Найти тему

Зачем нужны мультипликаторы и как они помогают оценивать компании и выбирать акции

Оглавление

Задача долгосрочного инвестора — отобрать в свой портфель акции компаний, которые со временем будут расти.

Но при выборе компаний бывает сложно сравнивать их друг с другом. Например, два ритейлера заработали по миллиарду за прошлый год: как понять, кто из них эффективнее?

Для этого инвесторы используют специальные показатели — мультипликаторы. О них мы и будем рассказывать в этом цикле материалов.

Почему сложно сравнивать компании друг с другом

На первый взгляд может показаться, что отбирать акции по эффективности бизнеса не так трудно: достаточно просто посмотреть, какая компания больше зарабатывает.

Но на деле всё сложнее.

Допустим, есть две компании, которые производят мебель:

  • «Альфа» стоит 10 млн рублей и зарабатывает 1 млн чистой прибыли в год;
  • «Бета» оценивается в 150 млн рублей и приносит 10 млн рублей ежегодно.

Какая компания выгоднее? Кажется, что ответ очевиден, ведь прибыль «Беты» в 10 раз больше.

Но «Альфа» окупится за 10 лет, а «Бета» — за 15.

Кажется, теперь нам уже очевидно, что инвестировать надо в «Альфу». Но давайте копнём глубже.

Оказывается у «Альфы» есть кредит на 2 млн рублей и ежегодно она должна платить по нему 0,5 млн рублей. Теперь картина меняется. Получается, что стоимость компании уже 12 млн рублей (ведь потенциальный покупатель купил бы её вместе с долгом) и она окупится уже за 24 года. Теперь выбор инвестора уже очевиден в пользу «Беты».

Но принимать решение рано. Ведь мы ещё не учли темпы и потенциал роста. Оказывается за счёт кредита «Альфа» открыла новые точки: вскоре она будет зарабатывать уже по 2 млн рублей ежегодно. Тогда срок окупаемости сократится уже до 6 лет.

А теперь представим, что обе компании решили выпустить акции: по 100 000 шт. каждая. Акции «Альфы» стоят на бирже 50 ₽, а «Беты» — 700 ₽.

Цена каких бумаг более соответствует их рыночной цене? Учитывая прибыль компаний, на одну акцию «Альфы» приходится 10 ₽ прибыли, а на одну акцию «Беты» — 100 ₽. Получается, что при текущих ценах инвестор окупит инвестиции в акции первой компании за 5 лет, а второй — за 7. И вновь бумаги «Альфы» кажутся перспективнее.

Даже на этом предельно упрощённом примере понятно, как непросто сравнивать компании друг с другом и оценивать их реальную стоимость. Сравнивать реальные компании и их акции ещё сложнее.

Перед тем как купить акцию, инвестор должен изучить, как обстоят дела у компании-эмитента: сколько она зарабатывает, есть ли у неё долги, на что компания тратит деньги и пр. Тогда он сможет гораздо точнее оценить перспективы и риски вложений.

Зачем нужны мультипликаторы

Мультипликаторы — коэффициенты (соотношение) финансовых показателей компании и (или) её стоимости. Они позволяют сравнивать разные компании между собой по единой шкале и оценивать справедливую стоимость их акций.

По мультипликаторам можно:

  • сравнивать компании и выбирать самые эффективные;
  • сравнивать рыночную цену активов компании с реальной стоимостью бизнеса, чтобы понять, справедливо ли её оценивает рынок;
  • искать недооценённые бумаги.

Использование мультипликаторов — это один из методов фундаментальный анализа, принципа отбора ценных бумаг, в основе которого лежит анализ эффективности бизнеса компании-эмитента и того, какую прибыль она может принести инвестору.

У фундаментального анализа много методов, но все их в целом можно свести к одному: найти справедливую (реальную) стоимость акций. Инвесторы ищут акции, которые торгуются ниже своей справедливой цены, и покупают их в надежде на будущий рост быстрее индекса или стабильные дивидендные выплаты. Для этого они анализируют финансовую и бухгалтерскую отчётность компании, её производственные показатели.

Как используют мультипликаторы

Когда мы оценивали «Альфу» и «Бету» по сроку окупаемости, мы использовали самый популярный мультипликатор —  P/E (Price/Earnings). Он выражает отношение стоимости бизнеса к его годовой прибыли и показывает, за сколько лет компания окупит свою цену при текущем уровне прибыли.

Мультипликаторы универсальны. Можно взять любые компании и сравнить их по этому мультипликатору без учёта их масштаба и других факторов.

Например, две компании стоят по миллиарду каждая, но у одной P/E равен 10, а у другой — 20. По этому показателю первая будет более привлекательна для инвестиций.

Мультипликаторы показывают, насколько справедливо компанию оценивают инвесторы.

Если мультипликаторы ниже средних по отрасли, акция недооценена, и наоборот.

Например, среднее значения P/E для банков равно 8, но у одного банка мультипликатор равен 5, а у другого 8. Значит, первый банк недооценён рынком, а цена второго близка к справедливой. Высокий P/E относительно рынка, отрасли или конкурентов говорит о переоценке компании.

Средние значения мультипликаторов по разным отраслям разнятся. Например, в добывающей промышленности средний P/E может быть равен 6–8, а в IT — более 20–30. Поэтому для сравнения по мультипликаторам важно брать компании из одного сектора.

Мультипликаторы универсальны. Можно взять любые компании и сравнить их по этому мультипликатору без учёта их масштаба и других факторов.

Какие мультипликаторы бывают

P/E — простой и понятный мультипликатор. Но сравнивая компании только по нему, мы используем лишь один критерий — текущую прибыль. P/E не учитывает темпы роста, наличие кредитов, не помогает спрогнозировать будущую прибыль.

Существуют десятки разных мультипликаторов. Они позволяют сравнивать компании по разным критериям: стоимости, долгу, эффективности, темпам роста, стоимости акций и пр.

Просмотрев основные из них, инвестор может принять более взвешенное решение.

Важно понимать, что показатель мультипликатора — это только инструмент для сравнения разных компаний и акций. Он не влияет непосредственно на доходность инвестиции в акции или прибыльность самой компании. А более выгодный показатель мультипликатора ещё не гарантирует, что инвестор получит доходность.

В следующих уроках мы подробнее рассмотрим самые популярные мультипликаторы и как ими пользоваться.

Выводы урока

1. Мультипликаторы помогают сравнивать компании друг с другом без учёта их масштаба и других факторов, а также показывают, насколько справедливо компания оценена инвесторами.

3. Если мультипликаторы ниже средних по отрасли, акция недооценена, и наоборот.

4. При анализе компаний важно использовать несколько мультипликаторов по разным показателям: выручке, рентабельности, активам, долгам и пр. — вместе они дадут более полное представление об инвестиционной привлекательности компании.

Подписывайтесь и ставьте лайки, чтобы не пропустить следующие интересные статьи.