Найти в Дзене

Ректор университета имени Губкина: Увеличение сроков обучения до 5 лет сегодня как никогда актуально

РГУ нефти и газа имени Губкина
РГУ нефти и газа имени Губкина

Горная отрасль, по оценке экспертов влиятельной международной консалтинговой компании McKinsey, столкнулась с глобальным «императивом привлечения талантов». Речь идёт не просто о дефиците рабочих кадров и персонала с высшим, пусть даже специализированным образованием. Требуются в первую очередь инженеры-инноваторы.

Меняется сама природа работы на горнодобывающем предприятии: вал новых технологий в цифровизации и автоматизации, всё более строгие экологические нормы и усиленное внимание к обеспечению безопасности. Ресурсы увеличения добавленной стоимости старыми испытанными методами практически исчерпаны, а для нестандартных решений нужны специалисты, способные к творческой работе.

В интервью «Форпосту» ректор Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов рассказал, как его университет решает вопросы соответствия программ подготовки студентов требованиям бизнеса. Он также дал оценку вузовской реформе, которая проводится в режиме пилотного проекта по президентскому указу от 12 мая 2023 года «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».

– Виктор Георгиевич, насколько, по Вашей оценке, велик сегодня дефицит кадров в промышленности и в целом по экономике? Нет ли риска потери преемственности поколений в связи с отсутствием у молодежи желания работать на производстве? Какие специалисты востребованы больше всего?

– Для ответа на вопрос необходимо разделять промышленность и экономику в целом. Что касается всей экономики, к сожалению, Россия - страна с дефицитом трудовых ресурсов, это демографическая проблема, нам просто не хватает людей.

Если говорить о промышленности в целом, то есть отрасли на сегодняшний день «провальные». Известны случаи, когда вузы не могут набрать бюджет [выбрать квоту приёма студентов на бесплатное обучение] даже по результатам «второй волны» приема, в то же время мы видим переизбыток на рынке труда экономистов, менеджеров, юристов.

Практически 100% выпускников нашего университета трудоустраиваются по специальности в различные нефтегазовые компании, то есть не уходят в другие сферы деятельности. Вузы, ведущие подготовку студентов для нефтегазового комплекса, успешно выполняют государственное задание и, более того, ежегодно зачисляют большое количество абитуриентов на коммерческую форму обучения.

Утверждение, что у молодежи отсутствует желание работать на производстве, применительно к нефтегазовой отрасли, просто абсурдно. В этом году на «Нефтегазовое дело» в некоторых вузах страны конкурс составлял до 50 человек на 1 место.

Большинство студентов во время производственных практик остаются вместо каникул на производстве, чтобы получить опыт, дополнительные знания, которые в дальнейшем помогут при освоении некоторых дисциплин образовательной программы. Более того, нефтегазовый комплекс обеспечивает молодого работника конкурентноспособной заработной платой и комплексным социальным пакетом. Так, средний уровень заработной платы выпускника бакалавриата 21 УГСН [укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки – прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия] Губкинского университета в первый год работы составляет более 84 тысяч рублей, а магистратуры более 108 тысяч рублей. Далее, мы фиксируем ежегодный рост заработной платы на 10-15% к предыдущему году.

На мой взгляд, нефтегазовой отрасли, да и всем выпускникам 21-й группы направлений и специальностей не грозит опасность остаться без работы. Они востребованы на рынке труда. Правда есть специальности, на которые всегда был конкурс чуть меньше, например, «Прикладная геология», но и туда молодежь охотно поступает, учится и работает по специальности.

В настоящее время в России подготовку по направлению «Нефтегазовое дело» ведут 53 вуза, и это направление считается самым востребованным в группе 21 УГСН.

gubkin.ru
gubkin.ru

– Как Вы относитесь к идее более тесной интеграции бизнеса и образования, в том числе через участие индустриальных партнеров вуза в учебном процессе в качестве лекторов, например?

– Эта далеко не новая идея. Начиная с 2009 года Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) предусматривали обязательное привлечение ведущих специалистов отрасли к учебному процессу. Не только в качестве руководителей практики или выпускных квалификационных работ, например, но и как преподавателей, ведущих лекционные и практические занятия по дисциплинам образовательной программы.

В соответствии с пунктом 4.4.4. ФГОС ВО (поколения 3++) не менее 5 процентов численности педагогических работников, участвующих в реализации той или иной вузовской программы, должны являться руководителями или работниками иных организаций той профессиональной сферы, к работе в которой готовятся студенты этого вуза.

В разных университетах и по различным образовательным программам процентное соотношение привлекаемых к учебному процессу специалистов отрасли может отличаться, но оно не должно опускаться ниже той доли, которая установлена ФГОС. В нашем вузе 180 из 800 преподавателей являются отраслевиками.

Помимо привлечения к образовательному процессу работников нефтегазового комплекса по внешнему совместительству от 0,1 до 0,5 ставки, мы регулярно проводим научные семинары, мастер-классы с участием ведущих отраслевых специалистов, встречи с известными учеными и руководителями предприятий топливно-экономического комплекса (ТЭК) России.

Еще одним примером интеграции индустриальных партнеров вуза в учебный процесс является создание и работа базовых кафедр, где подготовка специалистов ведется специалистами-практиками отрасли в лабораториях, аудиториях ведущих предприятий ТЭК. Студенты работают на современном оборудовании, применяют современное программное обеспечение, решают актуальные практические задачи, предлагают технико-технологические решения по актуальным для конкретного предприятия вопросам.

РГУ нефти и газа имени Губкина
РГУ нефти и газа имени Губкина

– Согласны ли Вы с утверждением, что сейчас учебные планы отводят слишком мало времени на производственные практики? На чем следует сосредоточиться в первую очередь, чтобы работодателям не нужно было доучивать вузовских выпускников?

– Постепенно, при переходе от одного ФГОСа ВО к другому, завершая поколение 3++, мы видим, что качество практической подготовки студентов улучшается. В частности, почти все студенты в нашем университете, в процессе обучения получают рабочие квалификации, что позволяет им проходить производственную практику на промышленных предприятиях на рабочих местах.

Студенты бакалавриата и специалитета на 1-2 курсах проходят учебные практики, чтобы получить рабочую профессию. После третьего курса будущие бакалавры выезжают на производственную практику на предприятия ТЭК. Что касается специалитета, то разные специальности предусматривают производственные практики разной продолжительности. Например, студенты специализации «Разработка нефтяных и газовых месторождений» проходят 22-недельную практику. Буровики – три производственных практики после 3-5 курсов. Такая организация проведения практик, по мнению работодателей, вполне отвечает требованиям к выпускникам вуза определенной квалификации с точки зрения профессиональных стандартов и не требует доучивания выпускников.

Правда, далеко не все предприятия ТЭК готовы организовать для студентов длительные производственные практики с предоставлением рабочих мест.

В первую очередь, на мой взгляд, чтобы не доучивать выпускников на предприятиях, следует привлекать работодателей к сотрудничеству не только по вопросам оснащения аудиторий, лабораторий, компьютерных классов современным оборудованием, ходатайствовать о финансовой поддержке, но и привлекать их в разработке и наполнению образовательных программ. В частности к формированию учебных планов, проработке содержания тех или иных дисциплин.

– В России идет реформа системы высшего образования. Речь о пилотном проекте для 6 вузов по президентскому указу от 12 мая 2023 года. В связи с этим сразу несколько вопросов.

Насколько, по Вашему мнению, высока потребность в совершенствовании вузовской системы?

– Отечественная вузовская система начала претерпевать изменения при переходе на стандарты Болонского процесса, когда мы вынужденно отказались от специалитета, перейдя на двухуровневую подготовку специалистов. Безусловно, отказ от пятилетней подготовки достаточно негативно воспринимался работодателями. Со временем работодатели смирились – когда вузы показали, что обучение по программам бакалавриата можно выстроить так, чтобы выпускник мог выполнять практически все трудовые функции, которые ранее выполнялись инженерами с 5-тилетним образованием.

Бакалавры трудоустраиваются в основном на должности линейных эксплуатационных служб. Однако в современных условиях от выпускника требуются не только знания и умения по определенной профессии, но и высокая компьютерная грамотность, навыки работы в цифровой среде, поскольку любая отрасль сейчас использует огромное количество программных продуктов, искусственный интеллект. Встал вопрос о необходимости более глубокой подготовки специалистов. В тоже время требуются и специалисты среднего звена, например, технологи. Они знают технологии, программные продукты, но моделировать технологические процессы в широком смысле слова, они не могут.

В связи с этим, я уверен, что образовательным организациям необходимо готовить специалистов по трем уровням подготовки: технологи или инженеры-технологи со сроком обучения 4 года, горные инженеры со сроком обучения 5 лет и магистры со сроком обучения 2 года [при условии наличия базового высшего образования].

В магистратуре планируется подготовка кадров с более глубокими знаниями своей специальности, способных проводить аналитические исследования, моделирование, проектирование, что не нужно каждому выпускнику 4-х летнего образования. При этом для большинства иностранных учащихся требуется получение диплома бакалавра или магистра.

РГУ нефти и газа имени Губкина
РГУ нефти и газа имени Губкина

– Санкт-Петербургский горный университет в рамках перехода к новой структуре высшего технического образования делает акцент на подготовку инженеров сроком 5,5-6 лет. Более 90% первокурсников, поступивших на бакалавриат в этом году, воспользовались предложением перевестись на обучение по программам специалитета. Насколько выше, по Вашему мнению, подготовка специалиста по сравнению с бакалавром? Актуально ли сделать этот формат основным на технических направлениях?

– Безусловно, специалист со сроком обучения 5-6 лет подготовлен лучше, чем с 4-х летним образованием, поскольку объем профилированных дисциплин, практик увеличивается, что позволяет выпускнику 5-6 летнего образования более глубоко освоить тонкости и особенности своей профессии.

Увеличение даже на 1 год срока обучения на технических направлениях поднимет уровень выпускников вуза, так как у них появится время на освоение и приобретение навыков работы на специальном оборудовании, с применением современных, в том числе компьютерных технологий. Считаю, что увеличение сроков обучения до 5 лет в настоящее время как никогда актуально.

– Унификация базовых учебных планов в рамках ядра образования, реализуемая Санкт-Петербургским горным университетом, позволяет после прохождения студентами первых 3-х семестров откорректировать их образовательную траекторию. Открываются возможности для межвузовской мобильности. Насколько подобный механизм может быть востребован в вашем вузе?

– В нашем университете с 2013 года реализуется программа академической мобильности студентов нефтегазовых вузов. Ежегодно к нам на один (шестой) семестр приезжают студенты 3-го курса из Пермского национального исследовательского политехнического университета, Самарского государственного технического университета, Томского политехнического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Амурского государственного университета (Благовещенск) и вузов Казахстана (от 5 до 13 человек).

Мы в первую очередь столкнулись с проблемой несоответствия учебных планов вузов, что приводило к большой нагрузке студентов. Провели унификацию учебных планов по всем профилям подготовки бакалавров по направлению 21.03.01 «Нефтегазовое дело» на основе анализа учебных планов 9-ти ведущих нефтегазовых вузов. К сожалению, в рамках программы академической мобильности из перечисленных вузов на этот унифицированный учебный план перешли лишь мы одни. Другие участники, сославшись на разные причины (аккредитация, переход на триместры и прочее) свои учебные планы не изменили.

По моему мнению, планы должны быть унифицированы. Чтобы дать возможность студентам переводиться в другие вузы. Или направляться на семестр или на год в другой вуз – для проведения экспериментальных исследований при выполнении выпускной квалификационной работы или подготовки магистерской или кандидатской диссертаций.