В этой статье мы разобрали те составляющие, которые передаются через визуальный канал восприятия: габитарный, вещественный и кинетический имидж.
Еще одна составляющая нашего образа - это ВЕРБАЛЬНЫЙ имидж: словарный запас, грамотность, тембр голос, скорость, интонации, умение делать паузы, привлечь и удержать внимание аудитории, чистота и живость речи, точность и логичность изложения, отсутствие слов-паразитов и прочее.
Сейчас много курсов, посвященных ораторскому мастерству, полагаю этот вид имиджа не нуждается в дополнительном пояснении.
А вот МЕНТАЛЬНЫЙ имидж - куда более загадочная история)
МЕНТАЛЬНЫЙ ИМИДЖ - на каких убеждениях основано то, что мы говорим/пишем. Его составляют моральные принципы, личное мировоззрение, этические установки, социальные стереотипы, религиозные убеждения. И вот здесь мы должны обратить внимание не только на нашу устную речь, но и письменную:
- личную и деловую переписку
- публикации в соц.сетях.
Именно через коммуникации мы раскрываем наш ментальный имидж, и письменные источники хранят наши ошибки и успехи гораздо дольше, чем устные. В связи с этим всё большее значение обретают соц.сети, и всё большую силу они получают в сфере влияния на имидж.
Вы наверняка слышали о скандалах, когда люди подвергались осуждению за свои посты или даже лишались работы или рекламных контрактов.
Вполне вероятно, вы или ваши знакомые сталкивались с просьбами HR-менеджеров при приеме на работу дать ссылки на профили в ваших соц.сетях.
В марте 2019 года портал hh.ru провел опрос работодателей, согласно которому 84% интересуются социальными сетями кандидатов на позиции.
Как только мы становимся частью компании (особенно крупной, особенно на руководящих позициях), наша репутация и ментальный имидж становятся частью имиджа всей компании.
И я уже не говорю про деловые или романтические знакомства - всё чаще люди вместо визиток дают и просят ссылки на соц.сети.
Тот контент, который мы создаем, говорит о нас многое, поскольку мы склонны делиться значимыми для нас вещами. По нашим постам, например, можно понять какие-то черты характера, увлечения, политические или религиозные взгляды.
ЧТО МОЖНО ПОНЯТЬ ПО СОЦСЕТЯМ?
Закрытый профиль может быть свидетельством интровертивного типа личности, а желание публиковать все мельчайшие события, происходящие в жизни, свидетельствует о сильной зависимости от общественного мнения и слабых внутренних опорах. Людям необходимо постоянно привлекать внимание к себе, чувствовать поддержку для подтверждения собственной значимости.
Личности, открытые новому, часто пишут о своих интеллектуальных интересах и распространяют полезный контент.
Практичные люди делятся советами, а люди с низкой самооценкой чаще других публикуют посты о своих романтических отношениях.
Через социальные сети мы САМИ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЯЕМ, мы как бы закрепляем в виртуальном пространстве то, что с нами происходит. Иногда чтобы просто вернуться к приятным воспоминаниям, а иногда - чтобы доказать что-то самим себе или окружающим.
В 2019 году онлайн-журнал "Бумага" вместе с МегаФоном опросили 826 читателей, чтобы узнать, как влияет поведение человека онлайн на его восприятие в реальной жизни. И вот какие основные выводы были сделаны:
- В социальных сетях люди в основном ведут себя так же, как и в жизни.
У тех, кто принял участие в опросе, который я проводила в своем Instagram*в 2021 году, мнения разделились:
- Кто-то отмечал, что в 90% случаев впечатление от личного общения совпадает с впечатлением от его профиля в соц. сетях: "Обычно, если мне понравился человек по общению, то и страничка в соц.сетях нравится. Публикации, фото, истории. Наоборот не было"
- А кто-то писал, что "В 90% случаев соц.сети - это понты", и что "офигенный визуал инсты - это маленький бонус для человека, но точно не большой показатель его личности".
2. Человек часто ведет себя более открыто онлайн, чем в жизни.
Это интересный эффект социальных сетей: когда мы публикуем посты, чувствуется определенная уединенность (есть я и мой телефон) и безопасность, и наедине с собой мы бываем более откровенны и эмоциональны, иногда забывая о доступности написанного, особенно если профиль открыт.
Мы меняемся, меняются наши взгляды и мир вокруг нас, и спустя десятилетия, написанное в соц.сетях может неожиданно повлиять на нашу жизнь.
В 2019 года американского актера и стендап-комика Кевина Харта лишили работы ведущего церемонии "Оскара" из-за его твитов 10-летней давности(!). ЛГБТ-сообщество раскритиковало найденные посты, в которых он нелицеприятно отзывался о сексуальных меньшинствах.
3. Если человек ведет себя по-разному в жизни и в соц.сетях - это признак лицемерия.
4. Соц.сети помогают понять ценности человека.
5. Благодаря соц.сетям легче понять, есть ли у вас общие интересы.
Также участники опроса "Бумаги" выделили, что для них важно, чтобы человек соблюдал правила этикета в соц.сетях, например, не игнорировал чужие сообщения, и общался грамотно.
И конечно, они отметили, что манера общения человека в соц.сетях может изменить мнение о нем как о профессионале.
Социальные сети стали незаменимым источником продвижения бизнеса. И с каждым годом тенденция ухода в виртуальный мир будет только расти. А это потребует большей открытости как крупных компаний, так и отдельных личностей.
Интересно, что у 53% участников моего опроса отсутствие профиля в соцсетях у знакомых вызывает скорее недоумение и подозрение:
"Это очень странно. Так или иначе в современном мире всё больше и больше проникают в наш быт", "Это иногда даже пугает".
а у 34% складывается позитивное представление о таком человеке:
"Нормальный человек! Делами занят, а не чем попало.", "Человек молодец и не тратит время попусту. Умеет отдыхать и расслабляться по-другому!"
ВЛИЯНИЕ СОЦСЕТЕЙ НА НАШЕ САМОЧУВСТВИЕ.
Я прочитала несколько исследований о влиянии соц.сетей на самочувствие людей и склонна доверять тому, что для многих из нас соцсети - это источник повышенной тревожности, чувства зависти и одиночества.
Мы видим картинки чужой красивой и счастливой жизни, неважно по какой причине: потому что людям искренне хочется делиться радостью, или создать определенный имидж, или получить социальное одобрение и повысить самооценку. И невольно сравниваем эти отдельные моменты, вырванные из общего контекста их жизни и прилизанные для соцсетей, со своей жизнью, о которой мы знаем АБСОЛЮТНО ВСЁ, и чувствуем свою неполноценность.
Поэтому как и везде в жизни, при формировании имиджа в соц.сетях важен БАЛАНС. В данном случае - баланс между жизнью в реальности и в виртуальном пространстве.
Не хочу хвататься за телефон каждый раз, когда мне хорошо. Я хочу видеть этот мир своими глазами, а не через экран телефона, пока снимаю сториз. Да, мне хочется делиться какими-то моментами из жизни, моими прекрасными котами, в конце концов). Мне важно и приятно, когда посты, которые я выкладываю, набирают лайки - это признание моей работы и выражение поддержки друзей. Так что для поддержания дружбы и крепких семейных уз приходится заставлять некоторых это делать ))
Но я боюсь одержимости, когда мне станет важно выложить каждый шаг, каждое свое действие на всеобщее обозрение. Возможно поэтому я никогда не стану великим блогером))
*Instagram - соц.сеть, запрещенная на территории РФ