Найти в Дзене

Надо ли заставлять детей учиться, насколько это зона ответственности ребенка и родителя, как мотивировать детей на учебу?

Итак, начинаем публиковать ответы семейного психолога Натальи Киселевой-Плихиной на трудные вопросы, которые вы нам присылали под этой публикацией. После поделитесь, пожалуйста, как вам такой формат?

Ну что, первый вопрос такой у нас "Надо ли заставлять детей учиться, насколько это зона ответственности ребенка и родителя, как мотивировать детей на учебу, насколько жестко контролировать? "

На самом деле вообще это тема, тема определенного возраста, определенной группы детей и сразу можно задать такой встречный вопрос: "Почему уже нужно заставлять детей учиться?"

Безусловно, ребенок идет в школу, он устает. Второй момент, все дети очень разные. Есть дети с быстрыми скоростными оборотами, есть дети, которым нужно "позависать", которые устают, например, от количества уроков, количества шума и так далее. И они, обычно, могут пооттягивать начало уроков, тогда родители, безусловно, вступают в эту историю и вот здесь нужно понять, какой у тебя ребенок, почему у него снижена мотивация. Охватываем все: обычно, разбираем тему семьи, родителей в семье, происходящее в семье, расширяем полностью картинку, понимаем, что там происходит. Дальше мы понимаем, какой ребенок, находим к нему, обязательно, подход, потому что родитель, это родитель креативный. Есть какие-то определенные сегменты, которые важно внедрять, но безусловно то, что уроки это такая форма, к которой он может относиться как к зоне своей ответственности. Но мы это говорим достаточно мягко, потому что понимаем, что у ребенка срабатывает синдром сопротивления. На этом замешано практически все, обратите внимание. Мы подбираем интересные формы подачи, например, "сделай дело - гуляй смело", - всего лишь ты делаешь быстрее уроки и свободен, дальше, ты можешь делать что-то. Я думаю, каждый родитель, наверное, это применяет, но сейчас можно сказать, что не у всех работает.

Дальше, мы так или иначе делегируем что-то:
"ты достаточно умный, ты достаточно ответственный", потому что, как правило, хочется покритиковать ребенка. Но помним, что есть два ярлыка.
Если мы будем часто критиковать, то сформируем такой ярлык, где ребенок очень быстро усечет это и скажет: "Ну и хорошо, и слава Богу", и будет точно знать, что вот если уже родитель не заорет, не закричит, он эти уроки не начнет делать.
Либо мы очень чутко, терпеливо общаемся, с пониманием того, что эти положительные ярлыки они должны заработать (а когда они заработают, один только Бог знает). Но мы терпеливо понимаем, что нам нужно ребенка
наделить силой. И мы им этим занимаемся. "Ты же быстрый", "ты очень ответственный, я знаю", "ты когда хочешь, ты можешь", "у тебя все получается", "я понимаю, что ты устал, тебе хочется отдохнуть", "я очень тебя хорошо понимаю". В точке понимания, вообще, мы получаем, как правило, детей. "Ну ты сейчас немного отдохнешь и, в принципе, быстренько начнешь делать".

Опять же, если у ребенка снижена активная мотивация к учебе, здесь немножко нужно расширить пространство, знания про все подряд: и про то, что там в школе происходит, и почему сниженные, что дома происходит, и самочувствие ребенка, и здоровье ребенка и обратить внимание на физику психологическую и социальную. Тут совокупность факторов. Соответственно, с пониманием целостной картины ребенка, вырисовывается вся эта история, которую нужно тащить и двигать. Безусловно, судно нужно поднять, по принципу "своих не бросаем". И понимаем, что зона ответственности здесь все равно приравнивается к зоне ответственности родителей и к зоне ответственности ребенка. Вот как это распределить, наверно, в каждой семье будет какая-то своя модель.

Если вам интересно сообщество неравнодушных к воспитанию своих детей семей, подписывайтесь на наш канал Молдружина в Телеграм и ВКонтакте.