Найти тему
Евгений Дмитриев

Почему народы сговариваются, а цари плетут заговоры?

Photo by Godz1 on Unsplash


Поэт
Роберт Браунинг писал: «Бог на небесах, с миром все в порядке». Где он был? Когда мы смотрим на реальность, мы должны поставить под сомнение Браунинга. Бог на небесах, но не все в порядке с миром!

С незапамятных времен мир знал раздоры. История человечества — это, по сути, история войны. Один из самых ранних исторических памятников, шумерский барельеф из Вавилона (ок. 3000 г. до н. э.), изображает солдат, сражающихся в сомкнутом строю, в шлемах и со щитами. С тех пор войны идут почти безостановочно.

-2

Победная стела правителя Лагаша


В нашем веке Первая мировая война должна была стать войной, которая положит конец всем войнам. Погибло около 20 миллионов человек. Вскоре после этого мир был охвачен Второй мировой войной, которая унесла 60 миллионов жизней. 25 декабря 1967 года газета «U.S. News & World Report» писала: «Со времен Второй мировой войны в мире произошло по меньшей мере 12 ограниченных войн, 39 политических убийств, 48 личных восстаний, 74 восстания за независимость, 162 социальные революции, политические, экономические, расовые или религиозные»

-3

Photo by Hasan Almasi on Unsplash

Очевидно, что эти цифры должны быть значительно пересмотрены в сторону увеличения в течение десятилетий, прошедших с тех пор. Мы видели войну между Россией и Афганистаном, Китаем и Вьетнамом, Вьетнамом и Камбоджей, Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, а также войну в Боснии. Были и остаются многочисленные региональные конфликты и насилие: Северная Ирландия, Южная Африка, Ливан, Израиль, Азербайджан, Индия, Панама, Перу, Колумбия и т. д. Наша страна сталкивается с продолжающейся расовой напряженностью, растущим уровнем преступности, бандитскими войнами, беспорядочным насилием и растущим моральным вырождением. Вместо того, чтобы согласиться с Браунингом в том, что «с миром все в порядке», мы, вероятно, были бы более склонны встать на сторону парня, написавшего этот лимерик:

Божий план положил обнадеживающее начало,

Но человек испортил свои шансы, согрешив,

Мы верим, что история

Кончится во славу Божию,

Но в настоящее время побеждает другая сторона.

Мы можем посмеяться над лимериком, но в глубине души мы знаем, что нынешняя мировая сцена — это не повод для смеха. Человек не «с каждым днем и во всех отношениях становится все лучше и лучше».

Неужели мир вышел из-под контроля? Как мы должны относиться к нынешнему мировому хаосу? Одна жена сказала: «Будем ли мы смотреть шестичасовые новости и у нас будет несварение желудка, или мы будем ждать одиннадцатичасовых новостей и страдать бессонницей?» Должны ли мы впадать в депрессию и отчаяние? Должны ли мы игнорировать мир и его новости по-страусиному? Псалом 2 дает нам ответ. В ней автор, царь Давид (см. Деяния 4:25), рассматривает восстание народов против Бога. Он смотрит на хаос мировой сцены своего времени и говорит, что

Хотя народы восстали против Бога, Он всемогущ; поэтому мы должны подчиняться Ему, пока есть время.

Несмотря на то, что мировая сцена выглядит так, как будто Бог находится в длительном отпуске, Давид показывает нам, что Божьи планы не потерпели краха и не потерпят неудачу. Все находится под Его суверенным контролем, и в конечном итоге Он восторжествует в установленное Им время. Таким образом, Давид обращается к мятежным народам с призывом склониться перед Всемогущим Богом, пока у них еще есть время.

Структура и предыстория псалма:

Псалом 2 является наиболее часто цитируемым псалмом в Новом Завете. Он интересным образом сочетается с Псалмом 1, чтобы представить Книгу Псалмов. Псалом 1 начинается словами: «Как блаженны»; Псалом 2 заканчивается тем же словом (на иврите). Псалом 1 заканчивается угрозой; Псалом 2 начинается с угрозы. В Псалме 1 благочестивый человек размышляет о Божьем законе; В Псалме 2 нечестивые размышляют (NASB = «замышлять», NIV = «замышлять»; то же самое еврейское слово) о том, как сбросить правление Божье. В Псалме 1 речь идет о контрасте между праведником и нечестивым; В Псалме 2 темой является контраст между восстанием нечестивых правителей и народов и правлением праведного Божьего Мессии. Псалом 1 состоит из двух строф и шести стихов. Псалом 2 в два раза длиннее и состоит из четырех строф и 12 стихов.

Псалом построен как драматическое представление в четырех действиях. В первом акте (2:1-3) Давид поднимает вопрос о хаосе в мире, и цари и правители хором произносят свои реплики (2:3). Во втором акте (2:4-6) Бог спокойно восседает на Своем престоле на небесах и произносит Свою линию против правителей (2:6). В третьем акте (2:7-9) Помазанник Божий говорит и открывает Божье постановление или предопределенный план борьбы с человеческим мятежом. В четвертом акте (2:10-12) псалмопевец снова говорит, обращаясь с заключительным призывом в свете предыдущих актов.

Для того, чтобы понять послание псалма, Деяния 2 и 3 можно сгруппировать так, чтобы псалмопевец говорил три вещи: 1. Народы восстали против Бога (2:1-3). Но, 2. Бог суверенен, и у него есть предопределенный план, чтобы судить непокорность человека (2:4-9). Таким образом, 3. Мы должны подчиняться Ему, пока есть время (2:10-12). Давайте рассмотрим эти три мысли:

1. Народы восстали против Бога (2:1-3).

Чтобы понять этот псалом, мы должны осознать, что на одном уровне он относится к царю Давиду. Замыслы этих правителей против Господа и Его помазанников уходят корнями в царствование Давида, когда некоторые из его вассальных народов стремились к восстанию (например, 2 Царств 10, когда восстали аммонитяне и сирийцы). Давид, помазанный Господом царь над Своим народом, Израилем, пишет эту песнь, чтобы показать безрассудство восстания против Божьего помазанного царя из-за обещаний, которые Бог дал этому царю. Таким образом, с одной стороны, 2:1-3 относится к мятежным царям и их попыткам свергнуть власть Давида над ними.

Но также очевидно, что псалом выходит далеко за рамки опыта Давида. В конечном счете, оно исполняется только в Помазаннике Божьем (на иврите, «Мессия»), Сыне Божьем, который также является сыном Давида, Господом Иисусом Христом. Таким образом, писая по вдохновению Святого Духа, Давид написал этот псалом не только о себе, но и более глубоко и полно — о Мессии Иисусе. Таким образом, как эти цари восстали против царя Давида, так и все люди восстали против царя Иисуса. Библия учит, что:

А. САТАНА ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ ЭТОГО ВОССТАНИЯ.

В книге пророка Исаии 14:12–14 описывается восстание сатаны на небесах против Бога. Когда он упал, он повел за собой часть ангелов. Под его властью эти демоны теперь ведут войну против Бога и праведных ангелов. Мир был создан как театр для этого великого конфликта. Человек был создан по образу и подобию Божьему и помещен на землю, чтобы отражать образ Божий и править как Его представители над Своим творением. Но Священное Писание также учит, что…

Б. ВСЕ ЛЮДИ ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА САТАНОЙ В ЕГО ВОССТАНИИ ПРОТИВ БОГА.

-4

картинка

Когда Адам и Ева поддались искушению сатаны и ослушались Бога, человеческий род впал в грех и, таким образом, попал под Божий суд. Это восстание приняло организованную форму в Вавилонской башне, когда гордые люди собрались вместе и предложили построить башню до небес, чтобы сделать себе имя (Бытие 11:4). Господь смешал языки их и рассеял их, что было началом народов. Гордость тех, кто жил в Вавилоне, стремившихся сделать себе имя, была ослаблена тем, что они были разделены между различными народами земли. Но сатана действует через гордыню мировых правителей, чтобы ослабить народы через конфликты и удержать их от подчинения Богу (Исаия 14:12). Как показывает библейское пророчество, в конце времен народы объединятся под властью одного мирового правителя вопреки Господу и Его Помазаннику. Сатана — главная сила, стоящая за этим правителем мира, антихристом.

Но даже в Своем проклятии змею Бог указал на путь искупления, который Он запланировал для падшего человека: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; Он [семя жены] поразит тебя [змея] по голове, и ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15). Мессия Иисус, рожденный женщиной, будет поражен сатаной в пяту смертью как носитель греха за падший род, но Он поразит сатану по голове в Своей триумфальной победе над грехом и смертью в Своем воскресении из могилы. Приводя людей из всех народов под господство Божьего Помазанника, Иисуса, восстание сатаны было предотвращено.

Таким образом, в Своем вечном постановлении Отец приглашает Сына: «Проси у Меня, и Я дам народы в наследие Твое и края земли во владение Твое» (Пс. 2:8). Либо через их добровольное подчинение посланию Евангелия сейчас, либо через их принудительное подчинение жезлу Мессии, когда Он придет судить народы, их восстание будет подавлено.

Между тем, где же Бог во всем этом бунте? Неужели Он заснул? Неужели Он потерял контроль? Нет, псалмопевец продолжает показывать, что, несмотря на то, что народы восстали против Бога…

2. Бог всемогущ (2:4-9).

Бог даже не встает со Своего престола, чтобы разобраться с тщетными замыслами мятежных царей: «Сидящий на небесах смеется, Господь насмехается над ними» (2:4). Это не значит, что Бог получает удовольствие от человеческого бунта или его разрушительных последствий. «Живу Я, — говорит Господь Бог, — не радуюсь смерти нечестивого, но хочу, чтобы нечестивый обратился от пути своего и остался жив» (Иез. 33:11). Скорее, Божий смех показывает безрассудство бунта против Него. Это показывает нам, что…

А. У БОГА ЕСТЬ СПОКОЙНАЯ УВЕРЕННОСТЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БУНТА (2:4-6).

Могучие люди поднимаются и гордо думают, что они такие великие и могущественные. Бог смеется: «Ты, должно быть, шутишь!» Кто такой ничтожный человек, чтобы пытаться противостоять Всевышнему Богу? «Он изгоняет царей и утверждает царей» (Дан. 2:21) по Своей воле. Могущественный Навуходоносор, величайший правитель на земле своего времени, возгордился и приписал свое величие себе. Бог смирил его странной болезнью, так что он жил в полях и ел траву, как зверь, пока не узнал, что «Всевышний есть начальник над царством человеческим и дарует, кому пожелает» (Дан. 4:25).

Говорят, что Наполеон Бонапарт, опьяненный успехом на пике своего могущества, сказал: «Я создаю обстоятельства». Бог смеется: «Неужели?» Бог позволил ему продолжаться некоторое время, а затем Он говорил с ним в Своем гневе и ужаснул его в Своей ярости (Пс. 2:5), и Наполеон ни к чему не пришел.

Знаете ли вы, что Бог не беспокоится о том, что человек восстанет против Него? Он не сидит на краю небес, грызет ногти и не говорит: «О, что же мне делать?» Он позволяет человеку какое-то время продолжать свое восстание, но затем придет Его гнев и суд, и гордые планы человека окажутся тщетными. Таким образом, псалмопевец показывает, что…

Б. У БОГА ЕСТЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЛАН, КАК СПРАВИТЬСЯ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МЯТЕЖОМ (2:7-9).

Этот план сосредоточен на личности и силе Божьего Мессии, Его Помазанника.

* Личность Мессии (2:7): Седьмой стих, очевидно, идет от Давида ко Христу. Этот стих несколько раз цитируется в Новом Завете со ссылкой на Иисуса (Деяния 13:33; Евр. 1:5; 5:5). Она погружает нас в глубокие воды, которые мы никогда не сможем постичь. Мы никогда не сможем до конца понять природу взаимоотношений между членами Божества. Если бы мы могли, Бог не был бы Богом. Мы можем идти только столько, сколько открывает Писание, и не дальше.

Божий предопределенный план борьбы с человеческим бунтом включает в себя, Иисуса Христа, вечного Сына Божьего, Которого Бог послал в мир, чтобы понести наказание за неповиновение человека (Иоанна 3:16; Галатам 4:4). Он умер в соответствии с предопределенным планом и предвидением Божиим от рук безбожников (Деяния 2:23; 4:27–28). Но Бог воскресил Его из мертвых, и Он вознесся на небеса, где теперь ожидает возвращения с силой. Это вторая часть Божьего плана:

Сила Мессии (2:8-9): Иисус Христос, воскресший из мертвых, телесно вернется на эту землю в силе и славе, чтобы сокрушить всякое противостояние и править праведно с престола Давида. Иоанн описывает свое видение Господа Иисуса в тот великий день в Откровении 19:15–16: «И из уст Его исходит острый меч, чтобы Он поразил им народы; и Он будет править ими жезлом железным; и Он топчет точило жестокого гнева Бога Всемогущего. И на одежде Его и на бедре Его написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ». В конце 1000-летнего царствования Христа сатана и все, кто последовал за ним, будут брошены в озеро огненное, где их будут мучить во веки веков (Откровение 20:10–15).

Таков Божий план обращения с мятежными людьми, а также с сатаной и его силами. Его план включает в себя Второе Лицо Троицы, вечного Сына Божьего, который вернется на эту землю в силе, чтобы подавить всякое восстание и править праведно. Как мы должны реагировать на этот факт?

3. Мы должны подчиняться Богу и Его Помазаннику, пока есть время (2:10-12).

Не только гордые цари времен Давида восстали против Господа и Его Помазанника. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Каждый из нас по-своему говорит Богу: «Разорвем оковы Его и сбросим с себя узы Его» (Пс. 2:3). Мы все говорили: «Я сделаю это по-своему!»

Таким образом, призыв из 2:10–12 применим к каждому человеку: «Все люди должны проявлять проницательность и остерегаться». Все люди должны склониться в покорности и страхе перед Богом и поклониться Его Сыну. Картина такова, что мы кланяемся и выражаем покорность Иисусу, чтобы не навлечь на себя его неудовольствие. Мы должны подчиниться Христу как Спасителю и Господу, прежде чем Он вернется на суд, чтобы мы не «погибли на пути».

Настоятельная необходимость подчинения Христу выражена фразой: «Да воспылает гнев Его скоро» (2:12). Знамения нашего времени указывают на скорое пришествие Господа Иисуса Христа. В первый раз Он пришел по милости, чтобы спасти. Во второй раз Он придет во гневе, чтобы судить. Все события последнего времени, предсказанные в Библии, выстраиваются в одну линию, как и было предсказано. Но даже если Его пришествие будет отложено, у вас нет гарантии, что у вас будет еще один день на этой земле. Если вы не подчинитесь Иисусу Христу перед смертью, вы столкнетесь с гневом Его суда (Евреям 9:27).

Заключение

Вы не можете найти мир и безопасность нигде в мире, но только во Христе. Несколько лет назад супружеская пара пенсионеров, встревоженная угрозой ядерной войны, изучила все населенные места на земле, выискивая место, где они с наибольшей вероятностью могли бы спастись от угрозы войны. Они учились и путешествовали, путешествовали и учились. Наконец они нашли идеальное место: маленький, малоизвестный остров у берегов Южной Америки. Они переехали на Фолклендские острова незадолго до того, как Великобритания вторглась, чтобы отвоевать эту территорию у Аргентины!

Мировой хаос и войны будут только усиливаться по мере приближения Его пришествия. Если мы не можем избежать этого, что мы можем сделать? Последняя строка псалма — это милостивое приглашение Бога: «Как блаженны все, ищущие прибежища в Нем!» Не бегите от Бога; бегите к Нему! Некто метко говорит: «И нет от Него спасения: только в Нем» (Псалтирь [IVP], 1:53). Видя хаос в мире, мы можем быть по-настоящему счастливыми и благословленными, приняв прибежище в нашем Боге. Ранняя церковь нашла прибежище в Нем, молясь Псалом 2, когда они сталкивались с гонениями (Деяния 4:23–35). В наше смутное время, когда кажется, что враг побеждает, мы можем сделать то же самое. Давайте присоединимся к ранней церкви и сделаем все, что в наших силах, чтобы сделать Христа Господом всех народов! Даже если мы умрем, наш суверенный Бог в конечном итоге восторжествует!