Найти в Дзене
не только врач

Как меня занесло в медицину

Медицина - очень интересная наука. Она нравилась мне всегда. Даже сейчас, по прошествии стольких лет работы, она мне не надоела. Надоело совсем другое. Откровенно плохая организация здравоохранения, многочисленные не всегда адекватные приказы и указания сверху, общение с неприятными людьми. Просто по роду своей деятельности часто приходится контактировать со всякими маргиналами и агрессивно настроенными личностями. Даже иногда начинает казаться, что нормальных людей не осталось. Но неправда. Хороших людей в разы больше. Я это знаю. Сама же медицина как наука интересовала меня с детства. Мама работала фельдшером. Она тоже в своё время ушла из торговли в медицину по зову сердца. И никогда не жалела. Врачей у нас в роду не было. Были только медсёстры и фельдшер (мама). В нашем доме было много медицинских книг: энциклопедии, атласы по анатомии, учебники по разным разделам медицины. Я их читала с большим интересом. Мама приходила с работы, и от неё часто пахло лекарствами. Мне это нравилось

Медицина - очень интересная наука. Она нравилась мне всегда. Даже сейчас, по прошествии стольких лет работы, она мне не надоела.

Надоело совсем другое. Откровенно плохая организация здравоохранения, многочисленные не всегда адекватные приказы и указания сверху, общение с неприятными людьми. Просто по роду своей деятельности часто приходится контактировать со всякими маргиналами и агрессивно настроенными личностями. Даже иногда начинает казаться, что нормальных людей не осталось.

Но неправда. Хороших людей в разы больше. Я это знаю.

Сама же медицина как наука интересовала меня с детства. Мама работала фельдшером. Она тоже в своё время ушла из торговли в медицину по зову сердца. И никогда не жалела.

Врачей у нас в роду не было. Были только медсёстры и фельдшер (мама).

В нашем доме было много медицинских книг: энциклопедии, атласы по анатомии, учебники по разным разделам медицины. Я их читала с большим интересом.

Мама приходила с работы, и от неё часто пахло лекарствами. Мне это нравилось.

Мы смотрели передачу "Здоровье", кино про врачей. Особенно меня впечатлил многосерийный фильм про врачей-микробиологов "Открытая книга", снятый по одноименной книге В. Каверина. Как они боролись с эпидемиями дифтерии, холеры, чумы, изобретали антибиотики. Конечно, в фильме была и любовь, и интриги, была война, героизм и подлость. Всё, что нужно.

Какое-то время я хотела стать микробиологом. Но в институте увидела, что надо резать мышек, и передумала.

После 8 класса я намеревалась уйти учиться в медицинское училище. Даже ходила по его этажам, рассматривала аудитории.

Я училась хорошо. Но что поделаешь, в этом возрасте все хотят быть взрослее. А училище - это не школа. Сразу мнишь себя взрослым, самостоятельным человеком.

Но завуч с директрисой прямо-таки грудью стали на моём пути, крича, что не отдадут мне документы. Они очень активно уговаривали меня остаться в 9 классе. И я уступила.

В последнем классе посещала так называемую "Малую медицинскую академию" для школьников. Нам читали лекции на медицинские темы. И даже нужно было пройти практику в больнице, сколько то там часов. Мне досталась травматология. Нужно было мыть стены и лестницы в этом отделении. Помню, там всегда крутились молодые мужики - больные, строили глазки и отпускали сальные шуточки. И мне совсем не хотелось туда ходить. Шла как на каторгу. Но думала, что свидетельство этой "Академии" поможет мне в поступлении.

Надо сказать, что мои родные совсем не приветствовали моё желание поступать в медицинский институт и всячески меня отговаривали. Просто у них перед глазами было много примеров, когда люди поступали в мед. по нескольку лет подряд, и всё безрезультатно.

В те времена же не было ЕГЭ, что все так ругают, но благодаря которым дети сдают экзамены всего один раз. Они же выпускные, они же получаются вступительными в ВУЗ. И с этими же результатами потом можно еще 4 года поступать в 5 институтов, в каждом на 3 специальности сразу - куда пройдешь по баллам.

А раньше каждый год надо было сдавать вступительные экзамены в намеченный ВУЗ по правилам данного института. А не поступишь - теряешь год. А на следующий - всё по новой.

Мои родные просто жалели меня, боялись, что и я буду "биться головой в закрытую дверь". Ведь никакого блата у нашей семьи не было. Как впрочем и особых денег на взятку.

Но я вбила себе в голову, что хочу быть врачом, и всё тут.

Когда мои одноклассники поехали в город на специально заказанных автобусах встречать рассвет в выпускную ночь, я уже ехала с мамой в аэропорт, чтобы лететь в Ленинград поступать в мединститут. В тот год в столичных ВУЗах (Москва и будущий Питер) вступительные экзамены были на месяц раньше, чем в остальных городах. И мы решили попробовать за одно лето дважды штурмовать медицинские учебные заведения.

Прилетев в Ленинград, мы с помощью родственницы, которая работала медсестрой в профилактории горного института, очень неплохо устроились. Нам выделили комнату в этом профилактории и талоны на питание в столовой.

Подали документы в педиатрический институт. Не скажу, что мне так уж сильно хотелось быть именно детским доктором, просто здесь не нужно было сдавать физику - мой нелюбимый предмет.

В Ленинград мы с мамой попали впервые. Конечно же, очень хотелось посмотреть северную столицу, погулять по ней. Но мама одна ходить отказывалась. Соответственно, я сижу, учу, но мне становится жаль маму. Она слоняется по комнате. Бросаю учебники, мы бежим то в Эрмитаж, то в Исаакиевский собор, то едем в Петергоф. Какая уж тут подготовка к экзаменам!

Нет ничего удивительного, что на первом же экзамене - биологии, я получила два балла, и с улыбкой, не особо расстраиваясь, вышла в дружной толпе абитуриентов, получивших такие же жирные двойки.

Я не особо грустила, потому что у меня была в запасе еще одна попытка.

Из Ленинграда мы переместились в Архангельск, где подали документы в местный медицинский на лечебный факультет.

В этом городе жила еще одна наша дальняя родственница. И на время экзаменов мы остановились у неё.

Архангельск мне понравился. Северный душевный городок на берегу реки Северная Двина.

Там я сдала все экзамены. Мама уже уехала, ей нужно было на работу. А я гуляла по городу, каталась на трамвае, ходила в кино. Ждала зачисления.

К сожалению, баллов мне не хватило. Зато я посмотрела, как "валят" школьниц, буквально, по всем предметам. Это было супервиртуозно!

Если девочка отвечала на все вопросы и экзаменатор не знал, чем её ещё можно поддеть и озадачить, он подзывал такую противную тётю - председателя экзаменационной комиссии. И та задавала какой-нибудь особенно каверзный вопрос, типа, "сколько зубов у крокодила?". Так было и со мной. Она начала допрашивать, что же было в мезозойскую эру, так подробно, как-будто я жила в то время. Я отвечала. Но она спрашивала ещё и ещё. Ни в одном учебнике этого не было. Не знаю, чего она хотела от меня. Но скорее всего, ничего. А только чтоб я закрыла, наконец, рот и перестала отвечать на её идиотские вопросы.

По химии придрались, что задача решена не тем способом. И несмотря на то, что ответ был получен правильный, отметку снизили.

И сочинение, которое я знала наизусть, потому что уже писала эту тему на 5 с +, приёмной комиссии отчего-то не очень понравилось.

Зато парням, особенно тем, кто после армии, была "красная дорожка". Помню, из одного из них на экзамене дружно посыпались шпаргалки из всех отверстий. Так экзаменатор подошла к нему и прошипела, чтобы он всё убрал и продолжал писать ответы на билет. Любую девчонку за то же самое выгнали бы точно. Ну вот так. Видимо, была установка валить школьниц и брать больше мальчиков, тем более уже отслуживших.

Короче, в тот год я вернулась в свой северный город Воркуту ни с чем. Как я добиралась домой на перекладных при отсутствии билетов в кассах - отдельная история.

Устроилась работать санитаркой в детскую больницу у себя на посёлке. В основном, для того, чтобы заработать медицинский стаж. За него полагались дополнительные баллы при поступлении.

Год работала и готовилась поступать снова. Ни о каких репетиторах тогда даже не думали. Всё сама. Обложусь учебниками и справочниками для поступающих по химии, биологии и литературе и сижу.

В больнице сильно уставала. Там дети, шум, гам, голова постоянно гудит. Многие дети лежали без родителей. В день 12 часов крутишься как белка в колесе: помой этаж, наведи дезрастворы, помоги раздатчице принести еду из другого корпуса, покорми маленьких детей, застирай колготки и т.д. и т.п. В ночь - тоже не легче. Надо мыть уже 2 этажа.

Была у нас ещё палата детей - отказников. Два 2-х летних бутуза - хулигана, и два ребенка с ДЦП. В обязанности санитарки входило в том числе и присмотр за этими ребятишками. Первые два что только не творили от скуки! То стенку измажут понятно чем, то кричат, то писают везде, где можно. А двух других, лежачих нужно было кормить из бутылки с соской детской смесью. Один мальчик, совсем взросленький (12 лет) выглядел на 7, лежал, скрючившись, все конечности были парализованы. Он постоянно стонал на одной ноте, не разжимал зубы. Покормить его - была большая проблема. Другая - девочка 2-3 лет, выглядела на 6 месяцев, со сплюснутой на одну сторону от однообразной позы головкой. Она так радовалась, когда кто-нибудь хотя бы просто подходил к ней.

Сейчас, наверное, у меня бы сердце кровью обливалось от жалости. Тогда же детей у меня ещё не было, и я воспринимала всё это спокойно, как неприятную утомительную обязанность.

Потом я перешла работать в физиокабинет. Вот там мне нравилось. Видя мою расторопность, медсестра, в конце концов спихнула на меня все процедуры, а сама торчала в поликлинике. Меня это не напрягало. Я выполняла свои обязанности. Потом принимала больных, делала УВЧ, кварц, электрофорез, ингаляции, магнит, наводила кислородные коктейли.

Вечерами и в выходные сидела за учебниками. Мама, буквально, силой вытаскивала меня от них.

Но всё же, я тогда для себя решила, что если что, тратить свою жизнь на постоянный штурм мединститутов я не буду. Если не поступлю, то пойду на биолога или в филологический, куда меня приглашали ранее.

Поскольку у нас в Воркуте и близлежащих городах медицинского ВУЗа не было, я разослала письма в несколько городов, где не надо было сдавать физику. Кроме того, мне было важно, чтобы экзамены были письменные. Устные напрягали. Если на меня смотрят недоброжелательно, я чувствую себя очень дискомфортно и могу что-то не так сказать.

Сначала пришёл ответ с подходящими мне условиями из Петрозаводска. Ну, думаю, поеду туда, хотя никогда там не была.

Самым последним был ответ из Воронежа. Я обрадовалась. В Воронеже у меня живут родственники. Физики не было. Экзамены письменные. Поэтому я отправила документы туда.

У мамы отпуска на тот момент не было. Я полетела в Воронеж одна.

Здесь меня встретили мои тёти. И я всё время экзаменов жила у них.

Честно сказать, родня была настроена скептически. Никто особо не верил, что я поступлю без блата и денег. Они говорили, мол, лучше бы ты пошла в технический ВУЗ, там у нас есть знакомые, а в меде никого.

Первый экзамен был - биология письменно. Это профилирующий (главный) экзамен. Я сдавала во втором потоке. Моя тётя тайком в перерыв бегала смотреть результаты, которые вывешивали во дворе института на стенде. Она работала недалеко.

Когда она узнала оценки первого потока, пришла домой расстроенная и завела со мной разговор о том, какое у них хорошее медучилище, и если что, мне можно поступать туда. Я сначала не поняла. Потом оказалось, что на стенде были сплошные двойки, реже - тройки, и совсем единичные - четверки и пятерки.

Поэтому смотреть свои оценки я шла на подгибающихся ногах. Вроде бы знала, что написала всё, что знаю. Но всё же...

Пришла. Смотрю на стенд, ищу свою фамилию. А там опять сплошные 2 и 3!

И тут вижу себя. А напротив - 5. Пять!

Как я добежала до дома, и не помню. А там тётя уже всё знает. Она снова бегала в перерыв к институту.

Поздравления! Радость! Но расслабляться рано.

Следующий экзамен - сочинение. И опять всё повторилось точь в точь! 5!

Правда, здесь я была более уверена в хорошем результате. Но, помятуя опыт прошлого года, всё равно, переживала.

Осталась одна химия письменно.

Пришла, взяла билет, пишу. Написала всю теорию, что знала. Взялась за задачу. И тут у меня ступор. Вроде и знаю, как решать. И задача несложная. Но не выходит ответ, и всё. Сидела, сидела до самого конца.

Написала примерное решение. Сдала. Ну, думаю, за задачу сразу 2 балла снижают. Если и в теории какая-то ошибка будет, то всё - получу двойку. Каково это - после двух пятёрок получить 2!?

Только вышла на порожки, и в голове прояснилось, я ясно увидела, в чём было дело. Совсем глупая ошибка - перепутала валентность кальция. Ну совсем глупость! Видимо, от нервов.

Конечно, шла к стенду как на голгофу. Смотрю - 3. Ну, что ж. Всего 13 баллов.

До зачисления было несколько дней. Хожу по городу, переживаю. Кто что говорит. Когда-то был проходной балл - 13, а когда-то даже - 14. Поступлю? Не поступлю?

Приехала мама. Тоже ходит со мной, нервничает.

Вот подошёл день зачисления. Нас всех собрали в центральной аудитории. И решили типа совещаться, какой будет проходной балл.

Родители у порога института маются. Я тоже свою маму оставила на улице.

Мурыжили, мурыжили. Наконец, объявляют, что проходной - 12. Оказывается, они посрезали много людей на биологии и сочинении. Была масса двоек. Поэтому балл получился ниже. Кроме того, мы писали работы не под фамилиями, а под шифром. У них такое первый год сделали. Была комиссия из Москвы. И благодаря этим новшествам, у нас ровно полкурса поступили неблатных.

Я не стала дослушивать до конца. И первая выскочила на улицу.

Все родители уставились на меня. А я умерила шаг, сделала постное лицо, иду, хмурюсь, ищу глазами маму.

А она ко мне на встречу выходит. Сама серьёзная и грустная. Может, готовится меня утешать.

Я так спокойненько ей и говорю: "Поздравь меня, мама. Я студентка!".

Она сначала не поверила. Уставилась на меня. Потом как заплачет. Это была самая незабываемая минута.

Когда мне бывает грустно, я всегда вспоминаю этот торжественный момент своей жизни и понимаю, каким может быть счастье.

Тут же начались хлопоты и заботы. Устройство меня в общежитие. Для этого маме пришлось срочно слетать в Воркуту за справкой из бугалтерии.

И вот я - студентка меда. Лечебный факультет, дневное отделение. Бюджет. Но тогда платных и не было.

Первая поездка в колхоз на картошку. Первое занятие в анатомичке, заформалиненные трупы в чане, которые мы всегда доставали в начале занятия. Латынь. Первая сессия. И пошло-поехало. 6 лет грызли гранит науки.

Закончила институт я с красным дипломом. Потом интернатура. Затем устроилась не без труда врачом на скорую помощь.

Но медицина - она ведь такая. Учиться надо постоянно. Но мне это нравится. Учиться я люблю.

Каждые 5 лет - 1,5 месячные курсы усовершенствования врачей по своей специальности. Экзамены. Получение сертификата на 5 лет. А без него работать нельзя.

Сейчас вот аккредитация.

Кроме этого, получение категории. Опять сдаёшь тесты, пишешь работу, собираешь документы, проходишь комиссию. Вторая категория, первая, высшая.

Сейчас ещё НМО (непрерывное медицинское образование) на сайте. Тесты, курсы, конференции, набор баллов.

И так всю жизнь. Учение - свет, а неучение - тьма.

Жалею ли я, что пошла в медицину? Однозначно, нет.

Хоть и устала, и тяжело. Но медицина мне интересна и дорога. Как старая подруга, с которой мы всю жизнь вместе. И уже не можем друг без друга.

Своё фото
Своё фото