий траулер PG 532 1938 года постройки, был достаточно быстро вычислен, обнаружен, захвачен и потоплен в 1941 году. Как утверждают англичане, именно на нем были найдены шифры, которые помогли при взломе немецкой шифровальной машинки «Энигма». Полеты дальних разведчиков – таких, как Focke-Wulf Fw-200 «Condor» давали краткосрочный эффект, так как продолжительность полета была невелика.
Автоматические метеостанции
Выходом из такой непростой ситуации немецкие метеорологи видели в создании автоматических метеостанций, работающих без участия человека. Подводными лодками они доставлялись в малолюдные места, где специалисты их монтировали и приводили в рабочее состояние. Через какое-то время лодка приходила снова, чтобы заменить аккумуляторы. Даже если радиоразведка союзников запеленгуют передачи с такой станции, то, во-первых, найти её будет достаточно сложно, а, во-вторых, если такую станцию захватывали, то разместить новую на соседнем необитаемом острове, было не сложно.
Первоначально, в 1940 году, компанией «Сименс» был сконструирован метеобуй WFS, который подводные лодки устанавливали на якорь в нужной точке. Но у него было много недостатков. Инженеры доработали конструкцию, после чего подводные лодки установили около 12 таких станций в водах Северной Атлантики и в Арктике. При четырехразовой передачи информации, запаса энергии хватало на 2 месяца. Следующим шагом было создание автоматической наземной станции. Компания «Сименс» разработала метеостанцию «Wetter-Funkgerät Land» – WFL. Разработчиками метеостанции были доктор Эрнст Плетце и Эдвин Стобе. Всего «Сименс» выпустил 26 таких автоматических станций. Они были оснащены измерительными приборами, системой телеметрии и радиопередатчиком Lorenz 150 FK мощностью 150 Вт. Внешне метеостанция состояла из 10 небольших металлических контейнеров высотой около одного метра и антенны высотой 10 метров. Станция могла работать без смены аккумуляторов до 6-ти месяцев. 14 метеостанций были развернуты в Арктике – Гренландия, Медвежий остров (Ян-Майен), мыс Нордкап, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа. 5 станций действовали в Баренцевом море. Одна такая станция была размещена в Балтийском море, на Аландских островах. 2 станции были предназначены для установки на Североамериканском континенте.
Операция «Курт»
Как мы уже говорили, битва за Атлантику проходила с переменным успехом. На усиление противолодочных сил союзников немцы ответили оснащением своих субмарин «Шнорхелями» – устройствами, позволяющими подводным лодкам заряжать свои аккумуляторы, не всплывая на поверхность. Роль прогнозов погоды в очередной раз повысилась, поэтому руководство Кригсмарине приняло решение о размещении первой автоматической метеорологической станции на североамериканском континенте – в Канаде, на северном Лабрадоре, в Ньюфаундленде. Операция получила название «Курт». Командир подводной лодки U-537 капитан-лейтенант Петер Шреве получил приказ доставить комплект под номером WFL-28 и двух военных метеорологов Курта Зоммермайера и его помощника Вальтера Хильдебрандта на Северный Лабрадор. По плану выход U-537 планировали на лето, но из-за массовой бомбардировки Киля, из-за которого лодка получила повреждения, выход в море состоялся только 18 сентября. 13 октября, у побережья Гренландии U-537 попала в такой силы ураган, что он снес палубную счетверенную 20-мм артустановку. Это было серьезной проблемой. Дело в том, что на U-537 не был установлен «Шнорхель», и командир теперь должен был серьезно опасаться авиации союзников. По пути к Канаде субмарина проводила радиоигру – специально выходила в эфир и имитировала радиообмен нескольких подводных лодок, чтобы убедить союзников, что в этом районе действует «волчья стая Денница».
18 октября радиоигра была завершена, и лодка направилась к берегам Канады. Точку размещения должны были определить на месте. Шреве опасался эскимосов, которые перемещались по побережью, поэтому WFL-28 решили установить на севере полуострова Лабрадор, где вероятность обнаружения станции людьми была минимальной. Подход к берегу, и выбор места выгрузки стал сложной навигационной задачей. С 18 по 21 октября над Лабрадором бушевала снежная буря, навигационных знаков в том районе не было, и подводная лодка в надводном положении, малым ходом, «вслепую» шла вдоль побережья. К полудню 22 октября лодка вышла к мысу Чидли на северо-западе полуострова. Но Шреве не рискнул высаживаться в малоизученном месте, и к вечеру лодка вошла в бухту Мартина, где встала на якорь в 300-х метрах от берега. Подводники высадили разведчиков, которые подобрали место для станции в 200-х метрах от берега моря. После этого на двух надувных лодках перевезли всё оборудование, двух метеорологов и десять матросов для охраны. WFL-28 установили на скалистом заснеженном берегу. Все контейнеры были покрашены чёрной и белой краской и полностью сливались с окружающей местностью. Что интересно. После установки и монтажа, немцы разбросали вокруг контейнеров пустые пачки из-под американских сигарет. Это было сделано для того, чтобы в случае случайного обнаружения станции считали, что её установили американцы. Кроме этого, на одном из контейнеров была нанесена надпись на английском: «Канадская метеослужба». По большому счету, это была ошибка, так как в то время Канада была доминионом Великобритании, и «Канадской метеослужбы» просто не существовало. WFL-28 перевели в рабочее состояние, в эфир ушла первая метеосводка, метеорологи и охрана вернулись на лодку. Вся операция заняла 28 часов.
Какое-то время WFL-28 работал штатно, но потом станция замолчал. Денниц был доволен итогами «Курта». Дело в том, что в Канаде ни разу не запеленговали работавшую WFL-28 – все канадские радиопеленгаторы работали по сигналам со стороны моря, а «Курт» работал на берегу. Было принято решение организовать повторную экспедицию – она получила название «Герберт». Но выделенную для этого подводную лодку U-867 с новой станцией на борту потопила английская противолодочная авиация у берегов Норвегии. U-537 благополучно вернулась на базу во Франции. Следующий поход субмарины был в Индонезию, и он стал для неё последним – лодка погибла вместе с экипажем. Из свидетелей установки WFL-28 на Лабрадоре войну пережили два метеоролога и несколько подводников, которых списали с лодки перед её последним походом. Об операции «Курт» просто забыли.
40 лет после войны
В 1977 году в Канаде был запущен археологический и исторический проект «Торнгат» по изучению побережья Лабрадора. Один из канадских историков, Питер Джонсон, нашел WFL-28. Но немцы не зря маскировали свою метеостанцию – Джонсон решил, что он нашел старую канадскую метеорологическую станцию. В своих отчетах он назвал её метеорологической станцией «Мартин Бэй 7».
В ФРГ, в начале 80-х годов, Франц Зелинген, работавший инженером в «Сименсе», после выхода на пенсию решил написать книгу об истории немецкой метеослужбы. Разбирая бумаги покойного доктора Курта Зоммермайера, он нашел фотографии метеостанции и подводной лодки. Но дело было в том, что эта станция не определялась как WFL, установленные в восточной в Арктике. Зелинген, как педантичный немец документально проследил судьбу каждой WFL. Он предположил, что изображенная на фотографиях земля – это побережье Канады. Американские и канадские метеорологи не подтвердили, что на их побережье были немецкие метеостанции. Но Франц Зелинген был настойчив, он идентифицировал по фото U-537 и выяснил детали её задания в октябре 1943 года. В 1980 году Зелинген написал письмо официальному историку Минобороны Канады Алексу Дугласу, в котором рассказал о миссии U-537. Канадский ледокол Береговой охраны вышел в залив Мартин и обнаружил метеостанцию. Сегодня она демонстрируется в Канадском военном музее в Оттаве.