Продолжение. Часть I >>
Б
- базовые ноты - самые устойчивые в композиции, они образуют основу аромата. Как правило, это пряные, амбровые, древесные или мускусные ноты.
- бальзамы – (например, перуанский бальзам, толу, элеми и другие). Парфюмерные ингредиенты, которые получают из «бальзамных» деревьев - тропических растений, выделяющих густую и вязкую смолистую жидкость. Чаще всего бальзамы, представляющие собой очень дорогое парфюмерное сырье, используются в восточных композициях.
- батч-код - технический код, в котором производитель шифрует информацию (дату и партию выпуска). Как правило, он указан и на флаконе, и на упаковке.
- бахур – арабское благовоние для окуривания помещений, волос и одежды. Настоящий бахур должен состоять только из натуральных компонентов, поэтому аромат у них насыщенный и стойкий. Бахур представляет собой сухую смесь из прессованных эфиров. В состав также входят эфирные масла, ценная древесина и смолы. Бахуры обладают аромотерапевтическими эффектами - нормализуют давление, снимают головные боли, расслабляют.
- бодрюш - это процесс запечатывания флаконов, благодаря которому аромат не выветривается и надолго сохраняет свежесть. Бодрюшаж проводится вручную с помощью накладывания тонкой мембраны на горлышко и пробку флакона, после чего мембрана закрепляется хлопковыми нитями.
В
- винтаж - парфюм, выпущенный от 15 лет назад и старше. Главная причина востребованности, а, соответственно, и их дороговизны в том, что, часть этих ароматов сняты с производства, а другая часть подвергнута переформулировкам.
Г
– гедион – (от греч. «hedone» - «удовольствие»), также - methyl dihydrojasmonate, Kharismal, Cepionate – прозрачное или бледно-желтое маслянистое вещество в природе содержится в жасмине и чае, однако использующийся в парфюмерии гедион получают в лабораторных условиях. Чистый гедион не имеет собственного запаха, но добавление его практически в любую композицию делает ее более яркой, насыщенной и стойкой.
- гексаналь – альдегид, обладающий свежим, цитрусовым, зеленым ароматом. Применяется для создания зеленых, цитрусовых композиций, а также композиций с оттенком свежескошенной травы.
- гесперидные - цитрусовые ароматы.
- гурманика - это все ароматы, которые можно отнести к кондитерским, сладким, шоколадным. Принято считать, что Оливье Кресп в 1992 году своим сладким «Ангелом» ввел моду на гурманские ароматы.
Д
- джус - сама ароматическая жидкость, то, что налито во флакон.
- дистилляция - метод экстракции, благодаря которому получают эфирные масла растений. Дистилляция помогает избавиться от нежелательных примесей и получить чистое сырье.
- драмминг (англ. dramming, dramming bottle) – промышленный флакон большого объема (от 500 до 1200 мл).
- духи – высококонцентрированный раствор ароматических веществ в чистом спирте – от 15 до 30%. Дает наиболее сильный и стойкий аромат с ярко выраженным шлейфом, держится от 5 до 24 часов.
- дюп – само слово пришло из компьютерных игр (от англ. duplicate - «копия», «дубликат», «аналог»), соответственно под дюпами в парфюмерии понимается более дешевый аналог известного парфюма.
И
- индол - азотсодержащее органическое соединение со специфическим запахом (бывает в туберозе, жасмине, листьях смородины), в разных концентрациях варьируется от цветочного до фекального, уринального, животного или запаха немытого тела.
Парфюмер Жан-Клод Эллена назвал Calvin Klein Eternity одним из самых индольных ароматов, когда-либо созданных. Он шутил, что индол пахнет трупами, и «это очень по-женски — пахнуть смертью».
Но это только в концентрированном виде: стоит его разбавить, и аромат становится тонким, сладковатым и соблазнительным. А самое забавное, что серотонин, «гормон счастья» – ни что иное, как производное индола. А, к примеру, ЛСД и псилоцибин (запрещенные наркотические вещества) являются алкалоидами индола.
К
– каптив – (от англ. captive - «захваченный») - уникальная технология капсулирования аромата. Микрокапсулы, содержат ароматические молекулы и покрыты полимерной оболочкой. При контакте с кожей или другой поверхностью оболочка микрокапсулы разрушается, и ароматические молекулы высвобождаются. Одной из особенностей каптивов является стойкость. Также каптивами называют запатентованные соединения, состав которых не разглашается.
- конкрет - результат экстракции растительного сырья с использованием летучих растворителей.
- концентрация - в соответствии с международным стандартом концентрация ароматических веществ составляет:
в туалетной воде - от 4 до 10%
в парфюмерной воде — не менее 10%
в духах — также не менее 10%, но в отличие от парфюмерной воды — с большим процентом спирта в растворе (85%)
- компот - пренебрежительное народное название легких, а скорее даже легкомысленных ароматов, в основе которых чаще всего фруктовые и цветочные ноты.
- кумарин - парфюмерный ингредиент, вещество с ароматом сена. Впервые получен в начале 19 века из семян тропического дерева - бобов тонка. Сейчас этот компонент синтезируют в лабораториях.
Л
- лимитка – лимитированное издание, аромат, выпущенный ограниченным тиражом. Такие запуски обычно имеют дополнительные детали в упаковке или в названии. Главное отличие лимитированных выпусков в том, что после реализации партии флаконов бренд не выпускает их дополнительный тираж.
- люкс - сегмент парфюмерии, который производится под именем модного дома, и продукция которого отвечает самым высоким стандартам. Характеризуется акцентом на красоту внешних форм (оригинальные флаконы), объемными рекламными кампаниями, именитыми парфюмерами и, соответственно, ценовой категорией выше среднего.
М
- макмария – (араб. «сжигающая любовью») благовония, состоящие из смеси ароматных масел и душистых смол. Считается, что входящие в состав компоненты обладают действием афродизиака.
- макросмия - повышенная чувствительность к запахам. Также, как и аносмия бывает полной или частичной.
- масс-маркет – (англ. «массовый рынок»). Сегмент ориентирован на большую группу людей и характеризуется низкой стоимостью за счет отсутствия в композиции дорогостоящих компонентов, а также простотой и понятностью для целевого потребителя.
- мацерация - время, необходимое для того, чтобы парфюм стабилизировался. Мацерацию проводят перед розливом во флаконы. После того, как ароматическая жидкость попадет во флакон, процесс мацерации будет происходить иначе.
- молекулы или молекулярные ароматы - парфюм, созданный на основе одной или нескольких синтетических молекул. Яркие примеры – ароматы бренда Escentric Molecules.
- миллезим - (фр. le millésime — «год урожая»), термин, пришедший в парфюмерию из виноделия. Парфюм, в составе которого заявлено натуральное сырьё определённого года сбора, называют миллезимным. И, соответственно, звучание, в зависимости от года производства, может разниться. Однако, часто такое название – лишь маркетинговый ход.
- миниатюра (в народе - минька) - принципиальное отличие миниатюры от пробника - она повторяет форму полноразмерного флакона, но в гораздо более компактном размере - несколько миллилитров.
- мист – (англ. mist - «туман») - косметическое средство в формате спрея, которое при распылении ложится на кожу, как дымка, прозрачная обволакивающая вуаль. В парфюмерном смысле это слабо концентрированная жидкость, цель которой – освежить и слегка ароматизировать.
- мускус – (от др.-санскр. - «яичко»). Свое название он получил по форме секреторной железы оленя кабарги, из которой был впервые выделен. В натуральном виде мускус представляет собой вещество со своеобразным запахом — острым, фекальным, животным. Но в низкой концентрации, благодаря мускусу, ароматы становятся более теплыми, чувственными. К тому же, мускус используется в качестве закрепителя запаха. Ароматы на его основе часто выделяют в отдельную группу.
Как и в случае с амброй, животные мускусы сейчас практически не используются, на замену им пришли растительные (из ангелики, дягеля, гальбанума и др.) и синтетические аналоги.
Н
- настаивание - процесс многолетнего контакта жидкого или твердого вещества для растворения. Обычно настаивают амбру, мускус и дубовый мох.
- нос – парфюмер
- ноты – классификация ароматических веществ по скорости их испарения. Делятся на верхние, средние и базовые. Такое деление часто изображают в виде пирамиды.
- ниша - точкой отсчета в истории нишевой парфюмерии принято считать 1978 год – год создания Mûre et Musc для L'Artisan Parfumeur. А заложил идейные основы нишевой парфюмерии Серж Лютанс. К нишевой сейчас относится и, так называемая, парфюмерия высоких домов, к примеру, Caron, Penhaligon's или Houbigant.
Продолжение следует.